Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг»

Одной из особенностей организации анализа по системе «директ-костинг» является анализ взаимосвязи объёма производства, себестоимости и прибыли на базе классификации затрат на постоянные и переменные.

Поскольку переменные затраты изменяются в прямой пропорции к объёму производства, то важно знать, что такое «производственная мощность». Производственная мощность – это верхний объём производства, который предприятие может выполнить в данный момент времени. Выражается в человеко-часах, машино-часах, количестве единиц продукции.

Анализ проводится при помощи графика и арифметических расчётов.

При построении графика делаются следующие допущения:

1. Цены продажи неизменны.

2. Затраты подразделяют на постоянные.

3. Выручка пропорциональна объёму продаж.

4. Существует одна точка критического объёма производства.

5. Ассортимент изделий постоянный.

6. Объём производства равен объёму продаж.

Точка критического объёма производства показывает тот объём производства, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка, т.е. выручка равна полной себестоимости (переменные плюс постоянные расходы) (рисунок 5, 6).

График даёт возможность увидеть взаимосвязь между величиной выручки от продажи, совокупными затратами и прибылью.

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru Рисунок 5 – Графики поведения затрат и доходов

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru Рисунок 6 – График критической точки объёма производства

На графике три линии показывают зависимость постоянных и переменных затрат, выручки от продажи продукции и прибылью. График может быть построен как для предприятия в целом, так и для отдельных видов продукции и подразделений.

Алгебраически точка критического объёма производства можно найти следующим образом:

В = Зпост. + Зпер.; (1)

Ц × R = Зпост + Зпер × R;

R = (Ц – Зпер.ед.) – Зпост;

R = Зпост./(Ц–Зпер.ед.)=Зпост./МД,

где Ц – выручка от продажи продукции на единицу изделия;

Зпост – затраты постоянные

Зпер.ед. – переменные на единицу продукции;

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru – продажная цена;

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru – объём производства или продаж;

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru – маржинальный доход на единицу изделия.

В точке критического объёма производства величина маржинального дохода равна сумме постоянных затрат.

Сущность концепции безубыточности – определение объёма производства, после которого производство каждой дополнительной единицы продукции пойдёт на формирование прибыли. Критическая точка – это точка, с которой предприятие начинает зарабатывать прибыль.

Величина прибыли определяется как разница между выручкой и совокупными затратами:

П = В – Зпер. – Зпост.; (2)

П = Ц × Vпродаж – Зпер.ед. × Vпродаж – Зпост.

Критическая продажная цена определяется при заданных уровнях объёма продаж, на уровне которых прекращается покрытие полных затрат:

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru ; (3)

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru ;

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru

Величину критической выручки можно получить, умножив обе части уравнения критической точки объёма производства на цену:

R = Зпост./(Ц – Зпер.ед.) ; (4)

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru ;

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru ;

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru .

Другая формула: Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru . (5)

Если предприятие ставит задачу получить прибыль определённого размера, то используется следующая формула:

В= Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru . (6)

Минимальный маржинальный доход определяется по формуле

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru . (7)

Минимальную цену на единицу продукции при заданном соотношении маржинального дохода и цены можно рассчитать по формуле

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru . (8)

Критический уровень постоянных расходов, при котором сумма постоянных и переменных расходов равна выручке

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru ; (9)

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru ;

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru .

Для определения критической величины объёма продаж при условии снижения цены на изделие и сохранении величины маржинального дохода нужно воспользоваться соотношением:

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru ; Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru . (10)

Политика цен

Одно из важных направлений управленческой деятельности – политика цен. В настоящее время действуют разные методы определения цены: на основе калькуляции фактической себестоимости, спроса и др. Последний метод отражает тенденцию ориентации цены не на производство, а на спрос. Однако необходимо знать возможные пределы снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов. Поэтому разрабатывается понятие долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены.

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и продажу. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты. Первый предел связан с калькулированием полной себестоимости изделий, а второй – по системе «директ-костинг».

Важным направлением политики цен является расчёт различных вариантов снижения цен. Позволит ли снижение цены оставить на прежнем уровне или увеличить массу прибыли зависит от двух моментов:

1. Какое влияние окажет снижение цены на уровень спроса и на выручку от продажи товара?

2. Какое влияние окажет изменение объёма продажи на себестоимость продукции?

Если производитель знает эластичность спроса на рынке, то у него есть возможность увеличить выручку от продажи путём снижения цен. Требуемую величину эластичности спроса при заданном уменьшении цены можно получить по формуле

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru , (11)

где Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru – требуемая величина увеличения объёма производства;

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru – уменьшение цены;

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru – прибыль от продажи единицы товара при начальной цене;

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru – себестоимость единицы товара при начальной цене;

Аналитико-управленческий аспект системы «директ-костинг» - student2.ru – процентное содержание переменных затрат при существующем объёме производства.

Фактически с увеличением объёма производства полная себестоимость единицы изделия снижается за счёт экономии на постоянных расходах, что ведёт к росту прибыли на единицу.

На делении расходов на постоянные и переменные основана концепция дополнительных затрат. Сущность её заключается в том, что, принимая решение о дополнительном заказе, выручку от продажи продукции сравнивают не с полной себестоимостью, а переменными затратами, непосредственно связанными с выполнением данного заказа. Такой подход целесообразен в том случае, когда накладные постоянные расходы возмещаются в цене базовой продукции.

Наши рекомендации