Форма предварительного расследования

2 формы: 1) Предварительное следствие 2) Дознание.

Общее между этими формами: 1 )Обе формы выполняют одинаковые задачи, связанные с предварительным этапом этой стадии. То есть основная задача- подготовить материал уголовного дела для рассмотрения его в суде. 2) В видах следственных и иных процессуальных действий. В обеих формах реализуются 1 и те же следственные действия (допросы, осмотры, обыски, следственный эксперимент). 3) Одинаковый круг участников, хотя моменты их появления не совпадают. 4) Момент начала и момент окончания также определяется одинаково. Момент начала связан с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела. Окончание- с итоговым процессуальным документом.

Отличия: 1) ПС рассматривается в качестве основной формы ПР. Дознание рассматривается в качестве формы ПР, осуществляемой дознавателем, либо следователем по уголовному делу, по которому необязательно ПС. Круг дел, по которому проводится дознание, проводится по остаточному принципу. Следовательно, круг дел здесь более широкий, чем в ПС, однако по УПК по подавляющему большинству дел проводится ПС. ( дознание- ст.5 УПК, и это только так). 2) Различия проводятся по : 1) категориям дел 2) субъектам ПР 3) по срокам ПР 4) по названию итогового процессуального документа 5) по моменту появления фигур обвиняемого. 6) и т.д.- частные отличия.

По категориям дел.

Основной объем дел расследуется органами ПС, что вытекает из ст.150, 151 УПК. Если обратиться к ч.3 ст.150 УПК, то можно сделать вывод, что в форме дознания расследуются дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, по которым процессуальная деятельность не представляется сложной.

п.2 ч.3 ст.150 УПК- об иных преступлениях небольшой и средней тяжести дела могут расследоваться по указанию прокурора.

Если по делу предусмотрено ПС согласно ч.2 ст.151 УПК, то оно переводиться в дознание не может. И наоборот, дела, по которым может проводиться дознание, могут переводиться по указанию прокурора в ПС.

По субъектам ПР.

ПС расследуется следователями, под которыми понимаются должностные лица, уполномоченные осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия согласно УПК РФ. Круг должностных лиц определен в ч.2 ст.151 УПК. В настоящее время это должностные лица органов 4 ведомств: СК РФ, ОВД, ФСКН, ФСБ. Причем, они занимают в этих органах должности следователей. (ФЗ «о службе в ОВД», ФЗ « о СК РФ»).

Дознание уполномочены осуществлять государственные органы- органы дознания. Их круг определен в ст.40 УПК. Но дознание при этом осуществляется не органами дознания, а органом дознания через дознавателя, как самостоятельного субъекта ПР. Понятие дознавателя закреплено в п.7 ст.5 УПК. Дознаватель- должностное лицо органов дознания, правомочное или уполномоченное начальником органов дознания осуществлять ПР в форме дознания, а также иные полномочия согласно УПК РФ. Но, по сути любое должностное лицо может приобрести статус дознавателя, кроме следователя. В первую очередь, это дознаватели по должности; участковые уполномоченные ; сотрудники уголовного розыска; иные сотрудники органов дознания.

В фигуре дознавателя по должности и процессуального дознавателя нет совпадений. (!!!)

В законодательстве четкой формы решения начальника органов дознания об уполномочивании или управомочивании должностного лица в качестве дознавателя не предусмотрено.

Кроме ст.40 УПК, круг органов дознания, должностные лица которых могут быть дознавателями (уполномочены или управомочены), определяется ч.3 ст.151 УПК. Из нее следует, что в настоящее время дознавателями могут быть только должностные лица органов 4 ведомств: ФСКН, ОВД, пограничных органов ФСБ, органов ФССП, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. Кроме того, дознание может проводиться следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН.

Дознаватели в ходе ПР, как и следователи обладают процессуальной самостоятельностью, но в более ограниченных пределах. То есть, самостоятельность дознавателя ограничена: 1) обязанностью согласовывать ряд действий, решений с прокурором, а некоторых- с начальником органа дознания 2) обязанностью выполнять письменные указания сразу 3 субъектов: прокурора, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания. Следователь же исполняет указания только руководителя следственного органа. При этом, дознаватель вправе обжаловать эти указания, но их обжалование не приостанавливает исполнение указания. А у следователя есть некоторые указания, которые он может оспорить с приостановлением (пока не рассмотрится).

По срокам ПР.

Сроки ПС: общий срок- 2 месяца. Может быть продлен до 3 месяцев руководителем следственного органа. Руководителем следственного органа может быть продлен срок до 12 месяцев. В итоге свыше 12 месяцев- уже руководителем следственного органа верхнего звена ( в исключительных случаях по делам об особо тяжких преступлениях).

Сроки дознания: общий срок- 1 месяц. Может быть продлен прокурором до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, прокурором субъекта РФ( среднего звена) может быть продлен срок до 12 месяцев.

В обоих случаях в срок включается время с момента возбуждения уголовного дела, и до направления материалов уголовного дела прокурору с итоговым процессуальным документом.

По итоговому процессуальному документу.

Итоговым процессуальным документом в ПС является итоговое обвинительное заключение- ст.220 УПК.

Итоговый процессуальный документ дознания- обвинительный акт- ст.225 УПК.

Если сравнивать, то кроме названия отличий мало. По сути главное в содержании обоих документов- фабула обвинения, квалификация деяния, и перечень доказательств, подтверждающих обвинение и т.д.

Отличие в том, что с обвинительным заключением следователь обвиняемого не знакомит. Его вручает уже прокурор после утверждения. А копия обвинительного акта вручается дознавателем обвиняемому при ознакомлении с материалами дела.

По моменту появления фигуры обвиняемого.

На ПС обвиняемый появляется с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.

На дознании такое постановление не выносится. Обвиняемый тут появляется с момента составления обвинительного акта. То есть обвинительный акт: 1) является итоговым процессуальным документом 2) является моментом появления обвиняемого.

На дознании подозреваемый даже тот, в отношении которого избрана мера пресечения, может пребывать в этом статусе более 10 дней. На ПС в течение 10 дней должно быть либо предъявлено обвинение, либо мера пресечения отменяется, кроме обвиняемых, заключенных под стражу.

Предусмотрена даже возможность составления постановления о привлечении лица обвиняемого. – ст.224 УПК.

В целом, дознание является сокращенной формой ПС. Согласно ч.1 ст.223 УПК дознание проводится в том же порядке, что и ПС ( глава 21,22,24-29 УПК), но с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК. Не действует глава 30, посвященная порядку ознакомления участников процесса с материалами уголовного дела и составлением обвинительного заключения, а также глава 23- предъявление обвинения.

В числе частных отличий можно добавить:

В отношении дознавателя и дознания у прокурора имеются властно-распорядительные полномочия. ( давать письменные указания, отменять любое постановление дознавателя). В отношении ПС и следователя таких полномочий у прокурора почти нет. Он имеет право отменить только 4 постановления следователя.

На дознании есть дополнительное основание появления подозреваемого( процессуальное). Всего их 3. На дознании появляется уведомление о подозрении в совершении преступления- ст.223.1 УПК. Уведомление вручается подозреваемому.

УПК предусматривает 1 факультативную форму: неотложные следственные действия по делам, для которых обязательно ПС. Понятие этих действий дается в ст.5 УПК (п.19).- действия эти проводятся органами дознания. И они носят неотложный характер, то есть промедление в их проведении может повлечь утрату доказательств.

Потребность в таких действиях в основном имеется в случаях, когда нет возможности обеспечить быстрое появление, приход на место происшествия следователя, а также, когда необходимо постоянное оперативное сопровождение расследования в его начале. Регулируется проведение этих действий ст.157 УПК. В этом случае субъектом расследования в ходе неотложных следственных действий выступает орган дознания в целом.

В ч.2 ст.157 УПК определен круг органов дознания, которые могут осуществлять неотложные следственные действия с отсылкой к ст.40, 151 УПК.

Срок этих действий- 10 суток. После этого дело подлежит передаче следователю.

Виды действий, относящихся к неотложным, УПК не определяет. По сложившемуся пониманию к этим действиям не могут относиться: 1) следственный эксперимент 2) допрос обвиняемого.

Проект ФЗ. В ГД внесен ФЗ «о внесении изменений в ст.62, 303 УК РФ, и в УПК РФ». Прошел 2 чтения. Суть изменений: 1) дополнение в УПК упрощенной формы дознания.

Признаки сокращенного дознания: 1)сокращение срока дознания- 15 суток с возможностью продления до 20. 2) ограничение пределов доказывания. Необходимо только установление события, характер вреда, виновность лица. 3) такое дознание не может быть проведено в ряде случаев ( когда нет ходатайства, несовершеннолетние подозреваемого, отнесение подозреваемого к субъектам, требующим особого порядка, невладение языком, невменяемость). Во время дознания подозреваемый вправе заявить ходатайство о применении общего порядка- провести дознание в общем порядке, и такое ходатайство дознаватель обязан удовлетворить.

Кроме сокращения дознания в таких случаях предусмотрено и сокращение судебного разбирательства. Оно будет проводится в порядке главы 40 УПК. То есть, по сути не проводится судебное следствие.

Проект предусматривает много иных упрощений. Итоговый документ будет называться- обвинительное постановление.

Такая форма дознания может быть осуществлена только при признании подозреваемым своей вины, отсутствия спора по поводу квалификации. Кроме того, дело должно быть возбуждено в отношении конкретного лица.

Будет введена глава 32.1 УПК.

Наши рекомендации