Вопрос : публичность как принцип уголовного судопроизводства
Всякое преступление прежде всего посягает на интересы общества, государства. Преступление- общественно опасное деяние. Уголовное преследование лиц, виновных в совершении преступления, осуществлении правосудия является прерогативой государства, осуществляемое в целях охраны общественных и государственных интересов независимо от желания\нежелания лица, пострадавшего от совершенного преступления.
Реализуя публичный интерес, государство осуществляет свою политику в области уголовного судопроизводства. Правовые основы для формулирования этого официального начала заложены в КРФ, УК РФ, УПК РФ. Содержание конституционных положений в целом может быть сведено к обязанностям государства в лице его органов и должностных лиц : 1) признавать и соблюдать, защищать права и свободы человека гражданина 2) соблюдать КРФ и законы 3) обеспечить каждому государственную, в том числе судебную защиту его прав и свобод.
Ст. 55 УПК предусматривает, что права и свободы могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороноспособности страны и безопасности государства.
Ст.2 УК РФ закрепляет 2 задачи :охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка, безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечения мира и безопасности человечества, а также предупреждения преступлений.
УПК опосредованно через определение назначения уголовного судопроизводства в наиболее общем виде формулирует полномочия государственных органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, а именно защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защита личности от необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.
В ст. 6 УПК законодатель официально признает лиц, реализующих назначение судопроизводства действующими от имени государства. Также ст. 6 УПК определяет, что отказ от уголовного преследования невиновным тоже является назначением уголовного судопроизводства, определяет это как основное назначение уголовного судопроизводства.
Положения, подчеркивающие официальный характер деятельности субъекта публичности, то есть от имени государства- ст. 21 УПК РФ.
Ст. 136 УПК предусматривает официальное извинение прокурором реабилитируемому от имени государства.
Ст. 296 УПК- провозглашение приговора именем РФ.
Положения, возлагающие на S принципа публичности- обязанности по защите интересов государства. Это ст. 44, 246 УПК –речь идет о предъявлении и поддержании прокурором гражданского иска в защиту интересов государства.
Ст. 96 УПК- право должностного лица сохранять в тайне факт задержания подозреваемого в интересах предварительного расследования.
Ст. 61 УПК- недопустимость для участия производства по делу следователя, дознавателя, судьи в случае их личной заинтересованности в исходе дела.
Положения, наделяющие должностных лиц полномочиями по принятию правоприменительных актов и совершении действий властного характера- ст. 21 УПК.- обязательный характер требований, поручений, запросов прокурора, следователя, дознавателя, суда. + ст. 178, 179 УПК.
Проявлением властности являются полномочия по применению мер процессуального принуждения- ст. 91, 97, 111 УПК.
ч.2 ст.21 УПК- обязанность прокурора, следователя, дознавателя в каждом случае обнаружения преступления принять меры по установлению события преступления, по изобличению лиц, виновных в совершении преступления. ст. 21 дифференцирует преступления, касающиеся дела частного обвинения, частно-публичного, публичного определения. Здесь происходит декриминализация.
Положения, устанавливающие полномочия должностных лиц по совершению действий, влекущих развитие производства по уголовному делу.
ст. 25 УПК- прекращение уголовного дела при соблюдении определенных условий.
В литературе дается много понятий публичности в уголовном судопроизводстве. Общими для всех определений являются следующие элементы: 1) публичность-официальность. Возбуждение, расследование, рассмотрение уголовных дел производится специально уполномоченными органами и должностными лицами в пределах их полномочий. 2) УПр деятельность осуществляется от имени государства в защиту интересов всего общества и государства в целом. 3) УПр возникает в каждом случае обнаружения признаков преступления, и его движение происходит в силу официальности, независимо от желания и воли лиц, заинтересованных в исходе дела.
В основу подавляющего большинства определений принципа публичности положена теория, объединяющая участников уголовного судопроизводства в группы в зависимости от выполняемых ими функций. Функция уголовного преследования в силу ст. 21 УПК от имени государства по уголовным делам, что касается публичного и частно-публичного обвинения, возложена на прокурора, следователя, дознавателя, которые в каждом случае обнаружения признаков преступления, выступая в официальном качестве представителей государства, обязаны принимать меры по установлению события преступления, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренные УПр законодательством.
S, реализующим публичные начала законом предоставлены определенные полномочия в силу того, что эти полномочия являются средствами, необходимыми государству для осуществления своей монополии на уголовное преследование и наказание лиц, виновных в совершении преступления. Субъекты, осуществляющие производство по уголовному делу отличаются от иных лиц возможностью использовать вытекающие из него полномочия властного характера, в том числе по принятию обязательных для других лиц актов и применению мер государственного принуждения.
Публичность является не только движущим механизмом УПр, но и по содержанию предопределяет основополагающие отличия от процесса диспозитивного, гражданского. Осуществление должностными лицами распорядительных полномочий составляет сердцевину принципа публичности.
Содержание публичности предполагает ведение государственными органами и должностными лицами производства по делу в силу долга, по долгу службы, то есть в силу возложенных властных полномочий.
В юридической литературе раскрытие содержания принципа публичности осуществлялось через обязанности должностных лиц.
УПК связал публичность с обязанностью возбуждения уголовного дела, осуществления уголовного преследования , в определенных случаях поддерживать государственное обвинение. Иными словами, возбуждение, продолжение и завершение производства по делу как правило не ставится в зависимость от чьего-либо усмотрения, при этом в рамках производства отдельные полномочия могут приводиться в действие, а процесс их реализации порождаться волеизъявлением участников процесса.
Принцип публичности при этом охватывает содержанием не только действия, непосредственно указанное законодателем как уголовное преследование, но и иные действия, которые совершаются в силу служебных полномочия независимо от усмотрение заинтересованных лиц, их публичных интересов.
21.09.12.
Ст.6.прим. УПК. Предусматривает принцип разумного срока уголовного судопроизводства.
Этот принцип распространяется на всех стадиях уголовного судопроизводства. Эта статья предусматривает понятия «разумный срок» для оценки продолжительности производства по уголовному делу, а также такие понятия, как «своевременность», «достаточность» и «эффективность» действий S ,ведущих уголовный процесс. Разумный срок представляет собой особый вид срока в рамках, уже определенных законом временных периодов, в целом предписанных для производства по уголовному делу во всех стадиях, включая время для совершения процессуальных действий, для принятия процессуальных решений. То есть это говорит о том, что каждой стадии свойственны свои сроки, и они четко определены в законе, а также на какой срок можно продлить деятельность в каждой стадии.
Общий срок- 3 суток. Он может быть продлен до 10, а иногда и до 30 суток. Разумный срок- то есть срок должен быть оптимален для каждого конкретного дела, с учетом своевременности, достаточности и эффективности. То же можно сказать и про предварительное расследование.
Разумный срок- это срок, отвечающий интересам вовлекаемых в уголовное дело частных лиц, но не превышающий те сроки, которые получили формальное закрепление в законе.
Понятие «разумный срок» воспринято из конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей право каждого на судебное разбирательство в разумные сроки. Будучи имплементированным юридический термин, предусматривающий заимствование нормативных положений, или прямого действия , в данном случае из европейской конвенции- критерии разумных сроков выработаны практикой Европейского суда по правам человека.
Значение определения разумных сроков : 1) состоит в том, что отражая количественную продолжительность по уголовному делу, стимулирует S, ведущих уголовных процесс , к качественной деятельности, а именно своевременности действий, их достаточности и эффективности. 2) определяя конкретные сроки определенных этапов, законодатель между тем допускает возможность продления этих сроков с учетом требований разумности.
ч.3 ст.6.прим.УПК- в ней законодатель определенно указывает, что разумный срок включает в себя период с момента начала уголовного преследования до момента окончания уголовного преследования, или вынесения обвинительного приговора. Между тем, закон не фиксирует момент начала осуществления уголовного преследования. Также постановление только обвинительного приговора не может расцениваться и рассматриваться как завершение рассмотрения и разрешения уголовного дела по существу.
Постановление оправдательного приговора в сроки, которые могут быть расценены как неразумные, также не будет соответствовать интересам лиц, против которых выдвигалось обвинение и осуществлялось уголовное преследование. Отсюда необходимо исходить из позиции Европейского Суда, КС РФ, которые определяют начало уголовного преследования не исходя из формальных моментов, а исходя из совершения действий, направленных на изобличение лиц в совершении преступления.
К критериям определения разумного срока относятся: 1) правовая и фактическая сложность уголовного дела. 2) поведение участников уголовного судопроизводства 3) достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, начальники подразделения органа дознания, проводимых в целях осуществления уголовного преследования, или рассмотрения уголовного дела. 4) общая продолжительность уголовного судопроизводства.
Под правовой и фактической сложностью понимается сложность установления фактических обстоятельств дела и их правовой оценки. Применительно оценки Европейского суда- дела, связанные с терроризмом, сложны по фактическим обстоятельствам.
Достаточность и эффективность действий- имеются в виду обстоятельства, которые исключают возможность квалификации продолжительности производства по уголовному делу, проведенному в разумные сроки. Обстоятельства, связанные с организацией работы должностных лиц, осуществляющих производство по делу и рассматривающих его, а также рассмотрение уголовного дела судами с учетом инстанционности не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства.
Несоблюдение разумных сроков как процессуальное нарушение не связывается по смыслу ст.6.прим. УПК, а также по смыслу ФЗ от 30.04.2010г. « о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, или право на исполнение судебного исполнения в разумный срок».
С вопросами доказанности или недоказанности обвинения, законности, обоснованности постановляемых актов, или судебных решений.