Тема 8. Производственная программа предприятия

1.Производственная программа предприятия: понятие, структура.

2.Этапы разработки производственной программы.

3. Производственная мощность предприятия.

4.Конкурентоспособность продукции предприятия: понятие, значение, показатели, факторы повышения.

1. Производственная программа предприятия:
понятие, структура

Производственная программа(план производства продукции) – это план производственных подразделений предприятия по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству и срокам производства продукции [13, с. 127]:

Номенклатура (лат. nomenklatura – роспись имен) – систематизированный перечень названий материалов, производимых и продаваемых товаров и услуг [26, с. 440].

Ассортимент – перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам) [26, с. 37].

Номенклатура представляет собой укрупненный перечень наименований продукции, а ассортимент – детализированный перечень позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.

Основные разделы производственной программы – план производства в натуральном выражении и план производства в стоимостном выражении.

При составлении плана производства в натуральном выражении применяют натуральные измерители физического объема выпускаемой продукции (штуки, тонны, метры и т.п.). Все расчеты плана производства ведут по номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции [11,
с. 226].

Второй раздел производственной программы – это план производства в стоимостном выражении.Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию [11, с. 227].

Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении позволяет согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для производства.

Планирование производства и продаж в стоимостном выражении позволяет рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции.

Стоимостными показателями выпуска продукции выступает валовая, товарная, реализованная и чистая продукция:

Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

Рис. 21. Состав стоимостных показателей продукции

ВП-( Пс+НП)=ТП

ТП+(ОПн-ОПк)+(Зн-Зк)=РП

РП-МЗ-АО=ЧП

Валовая продукция – это стоимость всей выпущенной предприятием продукции и оказанных услуг за определенный период времени.

Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле

Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

где Апi, — план выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении; Цi, — действующая оптовая цена i-го вида продукции; п — количество видов товарной продукции (i = 1,2,3,..., n); Уj — объем услуг и работ 1-го вида промышленного характера; т —количество видов работ промышленного характера (j = 1,2,3,..., m).

Товарная продукция –стоимость всей продукции, произведенной организацией (предприятием) за определенный период времени (например, за год), за вычетом продукции, произведенной для собственных нужд и не законченной производством продукции.

Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле

ТП= ВП-( Пс+НП)

Реализованная продукция – это денежное выражение объема продукции, поступившей на рынок, проданной организацией (предприятием) за определенный период и оплаченной покупателем [26, с. 598]. Это вся проданная товарная продукция, произведенная организацией за определенный период, или ее часть, а также реализованные остатки продукции, имевшиеся на начало периода.

Плановый объем реализованной продукции (Пр) в стоимост­ном выражении рассчитывается по формуле.

РП=ТП+(ОПн-ОПк)+(Зн-Зк)

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе объема плана продаж (плана реализации продукции).

План продаж содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок планируется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

При неравномерном или нестабильном производстве план продаж составляется обычно на каждый месяц.

План продаж формируется на основе разных источников. Такими источниками являются:

- государственный заказ;

- заказы потребителей (по договорам и контрактам);

- потребительский спрос, выявленный при изучении рынка [7, с. 175].

Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении позволяет согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для производства.

Планирование производства и продаж в стоимостном выражении позволяет рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на пред­приятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость про­дукции.

В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предпри­ятия.

Плановый объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам:

Пч = Пр – МЗ – Оа, (9.6)

Пч = ЗП + Пб, (9.7)

где МЗ— материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; Оа— амортизационные отчисления на полное восста­новление основных фондов; ЗП —заработная плата с начисления­ми на нее; Пб — прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам:

Пу = Пр + МЗ, (9.8)

Пу = ЗП + Пб + Оа. (9.9)

Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

2. Этапы разработки производственной программы

Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов. Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе объема плана продаж (плана реализации продукции).

План продаж содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок планируется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

При неравномерном или нестабильном производстве план продаж составляется обычно на каждый месяц.

План продаж формируется на основе разных источников. Такими источниками являются:

- государственный заказ;

- заказы потребителей (по договорам и контрактам);

- потребительский спрос, выявленный при изучении рынка [7, с. 175].

Типовой алго­ритм формирования программы представлен на рисунке 9.1.

Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

Номенклатура, ассортимент, ритмичность, качество
Резервы
Анализ выполнения плана производства
1

                   
    Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru   Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru
 
  Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru   Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru   Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru
 

 
  Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

Трудоемкость, фонд времени, состав оборудования, режим работы, производительность
3

 
  Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

Планирование выпуска продукции в натуральном выражении
Производственная мощность, портфель заказов, остатки продукции
4

               
    Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru
  Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru
 
 
    Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru   Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru
 

Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

План производства и реализации продукции
Планирование выпуска в стоимостном выражении
Цены, производственная программа
5

                   
    Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru   Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru
 
  Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru   Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru   Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru
 

Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

Эффективность производственной программы
Норма рентабельности
6

 
  Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

 
  Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

Рис. 8.1. Схема планирования производственной программы

3. Производственная мощность предприятия

Производственная мощность предприятия (цеха, участка) – это способность закрепленных средств труда (технологической совокупности машин, оборудования и производственных площадей) к максимальному выпуску продукции за год (месяц, сутки, смену) в соответствии с установленной специализацией, кооперированием производства и режимом работы [18, с. 124].

Производственная мощность – максимально возможный объем выпуска продукции за определенный период (обычно за год, месяц) при полном использовании оборудования и производственных площадей на данном предприятии [26, с. 567].

Различают входную, выходную, проектную и среднегодовую производственные мощности.

Входная мощность – производственная мощность предприятия или цеха, участка на 1 января текущего года или на иную конкретную дату.

Выходная мощность – мощность предприятия (цеха, участка) на конец планового периода.

Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

Рис. 22. Показатели для расчета производственной мощности предприятия

Проектная мощность – производственная мощность предприятия (цеха, участка), введенная в действие, но не освоенная. Оборудование еще не эксплуатируется.

Среднегодовая мощность – это производственная мощность, которой будет располагать предприятие (цех, участок) в среднем за год или за расчетный период. Среднегодовая мощность (ПМсг)определяется балансовым методом: прибавлением к мощности на начало года среднегодового ввода мощности и вычитанием среднегодового ее выбытия по следующей формуле:

Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

где ПМН – мощность на начало года (входная);

ПМвв – мощность, введенная в течение года;

ПМвыб – мощность, выбывшая в течение года;

n1, n2 – количество полных месяцев до конца года с момента соответственно ввода и выбытия мощностей.

Нормы производительности оборудования для вновь создающихся предприятий принимаются паспортные, а для действующих предприятий – технически обоснованные, но не ниже паспортной нормы.

При расчете производственной мощности принимается максимально возможный плановый (эффективный) годовой фонд времени работы оборудования. Для расчета трудоемкости используются плановая номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции.

Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

Рис. 23. Состав оборудования по его эксплуатационному состоянию

Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

Рис. 24. Нормы производительности оборудования

Тема 8. Производственная программа предприятия - student2.ru

Рис. 25. Структура годового фонда времени работы оборудования

Коэффициент использования производственной мощности определяется как отношение объема продукции, произведенной за определенный период, к среднегодовой мощности за тот же период.

Наши рекомендации