Каска системы Адриана обр. 1915 г. (слева) выпуска 1915-1916 гг. и каска обр. 1916 г. с модифицированной розеткой. Из частной коллекции, Санкт-Петербург
КАСКИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ 1915-1917
Цейхгауз№62
Дмитрий Клочков
Практически каждый, кто так или иначе изучал историю Российской армии в период Первой мировой войны, знает, что в качестве защитного средства у нас применялось только два вида касок: заимствованная от французов каска системы Адриана и отечественная разработка, так называемая каска «Зольберг». Эта статья открывает ранее неизвестные страницы истории разработки, производства, использования и модификации этих и других касок и шлемов в России.
Вскоре после начала Первой мировой войны для командования армий противоборствующих сторон стало очевидным, что развитие новых систем вооружения требует усиления защитных средств для солдат. Основной причиной высоких потерь от ружей-но-пулеметного огня и осколков артиллерийских снарядов являлось поражение головы, а переход войны в позиционную фазу только ускорил необходимость скорейшей разработки серийных образцов касок, шлемов или защитных масок, хорошо защищавших солдат в окопах.
Не осталась в стороне и Россия. Отечественный Генеральный штаб решил не «изобретать велосипед», а положился на опыт союзников — французов, принявших на вооружение каску системы Адриана М. 1915. Именно этот образец вначале стал использоваться в Российской императорской армии для защиты головы в период Первой мировой войны. Первыми русскими подразделениями, применившими в боевых условиях эти шлемы, были батальоны Особых бригад, экспедированных во Францию для помощи союзникам, испытывавшим острую нехватку в живой силе. Согласно заключенным договорам, все снаряжение и вооружение, за исключением предметов обмундирования, осуществлялось французской стороной. В числе этих предметов в русские части были переданы каски Адриана с заменой французской символики в передней части каски российским государственным гербом — двуглавым орлом. Положительный опыт использования каски Адриана во Франции послужил поводом для снабжения ею частей императорской армии в России. Даже при невысоком качестве и толщине металла французских касок число «поранений сокращалось на 60%»\ Одним из инициаторов принятия этой каски на вооружение был известный генерал Российской, а впоследствии и Красной армии А.А. Игнатьев. В период Первой мировой войны он являлся военным агентом по закупке вооружений во Франции и впоследствии вспоминал в своих мемуарах, что «больше всего поражал нас внешний вид пехоты в стальных касках, устранявших три четверти всех ранений в голову. Тщетно навязывал я этот вид снаряжения русскому командованию, предлагая использовать с этой целью налаженное во Франции изготовление касок. Николай II, которому были демонстрированы высланные мною образцы, нашел, что каска лишает русского солдата воинственного вида. Потребовалась и тут острая полемика с Петроградом, чтобы получить разрешение на срочный заказ через французское правительство одного миллиона касок»2.
Каска системы Адриана обр. 1915 г. (слева) выпуска 1915-1916 гг. и каска обр. 1916 г. с модифицированной розеткой. Из частной коллекции, Санкт-Петербург
Каска системы Адриана* в российской армии
* Огюст-Луи Адриан (Auguste-Louis Adrian)
(1859-1933). Создатель знаменитой каски в большинстве источников именуется французским генералом, хотя к началу Великой войны он имел звание су-интенданта 1-го класса (Sous-intendant militaire de Ire classe), соответствовавшее армейскому полковнику, и занимал должность заместителя директора интендантства в Военном министерстве. В апреле 1915 г. он разработал модель стального шлема, взяв за основу форму головного убора французских саперов-пожарных (военизированной пожарной охраны). Генеральское же звание военного интенданта(равное-бригадному генералу) он получил только 26 июня 1917 г. Собственно генералом (генерал-интендантом 2-го класса) он стал называться уже в отставке, после переименования чинов его службы в 1928 г. Прим. В. Передерия
Каска имела 3 размера подтулейного устройства — А, В, С и вес от 670 до 750 грамм при толщине стального листа 0,7 мм'. Она имела полусферическую форму и состояла из трех частей: купола, двустороннего козырька и гребня. Двусторонний козырек был в нижней передней и нижней затылочной части купола каски, при этом края козырька окантовывались стальной лентой. Сверху купола каски находился гребень, который прикрывал вентиляционное отверстие, находившееся в верхней части купола каски. Само отверстие имело форму закругленного прямоугольника и своими закругленными сторонами было обращено к передней и затылочной частям шлема. Гребень каски закреплялся при помощи «четырех парижских креплений» (заклепок-шплинтов). Спереди каски полагалось два отверстия в виде закругленных прямоугольников, предназначенных для крепления герба. Эти отверстия располагались одно над другим в верхней и нижней точке крепления герба, который прикреплялся к корпусу каски с помощью двух плоских усиков, расположенных в ее верхней и нижней части. На касках выпуска 1915 г. части двухстороннего козырька спаивали на стыке с боков, в 1915-1916 гг. части козырька фиксировались с боков двумя заклепками, наложенными вертикально, а 1917 г. эти заклепки стали располагать наискосок.
Рядовой 2-го полка Русского экспедиционного корпуса во Франции. 1916-1917 гг. * Коллекция С. Фефилова. Чины РЭК одними из первых получили каски системы Адриана обр. 1915 г. Солдаты корпуса снабжались российским обмундированием, а снаряжение и вооружение им поставлялись французских образцов | Прапорщик Л.-гв. Гренадерского полка. 1917 г. * Частная коллекция. Молодой выпускник Пажеского Его Величества корпуса (судя по нагрудному знаку внизу) одет в солдатское обмундирование, которое полагалось носить офицерам во время военных действий. Отличительная тесьма — красная на обшлагах и светло-синяя на нагрудной планке, — а также полковой знак позволяют установить часть, в которой служит офицер. Судя по пейзажу на заднем плане и каске системы Адриана, фотография сделана вблизи линии фронта |
Подтулейник (подкладка) каски мог изготавливаться в нескольких вариантах. В первом варианте он был сделан из одного отрезка кожи черного или каштанового цвета и имел 6-7 лепестков. В верхней части каждого из них имелось отверстие, сквозь которое продевался матерчатый шнур, которым регулировался подтулейник по объему. Во втором варианте подтулейник изготавливался из 7 кусков (лепестков) кожи различ ных цветов: черного, коричневого или других, в зависимости от наличия ассортимента на фабрике. Между подтулейником и корпусом каски имелись четыре гофрированные алюминиевые полосы, обеспечивавшие циркуляцию воздуха вокруг головы. Они находились в передней, затылочной и боковых частях внутренней стороны корпуса каски и закреплялись на специальных стяжных скобах. Сами скобы припаивались к внутренней стороне корпуса каски. Гофрированные алюминие вые полосы, находившиеся в передней и задней частях каски, имели меньшую гибкость, чем расположенные по бокам. Это было сделано специально, чтобы придать подтулейнику форму головы (овальную).
Каска системы Адриана обр. 1915 г., которой были снабжены части 1-й Особой бригады Русского экспедиционного корпуса, действующей во Франции. Образцовый экземпляр. 1915 г. * ВИМАИВиВС. Каска окрашена в цвет светлой охры,заклепки на стыке переднего и заднего козырьков расположены вертикально, как делалось на ранних выпусках касок
Подбородочный ремень изготавливался из лошадиной кожи темно-коричневого цвета, состоял из двух частей и скреплялся квадратной железной пряжкой. У офицерской каски ремешок был плетеный.
К сожалению, об особенностях каски, произведенной для России, сохранилось очень немного сведений. Известно, что изготавливалась каска во Франции. По-видимому, там же происходила штамповка накладных гербов в виде фронтальной бляхи с изображением двуглавого орла и окраска каски по российским техническим условиям.
Основная часть сохранившихся касок была окрашена в цвет светлой охры, хотя полагалось окрашивать ее в оливковый цвет. Встречаются и образцы серо-синей «французской» окраски с такого же цвета гербом (а иногда и с гербом защитного цвета), по-видимому, применявшиеся в Особых бригадах Русского экспедиционного корпуса (РЭК).
По воспоминаниям А.А. Игнатьева, именно двуглавый орел с 1916 г. выделял русских среди общей массы французских частей: «...нововведениемявились стальные каски, которые пришлось специально заказать не с французским, а с русским гербом»*. Впрочем, во Франции было хорошо налажено производство касок с различными накладными изображениями, в том числе и для иностранных армий, например, бельгийской.
Кроме русских частей во Франции подобные каски широко применялись и в самой России. По данным Д.А. Петрова, 230 тыс. штук касок с французским головным гербом были приняты и отправлены в Россию уже 3 сентября 1916 г.5 Судя по иконографическим источникам, после Февральской революции каска могла использоваться без герба или с заменой его обычной кокардой от фуражки. Окраска каски делалась в мастерских с помощью пульверизаторов, затем закреплялась в печи при температуре 130 "С.
Количество заказанных касок во Франции отличается в различных источниках. Например, согласно письму Технического комитета Главного интендантского управления (ГИУ) от 21 июля 1916 г. № 2849, «ввиду спешности вопроса о снабжении нижних чинов касками Главным Интендантским управлением была послана телеграмма Военному Агенту во Франции с просьбой просить Французское правительство изготовить или уступить из имеющихся запасов 2.000.000 касок Адриана, с таким расчетом, чтобы каски поступили в Архангельск не позже конца навигации. В дальнейшем желательно было бы организовать изготовление касок на русских заводах...»6. В начале 1917 г., несмотря на подготовку производства новых касок на отечественных заводах, заказ на французские каски Адриана был увеличен.
Сообщалось, что «ввиду острого нехватка валюты на заграничные заказы Начальник Штаба Верховного главнокомандующего находит возможным в настоящее время ограничиться заказом во Франции, сверх предположенных 2000000 касок, еще 1500000 штук какового заказа может хватить примерно до 1.01.1918. В число указанного количества входит и снабжение артиллерийских наблюдателей... Прибытие в Россию дополнительного заказа началось [бы] в мае - июне 1917 г. по 300000 штук в месяц»7.
Каски, производимые во Франции для союзных армий (слева направо): бельгийской, сербской, российской, румынской. Иллюстрация из неизвестного французского журнала периода I Мировой войны
Информация о реально доставленных в Россию касках и распределении их по фронтам сохранилась крайне отрывочная. По состоянию на 8 февраля 1917 г. известно, что из числа заказанных за границей было отправлено военным агентом в Архангельск и Романов8 1 002 140 касок. 200 тыс. касок уничтожил взрыв на складе в Архангельске, но для их замены во Франции заказали соответствующее количество. Удалось ли их доставить, неизвестно...
Принятые каски в Архангельске и Романове наблюдающим за интендантскими грузами коллежским советником Кюнцелем были отправлены:
по распоряжению Главного артиллерийского управления (ГАУ) — в Дарницкий склад в расположение интенданта армий Юго-Западного фронта — 334750 штук;
Офицеры и нижние чины Л.-гв. Преображенского полка. 1917 г. Фрагмент фотографии. Предоставлено А. Беловым. На переднем плане — полковой адъютант с аксельбантами и в каске системы Адриана обр. 1915 г. Рядом с ним полковник во френче с отложным воротником, нижние чины на заднем плане снабжены противогазами, носимыми на тесьмяной перевязи через левое плечо | Обер-офицеры пехотных частей на передовых позициях. 1917 г. * Частная коллекция. Все офицеры в качестве головного убора носят каску системы Адриана обр. 1915 г., что неудивительно, так как фотография сделана на линии фронта, несмотря на импровизированную скамейку. Офицеры одеты в походные рубахи различного фасона и походные мундиры. Также разнотипна и обувь: ботинки с обмотками, сапоги, кавказские высокие сапоги из мягкой кожи (у крайнего справа в первом ряду). Судя по шифровке на погонах, большинство персонажей служит в 267-м пехотном Духовщинском полку. У сидящего слева офицера на левой стороне груди вверху приколот знак Чугуевского военного училища, ниже его специальный знак на погоны для саперных частей — возможно, как неуставное обозначение принадлежности офицера к саперной команде полка |
Каска системы Адриана обр. 1915 г. 1916-1917 гг. • ВИМАИВиВС. Шлем окрашен в серо-синий цвет, установленный для касок французской армии, но снабжен гербом, который полагалось ставить на каски русской армии и Русского экспедиционного корпуса. Скорее всего, такая каска могла носиться русскими частями во Франции
Каска системы Адриана обр. 1915 г. выпуска 1915-1916 гг. • Частная коллекция, Санкт-Петербург. Время выпуска возможно установить по вертикальному расположению заклепок на стыке переднего и заднего козырьков
по предписанию ГИУ:
а) на Северный фронт — 179 050 штук;
б) на Западный фронт — 113 260 штук;
в) на Юго-Западный фронт — 71 250 штук;
г) на Румынский фронт — 30 000 штук.
Кроме того, согласно телеграмме Главного полевого интенданта от 14 января 1917 г. № 385, «из числа высланных на Юго-Западный фронт было выделено 200000 касок для переотправки на Румынский фронт»9.
Внешний вид каски придавал боевитость ее владельцу. Этим зачастую пользовались тыловики, чтобы произвести впечатление на окружающих. Как вспоминал один из офицеров русской армии, «стальная каска французского образца была выдана в 1917 году. Носилась прикрепленной к поясному ремню или к горловине вещевого мешка. Кроме солдат ударных батальонов, созданных на добровольных началах, сохранивших дисциплину и боеспособность и фактически до 1918 года удерживавших фронт, каски носили "щеголи". Боев уже не было, было братанье, и в касках, в тылу и без всякой необходимости, ходили, как правило, ни разу не побывавшие в боях или под обстрелом члены разных солдатских комитетов, старавшиеся выдать себя таким "боевым" видом за обстрелянных солдат»10.
С конца 1916 г. каска Адриана стала основным серийно производившимся защитным средством головы в частях русской армии. Количество подразделений, снабженных ею, в 1917 г. все время росло, в зависимости от поставок из Франции. Но уже в 1917 г. в армии появились каски отечественного производства.
1 РГВИА. Ф. 499. Оп. 2. Д. 1075. Л. 46.
2 Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. М., 2002. С. 416.
5 Описание приведено по: Петров Д.А. Стальная каска. Россия/ СССР/РФ. 1916-2007. Электронная книга. 2011.
4 Игнатьев А.А. Указ. соч. С. 434.
5 Петров Д.А. Указ. соч.
6 РГВИА. Ф. 499. Оп. 13. Д. 1179. Л. 5.
7 Справка по вопросу о заготовлении стальных касок «Адриана» // РГВИА. Ф. 499. Оп. 2. Д. 1075. Л. 45.
я Имеется в виду Романов-на-Мурмане (такое название существовало в 1916-1917 гг.), сейчас — Мурманск.
9 Сведение о ходе заготовления касок для действующей армии. Составлено 8 февраля 1917 г. // РГВИА. Ф. 499. Оп. 2. Д. 1075. Л. 48.
10 К.Р.Т. Послесловие к статьям КРТ. // Военная быль. Париж, 1974. №129. С. 30.
Нижние чины пулеметной команды 226-го пехотного Землянского полка. 1917 г. Фотография предоставлена сообществом «Бумажные сокровища». Снимок, скорее всего, сделан на тыловых позициях во время отдыха. Половина солдат носит каски системы Адриана обр. 1915 г.
Нижние чины и офицер пулеметной команды Кольта пехотного полка, офицеры и генерал пехотных частей на передовых позициях. 1917 г. * Частная коллекция. Второй слева во втором ряду сверху — поручик, командир пулеметной команды, прошедший подготовку в Пулеметном запасном полку, судя по спецзнакам, расположенным в верхней части погон. Нижние чины команды из снаряжения имеют только поясные ремни (только некоторые носят противогазы Зелинского-Кумманта), вооружены кинжалами-бебутами, большинство носят каски системы Адриана обр. 1915 г., у одного из них виден «смертный» медальон. На заднем плане установлены стрелковые щиты. Офицеры имеют на погонах шифровки различных пехотных полков, большинство же вообще не имеют никаких шифровок. У четвертого слева в верхнем ряду виден знак Владимирского военного училища
Каска системы Адриана обр. 1915 г., изготовленная для российской армии. 1917 г. * ВИМАИВиВС. Оттенок окраски этой каски ближе к оливково-защитному цвету, как полагалось по техническим условиям. Судя по расположению заклепок (наискосок) на стыке переднего и заднего козырьков, каска была изготовлена в 1917 г.
Каска системы Адриана обр. 1915 г., изготовленная для российской армии. 1917 г. * Коллекция Д. Хмелёва.