Группировка специфических расходов по хозяйствам

Для каждого УВР в классификаторе осуществляется подразделение статей по отраслевым хозяйствам:

1. Пассажирское хозяйство;

2. Хозяйство коммерческой работы в сфере грузовых перевозок;

3. Хозяйство перевозок;

4. Локомотивное хозяйство;

5. Вагонное хозяйство;

6. Хозяйство пути;

7. Хозяйство гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения;

8. Хозяйство автоматики и телемеханики;

9. Хозяйство связи;

10. Хозяйство корпоративной информатизации

11. Хозяйство электрификации и электроснабжения;

12. Иностранные железные дороги;

13. Отделения железных дорог;

14. Управления железных дорог;

15. Подразделения материально-технического снабжения;

16. Подразделения торговли и общественного питания;

17. Промышленные предприятия;

18. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения;

19. Строительно-монтажные подразделения;

20. Проектно-изыскательские подразделения;

21. Центральный аппарат ОАО «РЖД»;

22. Прочие подразделения.

6. В соответствии с экономическим содержанием расходы группируются по следующим элементам затрат:

– затраты на оплату труда – любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие и компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления и т.п.;

– отчисления на социальные нужды – затраты по начислению страховых взносов в пенсионный фонд, фонд социального страхования, в фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профилактику профессиональных заболеваний;

– материальные затраты – стоимость приобретаемых различного рода материалов и топливно-энергетических ресурсов, а также расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и индивидуальными предпринимателями.

Элемент «материальные затраты» состоит из следующих групп:

материалы;

топливо;

электроэнергия;

прочие материальные затраты;

– амортизация – сумма амортизации основных средств и нематериальных активов;

– прочие затраты – другие затраты, входящие в состав себестоимости

продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат (различные налоги, сборы, затраты на командировки, арендные и лизинговые платежи, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков и др.).

Структура эксплуатационных расходов ОАО «РЖД» по элементам затрат за 2008 г. приведена в таблице 2.

Отнесение расходов по элементам затрат осуществляется с учетом норм Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, и соответствующих статей главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации. При этом расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы.

Группировка расходов по элементам затрат осуществляется по каждой статье, отраслевым хозяйствам и основным группам расходов при планировании и учете фактических затрат. Расходы, отнесенные на статьи Номенклатуры (в разрезе элементов затрат), используются в дальнейшем для соответствующих группировок расходов по УВР и видам деятельности, что исключает возможность повторного отражения затрат. В статье расходов объединяются затраты по целевому назначению. Каждой статье присвоен определенной номер для кодирования первичных документов.

Таблица 2

Структура эксплуатационных расходов ОАО «РЖД» по элементам затрат, 2008 г.

Элементы затрат Всего Хозяйство
локомотивное пути вагонное
Затраты на оплату труда 29,05 26,54 24,82 24,66
Отчисления на социальные нужды 6,71 6,23 6,06 6,04
Материальные затраты 36,55 50,66 37,36 49,06
В т.ч.: материалы   12,63   8,13   23,69   32,25
топливо 5,92 17,5 1,44 0,74
электроэнергия 6,56 19,97 0,43 0,94
прочие МЗ 11,44 5,06 11,8 15,13
Амортизация 18,48 10,67 28,35 16,57
Прочие затраты 9,21 5,09 3,41 3,67
Всего

7. В зависимости от отнесения затрат на себестоимость продукции железнодорожного транспорта (по калькуляционному признаку) различают прямые расходы – связанные с производством одного вида продукции и непосредственно относящиеся на соответствующий вид перевозок (вид деятельности), и косвенные расходы – связанные с производством нескольких видов продукции и распределяемые между видами перевозок пропорционально различным измерителям или ранее распределенным расходам.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы являются косвенными и распределяются по видам деятельности и УВР пропорционально ранее распределенной заработной плате производственного персонала или ранее распределенной сумме специфических расходов.

Часть специфических расходов непосредственно относится на конкретный вид деятельности или работ, остальные специфические расходы распределяются по конкретным видам работ пропорционально измерителям.

8. В зависимости от отношения к объему работы (или размеров движения) выделяют зависящие и независящие (условно-постоянные) от объема работы расходы.

Деление расходов на зависящие и независящие имеет большое значение при планировании и анализе расходов, установлении тарифов на перевозку грузов и пассажиров, проведении различных технико-экономических расчетов.

Особенности железнодорожного транспорта как отрасли и его продукции определяют специфику структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат:

1. Отсутствие расходов на сырье и вследствие этого низкий удельный вес расходов на материалы, которые расходуются только на содержание в исправном состоянии технических средств и реализацию ими эксплуатационных функций.

2. Более высокий, чем в промышленности, удельный вес затрат на оплату труда, вследствие отсутствия сырьевой составляющей в себестоимости перевозок.

3. Высокая доля условно-постоянных расходов.

4. Высокая стоимость постоянных устройств, что увеличивает удельный вес амортизационных отчислений и ремонтного фонда.

Наши рекомендации