Задачи (цена ответа 8 баллов). 3.1. Торговая компания "Сатурн" продает футболки на Рижском и Черемушкинском
3.1. Торговая компания "Сатурн" продает футболки на Рижском и Черемушкинском рынках. Эластичности спроса соответственно равны 5 и 8. Торговой компании удается успешно разделить эти рынки и препятствовать перепродаже купленных на другом рынке футболок Какую цену должна назначить компания на футболки, продающиеся на Рижском рынке, если цена футболки на Черемушкинском рынке равна 10 руб.?
3 2. Известны данные по добыче меди в ряде стран мира:
Страна | Ежегодная добыча, | Предельные издержки, |
тыс т | долл. за фунт | |
Канада | 724,4 | 0,88 |
Чили | 1356,4 | 0,58 |
Перу- | 397,2 | 0,79 |
США | 1007,3 | 0,68 |
Замбия | 363,0 | 0,54 |
Заир | 0,49 |
Постройте кривую предложения меди на мировом рынке.
3.3. В отрасли действуют две фирмы, предельные издержки которых одинаковы и равны нулю. Спрос на продукцию отрасли равен:
Р = 100 — О, где Р — цена (в руб. за шт.);
<Э — объем спроса (тыс. шт.).
а) Каким образом фирмы поделят рынок между собой в усло
виях равновесия Курно? Какой при этом будет цена равновесия?
б) Если фирмы объединятся в картель, какое количество това
ров они выпустят и по какой цене продадут?
278 Глава 8. Типы рыночных структур несовершенная конкуренция
в) Если в отрасли была бы свободная конкуренция, чему бы была равна цена и какой объем производства был бы характерен для нее?
3.4. Покажите графически и опишите, каким образом поддер
живается долгосрочное равновесие в:
а) конкурентной отрасли с возрастающими издержками;
б) монопольной отрасли;
в) олигопольной отрасли (дуополия Курно),
г) отрасли с монополистической конкуренцией.
3.5. Организованную преступность с экономической точки зре
ния можно рассматривать как олигополизированную отрасль по
производству запрещенных товаров и услуг. Основываясь на эко
номической теории конкурентного поведения, предложите ориги
нальные методы борьбы с мафией.
Глава 9. Рынок труда. Распределение доходов
Начиная с этой главы мы приступаем к изучению нового типа рынков — рынков факторов производства. Спрос и предложение на этих рынках формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг. Поэтому спрос на ресурсы выступает как производный спрос, а предложение ресурсов зависит в конечном счете от предложения потребительских благ. Для анализа рынков факторов производства необходимо вспомнить теорию производства, где рассматриваются основы теории спроса на ресурсы (глава 5). Конкретизируем общий подход применительно к рынку труда.
Предельная доходность труда равняется предельному доходу фирмы, умноженному на предельный продукт труда:
МКРЬ = МК х МРЬ, (9.1)
где МКРЬ — предельная доходность труда;
МК — предельный доход;
МРЬ — предельный продукт труда.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене выпуска: МК=Р. Если фирма максимизирует прибыль, то она нанимает рабочих до тех пор, пока предельная доходность труда не будет равна заработной плате (МКРГ = ш), т. е. до тех пор, пока предельный доход от использования фактора (труда) не будет равен издержкам, связанным с его покупкой (т. е. зарплате). Подставив в (9.1) вместо МКРЬ заработную плату ш и вместо МК — цену Р, получим:
» = Рх МРЬ, МРЬ = —— > (9.2)
где V/ — номинальная заработная плата;
Р — цена выпуска,
-^---- реальная заработная плата.
Таким образом, условием максимизации прибыли является равенство предельного продукта труда реальной'заработной плате. Мы вывели, что
МК х МРЬ = ш. (9.3)
Аналогично можно вывести уравнения для капитала и земли:
МК х МРК = гк, (9.4)
где гк — рентная оценка капитала, и
МК х МР, = 1\, (9.5)
где г — рентная оценка земли (так как английские слова "труд" — 1аЬоиг и "земля" — 1апс1 начинаются с одной и той же буквы Ь, используется латинский термин 'Чегга" — земля, и г( означает рентную оценку земли).
280 Глава 9 Рынок труда. Распределение доходов
Разделив ш на МРЬ, получим
МК =
Аналогично
гк
МК = ----------- и МК =
МРК МР,
Вусловиях минимизации издержек предельный доход от всех факторов должен быть одинаковым.
МК =
МР, МРК МР
Так как фирма находится в положении равновесия, когда МК = МС, то
ш гк Г1
МС = МК = ------------- = -------- — = --------- — •
МР, МР„ МР,
Единого рынка ресурсов нет, но есть совокупность взаимосвязанных рынков — рынка труда, рынка капитала, рынка земли, рынка предпринимательских способностей (к этим основным рынкам часто добавляют рынок информации). Изучение любых рынков (и рынки факторов производства не составляют исключения) начинают с анализа совершенной конкуренции, переходя затем к изучению несовершенной конкуренции.
9.1. Спрос и предложение труда. Определение среднего уровня заработной платы
„ - • Под заработной платойв современной
•Заработная плата~
в условиях совершеннойэкономической науке понимается цена,
конкуренциивыплачиваемая за использование тру-
да наемного работника. В зависимости
от метода оценки трудовых затрат используют повременные (почасовую, дневную, недельную, месячную), сдельные, аккордные и другие виды оплаты
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платойназывают сумму денег, полученную наемным работником, реальной— совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности. Для большинства населения развитых стран заработная плата представляет основной источник существования, она составляет, как правило, 2/3 — 3/4 национального дохода.
Рассмотрим сначала общие принципы формирования среднего уровня заработной платы, а затем перейдем к анализу факторов, определяющих ее дифференциацию.
9 1. Спрос и предложение труда
Главным фактором, влияющим на уровень зарплаты, является эффективность использования трудовых ресурсов, измеряемая прежде всего прямым показателем "производительность труда" (или обратным "трудоемкость"). В свою очередь, на производительность труда влияет эффективность использования других производственных ресурсов — фондоотдача, материалоотдача (табл. 9—1).
С целью упрощения будем считать, что цена факторов производства отражает их качество (хотя в реальной действительности так бывает далеко не всегда) Например, качество труда зависит от физического здоровья, общего и специального образования, организаторских способностей, производственного опыта и т. д. Есть и такие факторы, которые вообще с трудом поддаются стоимостному измерению (в частности, нравственные ценности, социально-психологический климат в коллективе), хотя играют при этом огромную роль
Таблица 9—1 Показатели эффективности производства
Прямые |
Ресурсы
(факторы производства)