Их карточек в системе KANBAN
Замена на контейнере одного вида карточки на другой, относящийся к одному сорту деталей, может происходит только в накопителе, где циклы оборота карточек пересекаются.
Замена карточки того же вида, но относящейся к другому сорту деталей, может происходить только на поставляющем или потребляющем рабочем месте через картотеки 1 и 2 соответственно.
Механизм оборота карточек и работы «вытягивающей» системы состоит из трех фаз [Аникин].
1. Потребляющее рабочее место №2, получив заказ от последующего по ходу производственного процесса рабочего места (к примеру, №3), определяет свою потребность в деталях, необходимых для выполнения данного заказа. Из картотеки 2 отбираются соответствующие транспортные карточки, которые по мере освобождения контейнеров по одной прикрепляются к ним и отправляются в накопитель.
2. В накопителе на основании информации транспортных карт отбираются контейнеры, заполненные необходимыми деталями. С них снимаются карточки заказа и прикрепляются на поступившие пустые контейнеры, с которых, в свою очередь, транспортные карточки перевешиваются на отобранные заполненные контейнеры. Таким образом, на каждом отобранном контейнере с деталями карточка заказа меняется на транспортную карточку, а на пустых контейнерах транспортные карточки меняются на карточки заказа. Заполненные контейнеры с транспортными карточками перемещаются к месту потребления. Пустые контейнеры с карточками заказа отправляются к поставляющему рабочему месту №1.
3. Поставляющее рабочее место №1, получив из накопителя пустые контейнеры с карточками заказа, приступает к обработке деталей (необходимого сорта и в необходимом количестве, указанном на карточке) и планирует свою потребность в материалах с дальнейшим размещением заказа на предыдущих по ходу производственного процесса рабочих местах. В случае если поставляющее рабочее место еще занято обработкой предыдущих заказов, вновь поступивший заказ становится в очередь (в картотеку 2). Когда заказ исполнен и контейнеры заполнены, они с прикрепленными карточками заказа отправляются в накопитель, где соответствующий запас пополняется до необходимого уровня.
Практика показывает, что 95—98% времени, в течение которого материальный поток находится на производственном предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Этим обусловливается значительная доля логистических издержек в себестоимости выпускаемой продукции.
Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным компаний "Бош", "Сименс", "Мицубиси", "Дженерал моторс", 1% сокращения расходов на выполнение логистических функций имеет тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта .
При этом основными факторами синергетического эффекта применения логистического подхода к управлению материальным потоком на производственных предприятии являются следующие.
1. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство.
2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками.
3. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.
4. Улучшается качество выпускаемой продукции.
5. Сокращается производственный цикл и минимизируются затраты.
Поясним более подробно системные показатели, позволяющих снизить затраты, связанные с производственным процессом:
Оптимизация запасов — одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда компаний Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства (систему "KANBAN"), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%.
Сокращение численности вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.
Снижение потерь материалов. Любая логистическая операция — это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций — это сокращение потерь.
Улучшение использования производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади. В частности, при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади складских помещений.
Снижение травматизма. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.