Технология разработки и реализации

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Организация процесса разработки управленческого

Решения и этапы

Элементы технологии принятия решения.

1) Для чего делать (идея, проблемы)?

2) Что делать (количество и качество объекта)?

3) С какими затратами (ресурсами)?

4) Как делать (технология)?

5) Кому делать (технология)?

6) Когда делать (сроки)?

7) Для кого делать(потребители)?

8) Где делать (место)?

9) Чтоэто дает (экономический, социальный, экологический, технический эффект).

Если указанные элементы увязаны в пространстве и времени, по ресурсам, исполнителям, значит технология принятия управленческого решения разработана.

Технология – последовательность методов и средств преобразования «входа» в «выход».

На входе:

а) совокупность научных подходов;

б) методы анализа, прогноза, оптимизация и экономическое обоснование;

в) требования к качеству решения;

г) информация обо всем выше изложенном.

На выходе: утвержденное решение, соответствующее «входу».

Процесс разработки управленческого решения представляет собой черный ящик.

К этому процессу предъявляются следующие требования:

- профессионализм лиц принимающих решения;

- организация разработки управленческого решения с соблюдением принципов: пропорциональность, непрерывность, автоматичность, ритмичность, специализация и т.п.;

- длительность и стоимость должны =>min.

Организация процесса разработки управленческого решения охватывает следующие аспекты:

А - мысленное представление элементов технологии и организации,

Б – формулирование требований к качеству управленческого решения,

В - определение количества, этапов и операций процесса управленческогорешения,

Г - алгоритм принятия управленческого решения,

Д - анализ и прогноз параметров внешней среды объекта и их экономического обоснования,

Е - организация выполнения решения.

Процесс познаний можно представить как следующую последовательность:

1. Мысль идет от явлений к сущности, дифференцируется усложняясь.

2. На каждом уровне познания используется система понятий, сложность которых возрастает с повышением уровня.

3. На всяких уровнях познания понятия переходят в категории.

4. Высокие категории познания примыкают к понятию закона, т.е. выявление, установление наиболее общих, существенных и необходимых причинно – следственных связей в изучаемых явлениях. Познания законов открывает возможность объединить все понятия и категории в упорядоченную систему.

5. Понятия и категории – это динамически, дополняющиеся и взаимопереходящие друг в друга представления, обладающие способностью к развитию.

6. Понятие аппарат, искусство оперировать им образует основу процесса мышления, основу профессионального поведения человека. Чем выше уровень умения оперировать профессиональными понятиями, тем больше шансов на успех в любой сфере деятельности, взаимосвязи законов и основных категорий менеджмента представлены на рис.3.1. Процесс познания категории «управленческое решение» заканчивается формулированием вопросов, на которые должны быть даны ответы после завершения разработки решения. Эти вопросы составляют суть элементов технологии принятия решения.

технология разработки и реализации - student2.ru

Рис.3.1. Взаимосвязь законов и основных категорий менеджмента.

Этапы и операции процесса принятия решения:

1) Выявление управленческой проблемы или задачи;

2) Предварительная постановка цели;

3) Сбор необходимой информации;

4) Анализ информации;

5) Определение исходных характеристик проблемы с учетом накладывания ограничений;

6) Уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;

7) Обоснование построение формализованной модели проблемной ситуации;

8) Разработка альтернативных вариантов решения проблемы;

9) Выбор метода решения;

10) Экономическое обоснование выбранного решения;

11) Согласование решения с органами управления и исполнителями;

12) Окончательное оформление и утверждение решения;

13) Организация выполнения решения;

14) Контроль выполнения решения;

15) Стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;

16) Установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и при необходимости, корректировка цели и задач.

Каждый этап дифференцируется по операциям.

Например, первый этап «Выявление управленческой проблемы» предполагает выполнение следующих работ (операций);

- Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсными показателями;

- Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области;

- Определение расхождения показателей;

- Анализ литературы, патентов, отчетов о НИР, рекламации и т.д.

- Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя.

Основные принципы рациональной организации процессов: пропорциональность, непрерывность, ритмичность, параллельность, прямоточность (деталей, информации, документов и т.д.)

Наши рекомендации