Производственной деятельности и в конкурентной борьбе 2 страница
В практике работы целого ряда предприятий и фирм используйся система LRP - Logistic Requirements Planning - система плани-
рования и контроля входного, внутреннего и выходного матери- альных потоков на уровне предприятия. Система обеспечивает интегрированный подход к управлению запасами в каналах сферы, обращения, внутрипроизводственными и товарными запасами технологическими и организационными процессами. Система LRР известна также под названием «Supply Chain Management» - система управления логистической цепью. Она также предусматривает прогнозирование потребности в продукции транспорта, спроса на товары и изделия, выпускаемые фирмой, определения целесообразной (оптимальной) звенности логистических цепей и т. д. В системе LRP используются пакеты прикладных программ, применяемых в рамках концепций MRP и DRP.
Среди микрологистических концепций, применяемых на Западе в последние 10-15 лет, достаточно большое распространение получили различные варианты концепции DDT - Demand Driven Techniques - реагирования на спрос. Она разрабатывалась как модификация концепций MRP/DRP, направленная на четкое реагирование изменений потребительского спроса. Можно выделить четыре варианта концепции «реагирования на спрос» а именно: Rules Based Reorder (ROP), Quick Response method (QR), Continuous Replenishment (CR) и Automatic Replenishment (AR).
Концепция ROP использует методику контроля и управления запасами, основанную на точке заказа и параметрах расхода материалов. Она применяется для выявления и оптимизации величин страховых запасов в соответствии с установленными колебаниями спроса. Эффективность этого метода определяется точностью прогноза. Так как прогнозы не отличались особой точностью, концепция ROP долгое время не пользовалась спросом. С появлением возможности получать и обрабатывать информацию о спросе практически с каждого места реализации продукции при помощи современных информационно-компьютерных систем востребованность метода ROP резко возросла.
Концепции QR, CR и AR основываются на методологии «быстрого (реактивного) отклика» на предполагаемый спрос посредством быстрого пополнения запасов в тех местах, где прогнозируется увеличение спроса. Так, например, метод быстрого реагирования -QR - это метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной оптовой торговли и распределительные центры. Метод предполагает тесное взаимодействие между торго-
вым предприятием и его поставщиком, оптимизацию товарных запасов предприятий торговли путем их уменьшения, но не ниже
уровня, обеспечивающего немедленное удовлетворение большей части заявок покупателей. Решение о поставке товаров на предпри-тия реализации (торговли) предприятием-изготовителем принимался тогда, когда достаточно высока вероятность возникновения пеальной потребности в товаре определенного вида. Реализация метода QR предполагает возможность предприятия-поставщика оперативно перестраивать производство на выпуск новых товаров небольшими партиями, наличие устойчивой информационной связи между предприятиями реализации (торговли) и предприятием-поставщиком. Информационная поддержка обеспечивает разделение QR процесса между розничными посредниками, оптовиками и производителями. Происходящие совершенствования в информационных технологиях приводят к уменьшению неопределенности в сроках доставки товаров, производстве и пополнении запасов, открывая тем самым широкие возможности для взаимодействия партнеров в интегрированных логистических сетях.
Логистическая система CR (непрерывного пополнения) является модификацией QR метода и направлена на исключение необходимости в заказах на пополнение запасов товаров. Целью CR является эффективное логистическое управление, направленное на непрерывное пополнение запасов товаров у розничных посредников. Согласно ежедневной обработке и анализу об объемах продаж у розничных посредников и отправок товаров оптовикам фирма-производитель определяет целесообразную суммарную потребность в количестве и ассортименте товаров. Поставщик на основе обработки информации о продажах и прогнозе спроса непрерывно (или с высокой периодичностью) пополняет запасы у розничных посредников или через оптовиков или напрямую.
Дальнейшим совершенствованием концепций QR и CR явилась логистическая система AR (автоматического пополнения запасов). Стратегия AR предлагает фирмам производителям товаров набор правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям (комбинация размеров, цвета и сопутствующих товаров в конкретном месте розничной сети). AR позволяет фирмам-поставщикам Удовлетворить потребности розничных посредников в товарной категории посредством отслеживания единичных продаж и наличных запасов для товаров быстрой реализации. Реакция на товарную ка-
тегорию позволяет поставщикам повысить гибкость и эффективность пополнения запасов. У производителей и оптовиков появляется возможность улучшить планирование поставок при условии знания объемов продаж и наличия запасов товаров у розничных посредников, в дистрибутивных центрах и на производстве. Лучшее видение ситуации в дистрибутивных каналах помогает поставщикам своевременно реагировать на изменения спроса, улучшить организацию сбора заказов, размещения складов и производственных подразделений.
ВЫВОДЫ
1. Основными объектами логистических систем обычно считают самостоятельные предприятия и организации, имеющие счет в банке, печать и выделенные на самостоятельный баланс. Возрастающее значение приобретает максимальная ориентация на индивидуальные вкусы и запросы. Современные тенденции в производстве и реализации товаров связаны с увеличивающейся частотой смены товаров, в связи с чем логистические системы должны гибко реагировать на это.
2. Одной из наиболее распространенных логистических концепций является концепция MRP. Суть концепции MRP заключается в сочетании высокой производительности труда и высокого качества, при этом повышение качества не влечет за собой увеличение производственных издержек. На первый план выходит не строгая дифференциация комплекса производственных задач и управленческих функций, а системный интегрированный подход к их выполнению.
3. В современных условиях время (наряду с качеством, издержками, гибкостью) становится для многих предприятий чрезвычайно важным целевым показателем, который приносит рыночный успех за счет сокращения производственного цикла, точного соблюдения графиков поставки, быстрой адаптации к меняющимся условиям ускорения разработок новой продукции и технологии ее доставки. Концепция с ориентацией на время носит название «точно в срок».
4. Воплощением концепции «точно в срок» в производстве является логистическая система «kanban». При функционировании системы «kanban» цех-изготовитель не имеет законченного плана и графика, он жестко связан не общим планом, а конкретным зака-
зом цеха-потребителя, оптимизирует свою работу в пределах этого заказа. Заказ формируется благодаря использованию специальных карточек внутрипроизводственного заказа.
Вопросы для самопроверки
1. Опишите в общих чертах понятие систем и их инструментарий.
2. Что такое «жизненный цикл» изделия и почему он сокращается?
3. Перечислите и кратко охарактеризуйте слагаемые эффективности логистики.
4. Как происходит выбор между двумя стратегиями «производить» или «закупать»?
5. В чем суть системы MRP-I?
6. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы системы MRP-I.
7. Дайте сравнительную оценку логистической системы MRP-I и традиционного массового производства.
8. В чем суть системы MRP-II и в чем ее отличие от MRP-I?
9. Назовите принципы, на которых строится концепция минимизации времени.
10. Приведите различия в подходе к оценочным показателям традиционных форм конкуренции и конкуренции на базе фактора времени.
11. Охарактеризуйте систему «точно в срок» (YIT).
12. Расскажите основные особенности функционирования системы «kanban».
13. Что такое допустимый минимальный уровень запасов и как он определяется?
14. Что заносится в карточку «kanban» и как она используется в системе производства?
15. Перечислите другие известные Вам логистические системы и кратко их охарактеризуйте.
Глава 6. ЛОГИСТИКА В УПРАВЛЕНИИ ЗАПАСАМИ 6.1. ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ЗАПАСОВ
Управление запасами в логистике относят к ключевым активностям, и оно играет важную роль в сфере общего логистического управления деятельностью любого предприятия или фирмы. Запасы в том или ином виде фигурируют на всем протяжении логистических цепей и каналов, омертвляя большую или меньшую часть оборотного капитала. Запасы требуют больших капиталовложений и поэтому представляют собой один из показателей, определяющий политику предприятия и влияющий на уровень логистического обслуживания в целом. Роль запасов в логистике так велика, что за рубежом ее определяют как менеджмент запасов, находящихся в покое или движении. Многие предприятия и компании в России не уделяют запасам должного внимания и, как правило, недооценивают свои потребности в наличных запасах, что приводит к значительно большим потерям капитала, чем могло бы быть.
Анализ структуры производственных фондов промышленных предприятий и структуры затрат в машиностроении показывает, что запасы материалов на предприятиях являются затратным фактором номер один. Следовательно, рентабельность, ликвидность и, в конечном счете, предпринимательский успех в такой же решающей степени зависит от размещения как и от производства. Снижение величины запасов приводит к заметному повышению рентабельности.
Органы управления запасами компаний и фирм несут ответственность за их объем, т. е. поддерживают баланс между входящими и выходящими потоками товаров и сырья для обеспечения быстрого их продвижения. Доведенный до совершенства баланс обеспечивает как минимальный запас, так и непрерывный цикл производства. На практике управление запасами является отнюдь не про-
стой задачей. Встречаются ситуации, когда ввоз или вывоз запасов отклоняется по времени и количеству, т. е. становится неуправляемым. Очевидно, что данное положение дел является нежелательным, поэтому негативные последствия этой ситуации необходимо свести до минимума за счет совершенствования уровня планирования.
В конце 70-х годов в Японии зародилась новая концепция наличия и управления запасами, основные черты которой можно сформулировать следующим образом. Каждое предприятие должно иметь:
запасы в виде резервов производственных мощностей, которые могут быть реализованы по мере возникновения надобности в них;
запасы товарно-материальных ценностей не должны превышать определенного минимума (это объясняется тем, что запасы товарно-материальных ценностей в больших количествах неэффективны, так как они, с одной стороны, омертвляют капитал, с другой стороны, их наличие в оборотных производственных фондах затушевывает серьезные недостатки в производстве и препятствует устранению даже тех из них, которые стали очевидными);
при совершенствовании производства главенствующую роль должна играть работа по сокращению запасов.
В Японии наличие больших запасов сравнивают с разлившейся рекой, в воде которой тонут многие важные проблемы экономического плана. Обнаружить же эти проблемы можно только тогда, когда материальные запасы предприятий будут сокращены. Только тогда, по мнению японцев, и начинается отыскание путей решения ранее незамеченных проблем, что ведет в конечном счете к снижению запасов на предприятиях.
Несмотря на то, что исследованиям экономической сущности запасов посвящено значительное число работ, единое определение запасов как экономической категории отсутствует. В большей части определения запасов приводятся применительно к конкретному их виду. А. Н. Родников определяет запасы как «находящиеся на различных стадиях производства продукции производственно-технического назначения изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления». В свою очередь в главе 2 запас определен как материальный поток в конкретном временном сечении. Иными словами запас - это форма существования материального потока.
Все запасы предприятий и организаций могут быть представлены следующими видами:
Серийный запас. Образуется вследствие округления в сторону большего, чем заказано для закупки и производства, но не превышающего определенного минимального размера серии. Примеры серийного запаса: поставщик поставляет только кратное количество сырья, или склад обеспечивает только полными коробками комплектующих, например, болтами.
Циклический запас. Образуется вследствие производства или ввоза товаров (сырья) с определенной частотой в определенные промежутки времени. По сравнению с серийным запасом причина образования циклического запаса - непостоянное пополнение с той разницей, что при серийном запасе ограничителем является количественный аспект, а при циклическом - временной. Пример циклического запаса: транспорт, обеспечивающий вывоз товаров от поставщика, прибывает каждую пятницу и за один подвоз полностью обеспечивает потребителя в определенном виде товара на всю следующую неделю.
Технологический (переходный) запас - материальные ресурсы (незавершенное производство, готовая продукция), движущиеся из одной части логистической системы в другую.
Запас использования мощности. Образуется в случае, если свободные мощности используются для производства (или транспортировки) товара или услуг при отсутствии спроса на них. Целевая установка снижения запасов в подобной ситуации (диверсификация производства) недооценивается, преимущества отдаются максимальному использованию оборудования. Пример запаса использования мощностей: чтобы не допустить порожнего пробега транспорта поставщик поставляет товары, которые уже заказаны, но еще не запрошены.
Запас безопасности (страховой запас). Создается, чтобы избежать возможной неуверенности, связанной с гарантиро-ванностью подвоза, производства и вывоза продукции. Чем больше неуверенность и чем длиннее период реакции на заказ, тем выше должен быть уровень запаса безопасности. Пример запаса безопасности: чтобы не зависеть от надежности поставщика, на складе создается небольшой запас, который имеется всегда под рукой.
Предупредительный запас. Образуется, чтобы избежать предсказуемых колебаний в поставках, производстве или вывозе. Отличие от запаса безопасности и запаса использования мощностей заключается в том, что при создании предупредительного запаса колебания предсказуемы. Имеется ряд производственных и экономи-
ческих причин для того, чтобы сочетать ритм поставок для производства и вывоза. Примеры предупредительного запаса:
1) закуплено большое количество сырья, поскольку ожидается рост цен или угрожает забастовка со стороны поставщика;
2) создание сезонного запаса для удовлетворения ожидаемого пика спроса, например, новогодние (рождественские) украшения.
Запас под рукой или линейный запас. Формируется товарами, находящимися в производственном процессе, т. е. на транспорте или в обработке. Уровень такого запаса в большей степени зависит от транспортировки. Так, например, когда происходит перегрузка с одного вида транспорта на другой, обладающий большей скоростью, чем предыдущий, средний линейный запас резко сокращается. Пример линейного запаса: товары, которые транспортируются в отдел производства или из мест производства в места продажи.
Неликвидный запас- когда циклы в производстве и дистрибуции не совпадают с жизненным циклом товара.
Более подробная классификация запасов, присутствующих в логистических системах, приведена В. И. Сергеевым [27], когда они подразделяются по пяти группам признаков.
Так по месту в логистической цепи выделяют запасы материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции, тары и возвратных отходов.
По отношению к базисным (логистическим) функциям (активностям) различают: запасы материальных ресурсов в снабжении; производственные запасы материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции; сбытовые (товарные) запасы готовой продукции в системе дистрибуции; совокупные материальные запасы. Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации логистического управления с позиций общих (логистических) издержек.
По функциональному назначению запасы могут быть: текущими, страховыми, подготовительными и сезонными.
Текущие запасы предназначены для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками. Подготовительный запас - это часть производственного (сбытового) предназначенная для подготовки материальных ресурсов (готовой продукции) к производственному или личному потреблению. Сезонные запасы в большинстве своем связаны с цикличностью воз-
делывания и уборки сельскохозяйственных культур, что вызывает необходимость иметь запасы до следующего периода уборки.
По отношению к звеньям логистической системы - запасы у поставщиков, у потребителей, у торговых посредников, у посредников в физическом распределении (системе реализации).
Т. Терешкина предлагает классифицировать запасы по натурально-вещественным признакам, месту их нахождения, времени возникновения, функциональному назначению, объему и потребности в них.
Так по месту нахождения запасы обычно подразделяют на производственные и товарные. Товарные или сбытовые запасы -это готовая продукция предприятий, которая обрела статус товара, предназначенного для продажи конечным потребителям или перепродажи торговыми структурами. Такие запасы находятся в каналах сферы обращения, в пути следования, на складах.
Существует так называемый пороговый запас, т. е. такой запас, при достижении которого необходимо произвести очередной заказ.
Запасы по объемам и потребности в них могут быть нормативными и сверхнормативными. Другими словами, это запасы, уровень которых соответственно равен или превышает установленный норматив.
Запасы всегда считались фактором, который обеспечивает безопасность любой системы, ее стабильное функционирование. Несмотря на общую тенденцию минимизации запасов в ряде случаев дефицит запасов может привести к увеличению издержек в системе. Имеют место три вида издержек, отрицательно влияющих на деятельность предприятий и фирм:
издержки от невыполнения заказа (задержка с отправкой) - дополнительные затраты, связанные с продвижением товаров и их отправкой из-за недостаточного их количества в запасах;
издержки в связи с потерей сбыта, когда постоянный заказчик обращается в другую (зачастую конкурирующую) фирму;
издержки в связи с потерей заказчика, когда отсутствие запасов или их недостаточный уровень оборачивается стабильным поиском заказчика других источников снабжения.
Стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок, так как в нее входят потери времени на изготовление продукции, потери времени рабочих и потери времени в перерывах производства при возможной переналадке оборудования.
Для процессов управления запасами устанавливаются и фиксируются все перемещения (поступление, выдача, резервирование) на складах и в отдельных подразделениях предприятий. Требования к размещению зависят от характера складируемых объектов. Поэтому в первую очередь необходимо провести анализ состояния запасов и номенклатуры хранимых материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции.
6.2. ABC- И XYZ-АНАЛИЗ
Существуют несколько методов нормирования, контроля и анализа состояния запасов на предприятиях. Один из таких методов структурирования запасов носит название ABC-метода (АВС-method), правила 20/80 или правила Парето. Еще в 1897 г. итальянский экономист, социолог и математик Вильфредо Парето, анализируя данные распределения богатств среди граждан Милана, пришел к выводу, что 20 % граждан являются владельцами 80 % всех материальных ценностей. Еще 30 % граждан владеют 15 % ценностей, а остальные 50 % обладают только 5 % материальных ценностей. Такое распределение сохраняется и в других сферах. Согласно этому правилу пятая часть (20 %) исследуемых объектов от всего их числа дает 80 % результата. Так из общего числа ученых 20 % из них делают 80 % открытий, равно как и из общего числа наименование (позиций) товаров в запасах 20 % дают, как правило, 80 % прибыли предприятия, еще 30 % товаров дают 15 % прибыли, а остальные 50 % только 5 % прибыли. ABC-метод, заключается в разбиении номенклатуры N всех потребляемых материальных ресурсов, реализуемых товарно-материальных ценностей и других на три собственных неравномерных подмножества А, В и С (N = AÈBÈUC; AÇBÇC = 0), или класса эквивалентности на основе некоторого формального алгоритма. Алгоритм разбиения может быть следующим.
1. Подсчитывается общее количество заявок, поступивших за определенный период, и делится на общее количество позиций в номенклатуре N, в результате деления получается средняя величина заявок Р, приходящаяся на одну позицию номенклатуры.
2. Определяется подмножество А, в которое включаются все материальные ресурсы, количество заявок на которые в шесть и более раз превышает Р.
3. Определяется подмножество С, в которое включаются все материальные ресурсы, количество заявок на которые в два и более раза меньше Р.
4. Все оставшиеся материальные ресурсы включаются в подмножество В.
Подмножества А, В и С можно определить и по доле отдельных позиций номенклатуры в общем стоимостном объеме запаса. Для этого сначала рассчитывают долю в % от общего стоимостного объема запасов по каждой позиции номенклатуры, а затем составляют упорядоченный список в порядке убывания стоимости, располагая вверху списка позицию номенклатуры с самой большой долей. В подмножество А включают 20 % позиций упорядоченного списка, начиная с наиболее значимой, в подмножество В - следующие 30 % позиций, а в подмножество С- оставшиеся 50 %.
Вероятность возникновения спроса на материальные ресурсы из подмножеств А, В и С подчинена различным законам распределения. Установлено, что в большинстве промышленных и торговых предприятий примерно 80 % стоимости запасов охватывает около 15 (20) % наименований номенклатуры (подмножество А), 15 % стоимости - соответственно 35 (30) % наименований (подмножество В), 5 % стоимости - 50 % наименований (подмножество С). Изделия А наиболее ценные, изделия В средние по стоимости, изделия С самые дешевые и самые массовые. Американцы называют эту закономерность правилом большого пальца: поднятый вверх большой палец руки символизирует 20 (15) % объектов, при этом сжатые в кулак 4 пальца обозначают значимость поднятого вверх - 80 %.
В результате анализа сделан вывод о том, что на 20 % продукции, находящейся на складе, приходится 80 % вложенных в запасы средств. Это говорит о том, что большая часть капитала предпри- ятия омертвляется при хранении на складе незначительного количества товаров, т. е. является напрасной тратой средств.
При проведении АВС-анализа его результатом является построение кривой Лоренца (рис. 6.1). Для того, чтобы знать, приносят ли средства, вложенные в запас, прибыль, необходимо вести учет всех запасов, причем в зависимости от категории (ABC) изделий должен различаться контроль за ними.
Выводом из этого анализа для изделий А будет: необходимость точного расчета оптимальной величины заказа; тщательный контроль состояния запасов; повышение роли информации об этих изделиях для клиентов. Изделия этой группы - основные.
Рис. 6.1. Процесс проведения анализа АВС
Изделия В требуют обычного контроля, налаженного учета и постоянного внимания. Как правило, это вспомогательные материалы.
Изделия С нуждаются в самом обыкновенном контроле, таком, как периодическая проверка уровней запаса. Для них оценивается оптимальное количество заказов и определяется величина потребности за длительный период времени (например, годовая потребность), к таким изделиям относятся инструменты, запасные части.
В результате различного учета в зависимости от принадлежности изделия к группам ABC различен и срок возобновления запасов конкретного изделия на складе, что позволяет определить причины увеличения затрат на складирование. Эти причины могут быть следующими:
сырье приобретается задолго до его использования в производстве;
сырье закупается в слишком больших размерах; сырье и материалы, относящиеся к группам В и С, достаточно долго хранятся на складе, занимая место в дорогостоящем складском помещении;
детали и материалы из-за длительного хранения устаревают;
закупленные материалы требуют затрат труда на переработку, сортировку и т. д.;
хранение требует определенного температурного режима, и, следовательно, дополнительных энергозатрат.
Применение метода ABC как метода учета запасов позволяет уменьшить затраты, вложенные в запасы на любых предприятиях (объектах).
Еще одним методом характеристики запасов является анализ XYZ, с помощью которого ассортимент находящихся на складе изделий распределяется в зависимости от частоты их потребления.
Анализ XYZ позволяет провести структурирование тех же ресурсов, но с точки зрения характера их потребления и точности прогнозирования изменения в потребности. Группировка ресурсов осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации «V». Он представляет собой отношения среднеквадратического отклонения к среднеарифметическому значению показателей:
где X, - текущее значение спроса за квартал в стоимостном выражении для конкретной позиции запасов;
X - среднеквартальное значение спроса по этой же позиции; п - число кварталов, за которое производится оценка.
К категории X относятся те позиции номенклатуры хранимого в запасах, коэффициент вариации которых менее 10 %. Они характеризуются постоянной величиной их потребности, малыми колебаниями в расходе и высокой точностью предсказания.
Категория Y - это материальные ресурсы (позиции номенклатуры), потребность в которых характеризуется заранее известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонные колебания) и средними возможностями прогноза. Коэффициент вариации находится в пределах 10 < V<25 %.
Материальные ресурсы (позиции номенклатуры хранимого) категории Z потребляются нерегулярно, эпизодически, точность их прогнозирования невысокая. Коэффициент вариации V > 25 %.
Построение кривых распределения находящихся в запасах товаров по частоте их потребления основано на анализе прошлого опыта и использовании метода наименьших квадратов для создания регрессионной зависимости. Результат анализа XYZ представлен на рис. 6.2.
Совмещение анализов ABC и XYZ дает матрицу, состоящую из девяти различных классов изделий. При выявлении принадлежности изделий к тому или иному классу и определении на основе каких предпосылок это установлено, можно использовать для каждого изделия целесообразный метод при их размещении. Например, можно распределить изделия (рис. 6.3) по различным уровням автоматизации и возможностям использования ЭВМ.
При определении потребности в материалах имеют место два принципиально отличающихся подхода.
Первый подход основан на расчете потребности в материалах, только тогда, когда она возникает (например, при поступлении заказов потребителей).
Второй подход основан на расчете расхода используемых материалов. Этот подход используется тогда, когда требуемое клиентом время поставки меньше, чем цикл восстановления складских запасов.
Наряду с названными двумя подходами существуют три метода расчета материалов: детерминированный, стохастический и эвристический.
Рис. 6.2. Применение анализа XYZ