Выручка и прибыль. Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба
Валовая выручка — это полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей. Определяется валовая выручка в фактических ценах реализации на фактический объем реализованной продукции.
Валовой доход предприятия — разница между выручкой от реализации и материальными затратами; включает оплату труда и прибыль.
Валовой доход и прибыль в сопоставлении с издержками или всеми используемыми ресурсами характеризуют эффективность работы предприятия и рентабельность.
Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг; обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия (фирмы); определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг и суммой всех затрат предприятия на производство и реализацию.
Вся прибыль, полученная предприятием, есть валовая прибыль. Прибыль — конечный финансовый результат, она включает следующие элементы:
1) прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
2) прибыль от реализации продукции, работ и услуг;
3) доходы от внереализационных операций;
4) доходы от сдачи имущества в аренду;
5) дивиденды, проценты по акциям, облигациям;
6) курсовая разница по валютным операциям;
7) доходы от различных переоценок и др.
От размера полученной прибыли зависят финансовое положение предприятия, возможности формирования фондов развития производства и социальной сферы, материального поощрения работников.
Различают полную (общую, валовую, балансовую), чистую (остающуюся после уплаты налога с прибыли), бухгалтерскую (разница между доходами от продаж и бухгалтерскими издержками) и экономическую (учитывающую вмененные, альтернативные издержки) прибыль.
Формула безубыточности предприятия (фирмы) показывает зависимость между объемом выручки, ценой, постоянными и переменными затратами:
где Q — объем реализации продукции в натуральном выражении;
Ц — цена за единицу продукции;
—постоянные издержки на единицу продукции;
— переменные издержки на единицу продукции.
где Р — прибыль предприятия.
На основе анализа безубыточности можно предположить четыре основных пути повышения прибыли предприятия:
1) повышение цены реализации;
2) снижение переменных затрат на единицу;
3) снижение постоянных затрат;
4) увеличение объема производства.
Важный показатель эффективности предприятия — норма прибыли. Он определяется двумя путями, такими как:
1) отношение прибыли к издержкам предприятия (себестоимость); показывает эффективность использования текущих
затрат:
2) отношение прибыли к авансированным вложениям (основным производственным фондам и оборотным средствам).
Показывает эффективность использования основных и оборотных фондов:
Эффект масштаба — соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Чем больше масштабы производства, тем ниже средняя себестоимость единицы продукции и выше прибыль при прочих равных условиях.
Эффект масштаба может быть положительным или отрицательным. Положительный эффект масштаба определяется следующими факторами:
1) снижением величины постоянных издержек, приходящихся
на единицу продукции в начале процесса расширения производства;
2) более высоким уровнем специализации;
3) возможностью использования более производительного оборудования;
4) более полной утилизацией отходов путем производства побочной продукции.
Отрицательный эффект масштаба возникает в результате воздействия таких факторов, как:
1) рост переменных издержек, приходящихся на единицу продукции (закон убывающей отдачи);
2) сложность управления крупномасштабным производством.
Относительная значимость положительного и отрицательного эффектов масштаба нередко оказывает определяющее воздействие на структуру отрасли.
В зависимости от соотношения темпов роста издержек производства и объема производства различают:
1) возрастающую (положительную) отдачу от масштаба — объем производства растет быстрее, чем издержки, а значит, средние издержки производства снижаются;
2) убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба—издержки растут быстрее, чем объем производства, а следовательно, средние издержки производства возрастают;
3) постоянную отдачу от масштаба — объем производства и издержки растут одинаковыми темпами, соответственно, издержки производства единицы продукции (средние издержки) постоянны.
Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. Это отрасли естественной монополии. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы.
К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро- , газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.