Общецеховые (общепроизводственные) расходы
Общецеховые, или так называемые общепроизводственные расходы (ОПР), включают затраты по содержанию помещений, а также затраты связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством. Сюда входит ряд статей:
· «Содержание цехового персонала»;
· «Содержание зданий, сооружений и инвентаря»;
· «Текущий ремонт зданий и сооружений»;
· «Амортизация зданий, сооружений и инвентаря»;
· «Расходы по охране труда»;
· «Возмещение износа малоценного и быстро изнашивающего инвентаря»;
· «Прочие затраты».
ОПР являются условно-постоянными затратами, т.к. они напрямую не зависят от объема выпуска продукции. Примером тому может служить арендная плата или заработная плата директора. Эти выплаты будут производиться в полном размере даже при значительном снижении производства продукции.
На практике в большинстве случаев рассчитывается смета общецеховых расходов и делится на заработную плату основных производственных рабочих. Таким образом, находится процент накладных общецеховых расходов для отнесения их стоимости на единицу готовой продукции. Если объем производства будет падать, то пропорционально уменьшится и заработная плата основных рабочих. В этом случае отношение суммы общецеховых расходов и заработной платы основных рабочих будет больше, чем в первом случае.
Рассчитаем некоторые из вышеперечисленных статей общецеховых расходов для предприятия по производству офисных стульев ООО «Падишах-Комфорт».
Как уже было сказано выше, помещение предприятие ООО «Падишах-Комфорт» арендует у ОАО «КАМАЗ» (ОАО «КАМАЗ» сдает неиспользуемые и простаивающие помещения и оборудование). Ежемесячно начисляется арендная плата, которая уплачивается ОАО «КАМАЗ».
Арендная плата включает в себя сумму амортизации здания, налог на имущество и арендный процент. Расчет ведется именно таким образом (а не через сумму арендной платы на 1 кв.м.), потому что наше предприятие занимает данное небольшое здание целиком и другие арендаторы отсутствуют.
Расчет арендной платы здания:
Балансовая стоимость здания - 500 000 руб.
Накопленный износ - 150 000 руб.
Остаточная стоимость (разница балансовой стоимости и накопленного износа) = 500 000 руб. – 150 000 руб. = 350 000 руб.
Сумма амортизации (1% от балансовой стоимости) =
500 000 руб. * 0,01 = 5 000 руб/год.
Налог на имущество (2% от остаточной стоимости) =
350 000 руб. * 0,02 = 7 000 руб/год.
Арендный процент (0,01% от балансовой стоимости) =
500 000 руб. * 0,0001 = 50 руб/год.
Арендная плата (в год) = сумма амортизации + налог на имущество + арендный процент =
5 000 + 7 000 + 50 = 13 050 руб/год
Арендная плата (в мес.) = 13 050 руб/год / 12 мес = 1 087,5 руб/мес.
Арендная плата (на ед.) = 1 087,5 руб/мес / 1000 шт. = 1,09 руб/ед.
Сумма затрат на освещение помещений (световая электроэнергия) была рассчитана в п. 3.3.1 и составила 17 602,79 руб/год (1 466,90 руб/мес.) или 1,47 руб. на единицу продукции.
Расход средств на отопление определяется на основе соответствующих норм и нормативов исходя из объема отапливаемого помещения и продолжительности отопительного сезона в году:
· нагрузка на объем помещения (9,2 т. м. куб.) = 0,004 Гкал/час;
· время использования:
8 мес/год по 30 дн/мес (24 час/сутки) = 5760 час/год;
· тариф теплоэнергии – 158 руб за Гкал/час;
· сумма затрат на теплоэнергию в год:
0,004 * 5760 * 158 = 3640,32 руб/год;
· сумма затрат на теплоэнергию в месяц:
3640 / 12 = 303,36 руб/мес;
· сумма затрат на теплоэнергию на ед.: 303 / 1000 шт. = 0,30 руб/ед.
Расход воды на хозяйственно-бытовые нужды рассчитывается на основе норм на одного работающего:
· нагрузка на 1 человека - 0,025 куб.м в сутки;
· время использования - 246 сут/год (как на освещение);
· количество работающих - 21 человек;
· тариф – 0,56 руб / куб.м;
· сумма затрат на воду в год:
0,25 * 246 * 21 чел. * 0,56 = 723,24 руб/год;
· сумма затрат на воду в месяц: 723,24 / 12 = 60,27 руб/мес;
· сумма затрат на воду на ед.: 60,27 / 1000 шт. = 0,06 руб/ед.
Спецодежду работников предприятие обновляет каждый год. Кроме того, необходимо произвести расчет мыла (гигиена работников).
Таблица 3.12
Расчет потребности в спецодежде
№ п/п | Наименование | Кол-во раб. | Потребность в год на 1 раб. | Норма расхода, шт/год | Цена | Сумма, руб/год | Сумма, руб/мес | Сумма, руб/ед. прод. |
Костюм х/б | 156,00 | 2 496,00 | 208,00 | 0,21 | ||||
Халат х/б | 75,00 | 375,00 | 31,25 | 0,03 | ||||
Ботинки | 180,00 | 3 420,00 | 285,00 | 0,29 | ||||
Рукавицы | 8,00 | 1 728,00 | 144,00 | 0,14 | ||||
Перчатки | 6,00 | 1 296,00 | 108,00 | 0,11 | ||||
Сварочная маска | 70,00 | 140,00 | 11,67 | 0,01 | ||||
Защитные очки | 15,00 | 165,00 | 13,75 | 0,01 | ||||
Итого | 9 620,00 | 801,67 | 0,80 |
Расчет потребности затрат на мыло:
- численность, потребляемая мыло(осн. и вспом. рабочие) – 18 чел.;
- расход на 1 раб. – 125 гр. в месяц;
- цена - 5 руб. (кусок 250 гр);
- сумма затрат на мыло в мес. – 18 * 125 *5 /250 = 45 руб/мес.;
- сумма затрат на мыло в год – 45 *12 мес. = 540 руб/год;
- сумма затрат на мыло на ед. продукции – 540 / 12000 = 0,05 руб/ед.
Затраты по статьям «Заработная плата цехового персонала» и «Отчисления на социальные нужды» отсутствуют. Как такого цехового персонала на нашем малом предприятии нет, и все расходы, связанные с оплатой труда вспомогательных рабочих по производству офисных стульев были отнесены в статью «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования».
К прочим общецеховым расходом в данном случае можно отнести:
* текущий ремонт здания и помещений (в том числе ремонт кровли, осветительно-отопительной системы, водоснабжения);
* возмещение износа малоценного и быстро изнашивающегося инвентаря (в том числе мел для разметки винилискожи, ведра, тряпки, кисти, швабры, чистящие средства для уборки помещений, необходимая мебель для работников);
* расходы на содержание здания и помещений (в том числе оплата услуг санэпидемстанции города по обработке помещений от грызунов);
* расходы на тарные материалы (в том числе тара и емкости для перемещения полуфабрикатов внутри цеха и складирования готовых офисных стульев) и другие.
Эти прочие общецеховые расходы можно принять равными 10% от заработной платы основных рабочих на единицу продукции:
50,2 руб. * 10% / 100 = 5,02 руб/ед.
Таблица 3.13