Минимальные социальные стандарты уровня жизни населения
Помимо прожиточного минимума в числе минимальных стандартов уровня жизни населения, обеспечивающих минимально необходимую степень удовлетворения основных потребностей человека, экономическая наука называет устанавливаемые в законодательном порядке нормативы обеспеченности жильем, охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.
Глава 12. Политика доходов и оплата труда
Конституцией Украины предусмотрено право каждого гражданина на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления призваны в соответствии с законом поощрять жилищное строительство и создавать условия для реализации права на жилье. Малоимущим, а также иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, такое право предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по установленным нормам.
В качестве минимально допустимого норматива обеспеченности жильем на период преодоления экономического спада в Украине принята так называемая жилищно-санитарная норма, на которую в дореформенный период ориентировалось государство при предоставлении населению жилья, в общественном жилищном фонде, при оплате так называемых излишков жилой площади и т. п. Накануне распада СССР в стране действовала жилищно-санитарная норма — 9 кв.м на человека, которая, как показали исследования, обеспечивает нормальное осуществление физиологических функций человека. Исходным при этом является «воздушный куб в расчете на человека». Нижним его пределом, как признано мировой наукой и практикой, являются 25—30 куб.м воздуха на человека. При минимальной высоте жилого помещения в 2,8 м в расчете на одного человека получаем площадь — 8,93 м2 (округленно — 9 кв.м). В перспективе, по мере выхода Украины из социально-экономического кризиса, названная норма может и должна быть увеличена и, видимо, дифференцирована применительно к местным природно-климатическим условиям.
В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания населения используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреждениями. Министерством экономики Украины утверждены «Социальные нормы и нормативы», подготовленные министерствами и ведомствами, функционирующими в социальной сфере, в том числе и в здравоохранении. Эти нормы и нормативы органы исполнительной власти субъектов государства используют в работе по финансовому и бюджетному планированию.
В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности медицинских услуг в соответствии с требованиями Конституции Украины гарантируется бесплатность для населения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Расходы, связанные с оказанием таких услуг, покрываются за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Кроме того, согласно Конституции Украины, в стране финансируются различные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной медицинской и частной сис--
316 Раздел 3. Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда
тем здравоохранения, поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, обеспечение экономического и санитарно-эпидемиологического благополучия.
В области образования Конституция Украины гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных общеобразовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее или среднее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении или на предприятии. Установлены государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. В качестве стандартов обеспеченности образовательными учреждениями используются: число мест в дошкольных учреждениях, нормы наполняемости классов в общеобразовательных школах разных типов и др.
Аналогичны подходы к установлению социальных нормативов в области культуры. Здесь роль стандартов призваны играть нормы развития сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры в городах и сельской местности и т. п.
В сфере условий охраны труда и состояния окружающей среды государственными стандартами служат установленные законодательством показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) содержания химических и других, отрицательно влияющих на работо- и трудоспособность граждан веществ в воде, воздухе и на рабочих местах производственных предприятий. Используются также нормы перемещения грузов, их подъема на определенную высоту и другие нормы предельно допустимой тяжести и вредности производственной среды.
Законодательство об улучшении условий труда и производственной среды предусматривает проведение профилактических мероприятий с тем, чтобы труд стал более гуманным. Здесь, прежде всего, имеется в виду создание условий, максимально отвечающих физическим и профессиональным возможностям трудящихся, обеспечение безопасности и здоровой производственной среды, включающей применение эргономических принципов при проектировании орудий и организации труда и предотвращение состояний чрезмерных перегрузок и утомляемости.
На основе исследований и обобщения мирового опыта разработаны типовые инструкции по данным проблемам. Они относятся либо к отдельным отраслям (горнорудная промышленность, лесное хозяйство, транспорт и др.), либо к областям особого риска (радиация, шумы, вибрация и т. п.). В настоящее время существенное внимание уделяется исследованиям, касающимся отдаленных последствий (т. е. влияния на трудо- и работоспособность человека, на его здоровье) неблагоприятных факторов условий труда и состояния окружающей среды. Результаты
Глава 12. Политика доходов и оплата труда
исследований также должны использоваться при разработке социальных нормативов в сфере охраны труда.
В современных условиях важное значение приобретает установление гарантий (нормативов) занятости населения, поскольку положение работников на рынке труда далеко не всегда устойчиво.
Предпринятые наукой попытки разработать минимальные показатели предельно допустимого уровня безработицы по регионам страны не получили законодательного (или хотя бы рекомендательного) статуса. В этой связи можно считать, что минимальных стандартов в области занятости практически не существует. Между тем без них оценивать положение дел на рынке труда и его влияние на уровень жизни населения весьма затруднительно.