Качество товаров и методы её оценки
Сущность дисциплины «товароведение в отрасли» - предмет, задачи, используемые методы исследования.
Предметом товароведения являются потребительная стоимость товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.
Товароведение ставит своей задачей изучение факторов, влияющих на формирование и сохранение качества товара, проведение оценки, контроля, сертификации качества, а также диагностики дефектов продовольственных товаров. Качество продовольственных товаров при транспортировке, хранении и реализации не остается без изменений, и поэтому в задачу товароведения входит изучение всех процессов, происходящих в продовольственных товарах в эти периоды товародвижения и нахождения оптимальных условий для максимального сохранения качества и сокращения потерь. К задачам товароведения продовольственных товаров относятся также изучение ассортимента товаров, активное воздействие на его систематическое улучшение и расширение, повышение культуры потребления населениям продовольственных товаров. С появлением нового ассортимента товаров перед товароведением встает задача раскрыть покупателям биологически ценные свойства товаров, сформировать покупательский спрос.
Методы исследования:
Ассортимент товаров – понятие, виды, показатели.
АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ — это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные потребности.
Ассортимент бывает ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ (промышленный) и ТОРГОВЫЙ. Промышленный ассортимент —Например, московская фабрика «Большевик» выпускает мучные кондитерские изделия. Торговый - основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы (АО «Кристалл», «Кампомос» и т. д.).
Виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный. ПРОСТОЙ АССОРТИМЕНТ набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей, например, сахар, соль, хлеб и др. СЛОЖНЫЙ АССОРТИМЕНТ - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах (например, ассортимент кондитерских товаров). Г РУППОВОЙ АССОРТИМЕНТ набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности (например, хлебобулочные, плодоовощные, молочные и др. группы товаров), объединенных по признаку функционального назначения. РАЗВЕРНУТЫЙ АССОРТИМЕНТ - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах. СОПУТСТВУЮЩИЙ АССОРТИМЕНТ - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для магазина (мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары). СМЕШАННЫЙ АССОРТИМЕНТ -- набор товаров разных групп, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
Показатели:
Качество товаров и методы её оценки.
Качество товара является одной из его основных характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. КАЧЕСТВО — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности.
Существуют следующие методы определения качества товаров.
1. ОРГАНОЛИПТИЧИСКИЙ МЕТОД. Этим методом устанавливают качество товаров при помощи органов чувств (зрения, обоняния, вкуса, осязания, слуха) по внешнему виду, цвету, консистенции, вкусу и запаху.
ВНЕШНИЙ ВИД продукта определяют осматриванием его с поверхности на разрезе, обращают внимание на равномерность цвета и наличие посторонних включений. ЦВЕТ (окраска) продукта лучше всего устанавливается при естественном освещении.
ВКУС И ЗАПАХ - важнейшие показатели качества продуктов. Существуют четыре основных вида вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький. На ВКУС могут оказывать влияние различные вещества, вызывая острый, жгучий, терпкий, освежающий и другие привкусы. Посторонний привкус указывает на изменение качества пищевого продукта. Различают множество запахов, присущих различным пищевым продуктам. К посторонним запахам относят: прогорклый, появляющийся при порче жиров; плесневелый, обусловленный развитием плесени; гнилостный, возникающий при разложении белковых веществ. Каждому продукту свойственна определенная консистенция. Для твердых и полу твердых продуктов различают консистенцию твердую, рыхлую, порошкообразную (мучнистую), упругую, эластичную и т. д. Для жидких — вязкую, сиропообразную, жидкую и т. д. Изменение консистенции продукта свидетельствует об ухудшении его качества.
Однако у этого метода есть и недостатки, делает оценку качества недостаточной, органолептический метод не даст полного представления о качестве товара, его химическом составе, наличии пли отсутствии вредных веществ. При опенке качества некоторых товаров (чая, кофе, вина) органолептический метод имеет решающее значение. Он незаменим при дегустации
2. ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД. Этот метод исследования требует применения специальной аппаратуры, поэтому он более сложный и длительный, но дает возможность точно и объективно произвести оценку качества продуктов. Лабораторные методы подразделяют на физические, химические, микробиологические и физиологические. ФИЗИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ определяют удельный вес и плотность продуктов, температуру их плавления, застывания и кипения, вязкость, интенсивность окраски и др. ХИМИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ устанавливают содержание в пищевых продуктах белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, вредных и ядовитых примесей и др. МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ определяют наличие в продуктах вредных для здоровья человека микроорганизмов. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТО-МИ устанавливают усвояемость, а так-же энергетическую ценность пищевых продуктов, их пищевую безвредность, витаминную ценность и др.