Микрологистическая система KANBAN

Понятие и виды логистической системы.

Логистическая система – это адаптирующаяся система с обратной связью, в границах которой выполняются те или иные логистические операции, состоящая из нескольких элементов, представляющих собой ее подсистемы, имеющая развитые связи с внешней средой и прочные, стабильные связи между элементами системы, позволяющие поддерживать ее гомеостатичность на основе наличия синергического эффекта.

Целью создания л.с. является доставка материально-сырьевых ресурсов и/или товаров в нужное место, в заданном количестве и ассортиментом составе, подготовленных в максимально возможной степени к производственному или личному потреблению, при оптимальном уровне издержек производства и обращения.

Свойства л.с.:

1) Сложность;

2) Подвижность;

3) Уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения;

4) Адаптивность;

5) Синергическая связь.

На микроуровне л.с. может быть представлен в виде следующих основных подсистем:

- Закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

- Планирование и управление производством – эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.

- Сбыт – подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

Виды логистических систем:

Микрологистические системы – это предприятия-изготовители той или иной продукции/услуг, занимающиеся вопросами оптимизации движения материальных и связанных с ними финансовых и информационных потоков и имеющие логистически ориентированную организационную структуру.

Макрологистические системы – это определенная группа объектов, связанная общностью тех или иных экономических интересов, что подтверждается наличием материально-финансовых договоренностей между ними и/или общей цели функционирования на уровне региона или организационно-технологического объединения, имеющая соответственные структурные логистические образования.

Глобальная логистическая система – это определенная группа предприятий, имеющая все признаки макрологистической системы, функционирующая на территории двух или более стран.

17. Система поставок «точно в срок» в закупочной логистике

Микрологистическая концепция «точно в срок» (just-in-time) – система поставки комплектующих или товаров непосредственно к моменту продажи товаров в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время. Появление этой концепции относится к концу 1950-х готов, когда японская компания «Toyota Motors» начала внедрять систему «KANBAN».

Первоначальным лозунгом концепции JIT было потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При такой поставке страховые запасы, иммобилизующие денежные средства фирмы, оказывались не нужны.

JIT – это современная концепция построения логистической системы в производстве, снабжении и распределения, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с запасами.

Логистическая система JIT характеризуется следующими основными чертами:

- минимальные (нулевые) запасы материалных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукций;

- небольшие объемы производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);

- взаимоотношения по закупкам материальных ресурсов с небольшим количеством надежных поставщиков и перевозчиков;

- эффективная информационная поддержка;

- высокое качество готовой продукции и логистического сервиса.

Система JIT позволяет максимально снизить уровень запасов поставляемой продукции, что значительно снижает издержки по хранению и содержанию.

Фирма старается выбрать небольшое количество поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание. В концепции JIT поставщики становятся, по существу, партнерами производителей готовой продукции в их бизнесе.

В реализации концепции JIT ключевую роль играет качество. Таким образом, это вылилось в философию TQM (Total Quality Management – Тотальное Управление Качеством), которая ставила качество на первое место во всех стратегических и тактических целях фирмы.

Микрологистическая система KANBAN

Микрологистическая система KANBAN является одной из первых попыток практического внедрения концепции "точно в срок" корпорацией Toyota Motor. Система KANBAN представляет собой первую реализацию "тянущих" микрологистических систем в производстве.В системе KANBAN сочетаются особенности системы "точно в срок", в частности, малый размер запаса и отдельные производственные единицы. Системы чаще применяются при регулярном выпуске больших объемов продукции, но менее пригодны для дорогих или крупных изделий (расходы на их хранение на складе или доставку велики).Микрологистическая система KANBAN, впервые примененная корпорацией Toyota Motors 1972 г. на заводе "Такахама" (г. Нагоя, Япония), представляет собой систему организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующего страховых запасов. Сущность системы KANBAN заключается в том, что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются ресурсами в количестве и в сроки, которые необходимы для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем. В отличие от традиционного подхода к производству структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа подразделения фирмы, осуществляющего операции на последующей стадии производственно-технологического цикла. Средством передачи информации в системе является специальная карточка "kanban" в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается число деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки), в то время как в карточке производственного заказа - число деталей, которое должно быть изготовлено (собрано) на предшествующей технологической стадии. Эти карточки циркулируют как внутри предприятий фирмы Toyota, так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов. Таким образом, карточки "kanban" несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции, что позволяет реализовать концепцию «точно в срок».

Наши рекомендации