Потребительские изокванты и их свойства
В случае свободы выбора индивид из двух наборов благ осознанно выберет один.
– индексоднородной потреб. группы со сложившейся структурой предпочтений: в одну группу попадают те потребители, которые для фиксир-х значений M (бюджет) и (цены) выберут один и тот же набор благ. на бюджетном множестве Ω можно задать бинарное отношение частичного порядка « » - отн.предпочтения. Если оно удовлетворяет условиям рефлексивности, антисимметричности и транзитивности, то Ω - частично упорядоченное бюджетное множество потребителя .
Если для наборов потребительских благ , то
, где – субъективная функция порядковой полезности.(СФПП)
Потребительской изоквантой уровня Сназывается геом. место точек наборов благ из бюджетного мн-ва потребителя , которым мб поставлено в соответствие одно и то же значение СФПП , равное C:
Бюджетное множество можно представить в виде верхней полурешетки . Карта изоквант вполне однозначно хар-ет потребительские предпочтения рассматриваемой группы, складывающиеся под влиянием рыночных ожиданий, внутренних ценностей, финансового благополучия и прочих как объективных, так и субъективных факторов.
Иерархия потребительских изоквант, отраженная в верхней полурешетке , зависит от компонент тройки , что означает наличие фактора локальности, который следует учитывать при ее построении. ФЛ означает, что при изменении значений M бюджета потребителя и компонент вектора цен на приобретаемые блага структура его предпочтений претерпевает изменения, которые проявляются в изменении структуры .
Свойства , используемыев задачах моделирования потребительского выбора:
1) Замкнутость. Построенная верхняя полурешетка имеет наименьший и наибольший элементы, принадлежащие нулевой и изокванте максимальной полезности соответственно;
2) Рефлексивность. Для справедливо , т.е. набор не лучше сам себя;
3) Антисимметричность. Если для одновременно выполняются условия и , то ; принадлежат одной изокванте : ;
4) Транзитивность.
5) Выпуклость. т.е. смесь любых двух наборов благ и предпочтительнее худшего из них;
6) Ненасыщаемость (свойство потребительского эгоизма).
7) Полнота. Для справедливо неравенство: или обратное (что характеризует высокую насыщенность рынка, гарантирующую однозначность выбора потребителя для фиксированных значений M и ).
Сформулированные выше свойства позволяют констатировать следующие факты:
- возможность группировки наборов благ по отдельным потребительским изоквантам в соответствии с их предпочтительностью для потребителя;
- существование I - мерной СФПП , которая принадлежит заданному классу гладкости и в точности моделирует структуру потребительских изоквант[1], а именно: нулевой изокванте соответствует нулевое значение функции , C - ой изокванте : – значение C.