Генри Гантт и очеловеченный научный менеджмент

Генри Лоренс Гантт родился в преуспевающей семье в 1861 г., в Мэрилэнде, во время Гражданской войны в Америке[8]. Хотя Мэриленд принял сторону северян, многие его жители симпатизировали Конфедерации, включая родителей Генри, Верд-жила и Мери. Отец Гантта владел плантацией, однако после выхода в сентябре 1862 г. манифеста Линкольна об освобождении рабов все 69 его рабов покинули плантацию. Это привело Верджила Гантта к финансовому краху и вынудило семейство Ганттов покинуть плантацию и переехать в Балтимор. Гантты превратились едва ли не в бедняков. Глуховатый Верджил Гантт уже не мог содержать семью, и главными ее кормильцами стали мать, открывшая пансион, и старшая дочь Маргарет, устроившаяся на работу учителем. Одним из следствий столь драматичного изменения жизненных обстоятельств стало то, что Генри Гантт был вынужден покинуть семью в двенадцатилетнем возрасте и поступить в находившуюся неподалеку от Балтимора McDonagh School, где бесплатно учились дети из бедных семей. Школа строилась на принципах жесткой, почти армейской дисциплины. Биограф Гантта пишет об атмосфере интерната следующее:

Школа находилась примерно в двенадцати милях к северо-востоку от Балтимора. Пятеро или шестеро рабочих ухаживали за животными, исполняя труднейшие работы. Все прочие работы выполнялись учащимися. Они поднимались летом в 4:30, зимой - в 5:30 утра. Они сажали, пололи, убирали и шелушили кукурузу, скирдовали убранную пшеницу, а впоследствии и ремонтировали молотилку. Убрав урожай, они заботились о его сохранении – загружали зерном повозки и затем пересыпали его в амбары. Они также занимались садом и огородом, выращивали для собственных нужд овощи, землянику и малину.

(Alford in Rathe, 1960, p. 24)

Дисциплинированность и выработанная в McDonagh School привычка к тяжелой работе стали неотъемлемыми качествами Гантта. Он проявил в McDonagh School замечательные способности и стал стипендиатом в John Hopkins University, куда ездил каждый день, продолжая жить в интернате. Окончив университет в 1880 г., он в течение трех лет изучал в McDonagh естественные науки и физику и лишь после этого продолжил учебу, на сей раз в Stevens Institute oT Technology. Гантт поступил в Stevens Institute в 1883 г. (в том же году Ф. У. Тейлор получил там степень магистра), избрав основными темами своих занятий физику и электротехнику, и закончил его в 1884 г., получив специальность инженера-механика. После этого он вернулся в Балтимор и проработал два года конструктором в фирме Poole &Hunt, занимающейся литьем чугуна и механической обработкой металла. В 1886 г. он вновь вернулся в McDonagh, на сей раз как преподаватель труда, а в 1887 г. устроился на работу в Midvale Steel.

К тому времени, когда Гантт поступил в Midvale Steel на должность ассистента технического отдела, Ф. У. Тейлор был уже главным инженером предприятия. В 1888 г. Гантт стал членом Американского общества инженеров-механиков и помощником Тейлора. Урвик и Бреч пишут, что "с этой поры он занимался не столько технической работой, сколько определением наиболее экономичных методов работы станочного оборудования механического цеха" (Urwick andBrech, 1945, p. 73). Хотя Гантт и Тейлор имели несхожие характеры, они тесно сотрудничали в течение ряда лет, занимаясь не только разработкой научных методов управления, но и проблемами металлургии. Рен пишет об этом периоде деятельности Гантта:

В ранних работах Гантта заметно сильное влияние Тейлора. Напряженность в обеспечении взаимных интересов работников и менеджмента, научный подбор работников, материальное поощрение как средство повышения производительности труда, детальные рабочие инструкции и прочие знакомые концепции находят отражение в трудах Гантта этого периода.

(Wren, 1994, р. 135-36)

При этом Гантт смягчал позицию Тейлора повышенным вниманием к проблемам человеческой психологии и большим упором на метод, а не на нормирование. Подобно Тейлору, Гантт был изобретателем, и в период с 1901 по 1904 г. они запатентовали шесть совместных изобретений, так или иначе связанных с задачей контроля температуры нагрева металлорежущих инструментов. Гантт вместе с Тейлором и Карлом Бартом участвовал и в разработке логарифмической линейки, запатентованной в 1904 г. Важнейшим же из его патентов была форма для стальных отливок, препятствовавшая растрескиванию последних и тем самым снижавшая процент брака. Как заметил Олфорд, "к 1934 г. 25 или даже все 50% американского стального литья разливалось в изложницы, принцип которых был разработан Ганттом" (Alford in Rathe, 1960, p. 161).

В 1890 г. Тейлор ушел из Midvale Steel, став главным управляющим Manufacturing Investment Company. Гантт же стая руководителем литейного производства и проработал в этой должности три года. Затем он уволился из Midvale Steel, какое-то время являлся консультантом в Филадельфии и, наконец, стал управляющим заводами American Steel Castings Company в Селоу (Thurlow), Пенсильвания. Его деятельность на этом посту нельзя признать вполне успешной, тем более что в этот период он стал страдать сильными мигренями, дурно повлиявшими на его характер. В 1897 г. он вновь начинает работать в паре с Тейлором, на сей раз в Simonds Rolling Machine Company. В марте 1899 г. они переходят в Bethlehem Steel. Гантт принимает активное участие в изучении процессов резания металлов и занимается составлением собственной аккордно-премиальной системы оплаты труда. Он считает подход Тейлора к проблеме поощрений излишне прямолинейным и совершенно не учитывающим реальные нужды работников. В свою очередь, позиция Гантта представляется Тейлору излишне осторожной. Это приводит к известному охлаждению их отношений. Олфорд пишет об этой ситуации:

Причиной, послужившей этому, было вовсе не различие темпераментов. Скорее, здесь следовало бы говорить о различии их фундаментальных подходов к проблемам промышленной психологии. Позиция Тейлора сводилась к нежеланию рассматривать какие-либо аспекты производства, кроме технологических. Гантт же, наоборот, понимал и чувствовал не только техно; логические, но и управленческие проблемы общего характера и пытался учитывать их на практике. Тейлор по большей части относился к подобной практике неодобрительно, она казалась ему компромиссной и уж никак не научной.

(Alford in Rathe, 1960, p. 259)

В 1901 г. и Тейлор, и Гантт покинули Bethlehem Steel. Как об этом уже говорилось в главе 2, Тейлор посвятил остаток своей жизни пропаганде разрабатывавшегося им научного менеджмента, в то время как Гантт, говоря словами его биографа, "приступил к главному делу своей жизни, став консультантом по проблемам управления современным промышленным производством". В1901 г. он читает в ASME свой доклад "A Bonus System of Rewarding Labour" ("Премиальная система оплаты труда"), ставший основой для написания книги "Work, Wages and Profits" ("Труд, заработная плата и доходы",), увидевшей свет в 1913 г. Следующий доклад был прочитан им уже в 1903 г., на сей раз он был посвящен графическому изображению производственных потоков и носил название "A Graphical Daily Balance in Manufacturing" ("Графическое ежедневное сопоставление плана и факта производства в обрабатывающей промышленности") (впоследствии предложенные им графики стали именоваться графиками Гантта). В то же самое время он принимает участие в работе над проектами для American Locomotive Company, Brighton Mills, Williams Brothers, Portland Company и Tabor Manufacturing, занимаясь внедрением тейлоровской системы управления, освоенной им в Midvale, Simonds и Bethlehem и дополненной его аккордно-премиальной системой оплаты труда и планово-контрольными графиками. В 1904 г. он становится первым "специалистом по эффективности производства" на текстильном предприятии, поступив по рекомендации Тейлора на работу в фирму Sayles Bleacheries, Сэй-лесвилл, штат Род-Айленд.

Наши рекомендации