Тема 16. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
В промышленно развитой зоне интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (ЕС) и Северной Америке (НАФТА).
Наиболее далеко на пути хозяйственной интеграции продвинулся Европейский Союз, который возник на базе Европейских сообществ, созданных в 1957 г. в результате слияния органов трех прежде самостоятельных региональных организаций – Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообщества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. С 1 ноября 1993 г. после вступления в силу Маастрихтских договоренностей официальным названием этой интеграционной группировки стал Европейский союз.
Особая заинтересованность западноевропейских стран в интеграции связана с относительным ослаблением их позиций, вызванным итогами Второй мировой войны, крахом колониальных империй. В первые послевоенные годы роль западноевропейских государств в мировой экономике снизилась в пользу США. Инициаторами развития интеграции явились крупнейшие группировки капитала, масштабы деятельности которых выходили за рамки национальных границ. Они надеялись путем объединения создать лучшие условия для своей деятельности, расширить рынки сбыта. Крупные компании рассчитывали на улучшение условий сбыта своих товаров за счет вытеснения товаров из стран, не входящих в интеграционное объединение. Также интеграция должна была повысить темпы экономического роста и уровень жизни населения.
Процесс развития западноевропейской интеграции условно можно разделить на 4 этапа.
Первый этап – конец 50-х – середина 70-х гг. ХХ в. – считается «золотым веком» в жизни Сообщества. ЕЭС было создано шестью странами. Задачи ЕЭС формулировались в Римском договоре, подписанном в марте 1957 г.
Конкретными целями создания ЕЭС были:
Постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
· установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
· ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
· разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
· создание валютного союза;
· унификация налоговой системы;
· сближение законодательства;
· разработка принципов согласованной экономической политики.
В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура – Совет министров ЕЭС – для принятия принципиальных решений по деятельности Сообщества; Комиссия европейских сообществ – исполнительный орган; Европейский парламент – законодательный орган, который с 1979 г. избирается на основе прямых выборов; Европейский Совет – совещания глав государств и правительств, которые собираются три раза в год; Европейский суд.
Данный этап ознаменовался досрочным созданием таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран – помимо Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга вступили Великобритания, Дания и Ирландия. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран-участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.
Второй этап – середина 70-х – середина 80-х гг. ХХ в. – вошел в историю ЕЭС тем, что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70-х и в начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕЭС увеличился. С вступлением в ЕЭС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо.
Третий этап – вторая половина 80-х – начало 90-х гг. ХХ в. – этап дальнейшего расширения состава ЕЭС. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно ½ среднего по ЕЭС, в Испании – около ¾. В новых странах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, а в среднем по ЕЭС – один из тринадцати. Вместе с этим именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными, прежде всего, с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА). В ЕЕА подтверждалась общая цель стран-участниц – создание Европейского союза – объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень экономического, валютно-финансового и гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства. С принятием ЕЕА усилились интеграционные процессы в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии. Регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х гг. страны-члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.
Четвертый этап – середина 90-х – начало 21 в. – ознаменовался введением с 1 января 1993 г. свободного передвижения факторов производства внутри границ и фактически возникновением единого экономического пространства. На основании Маастрихтского договора с 1 января 1994 г. ЕЭС трансформировалось в Европейский союз в составе 15 стран-участниц. С этого периода ЕС является наряду с США и Японией одним из главных в мире производителей и потребителей. На его долю, по данным Евростата, приходится 57% мирового экспорта и 55% мирового импорта. ВВП на душу населения в среднем по ЕС в 2002 г. составлял 22,932 тыс. долл. США (максимум в Люксембурге – 41,770 тыс. долл., минимум в Португалии – 10,670 тыс. долл.).
В мае 1999 г. вступил в силу новый Амстердамский договор, согласно которому в сферу деятельности ЕС включается политика в области гражданских прав и занятости; снимаются препятствия на пути передвижения граждан.
Сейчас можно выделить пятый этап в развитии ЕС – расширение – с 2002 г. до настоящего времени. В соответствии с решением, принятым на Копенгагенском саммите 13 декабря 2002 г. с 1 мая 2004 г. в ЕС вступили восемь Центрально-восточноевропейских стран – Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония и две средиземноморские страны – Кипр и Мальта. В 2007 г. В ЕС вступили Болгария и Румыния. Впервые в истории ЕС расширением была охвачена такое большое количество стран. Продолжается переговорный процесс по поводу вступления в ЕС Турции. Однако с этой страной связаны, прежде всего, пролемы нефинансового характера. Актуализация вопроса вступления Турции в ЕС стала причиной обострения дискуссий относительно будущих конечных границ «Единой Европы».
Также в этот период был осуществлен еще один очень важный шаг в рамках ЕС – 1 января 2002 г. в наличный оборот двенадцати европейских стран была введена единая валюта – евро. Это ознаменовало завершение долгого и трудного процесса создания единой денежной единицы для стран Европы в свете политической и экономической интеграции.
Идея перехода стран Европы к единой валюте берет свое начало на рубеже 60-70-х гг., когда была сделана попытка создать Европейскую валютную систему в противовес системе Бреттон-Вудс, инициатором которой были США. В итоге в марте 1971 г. Советом Министров ЕЭС утвержден «план Вернера», направленный на создание валютного союза в течение 10 лет. Он предусматривал полную мобильность капитала, создание единой бюджетной системы, основание общего центра для решения валютно-финансовых вопросов, а в перспективе – введение европейской валюты и объединение центральных банков ЕС с целью гармонизации денежно-кредитной и валютной политики. Однако тогда из-за расхождений в темпах экономического развития, а также из-за нестабильности на мировых рынках и кризисов введение единой валюты не произошло.
В марте 1979 г. восемь стран – членов ЕЭС стали основателями Европейской монетарной системы (ЕМС), по условиям которой согласились придерживаться механизма контроля колебаний валютных курсов (зафиксировать курсы своих валют относительно друг друга в рамках узкого коридора ±2,5%, но позволить свободное курсообразование по отношению к доллару США). Также в рамках ЕМС создана новая денежная единица – экю (European Currency Union), которая использовалась только для внутренних расчетов.
Согласно решениям Маастрихтского договора, на котором был утвержден «план Делора» – план создания единого рынка Европы, создания валютного союза и внедрения евро, 31 декабря 1998 г. обменные курсы одиннадцати стран зафиксированы по отношению к евро. На следующий день, 1 января 1999 г., евро введен в безналичный оборот и используется во всех межбанковских финансовых операциях и расчетах банков с Европейским Центральным Банком, новые государственные долговые обязательства выпускаются в евро, цены на акции и облигации на фондовых биржах стран-участниц также котируются в новой валюте. Постепенно вводится программа расширения сферы использования евро, например, ведение статистики и обнародование цен в новой валюте.
1 января 2002 г. вошел в историю как «день Е»: евро введен в наличный оборот путем бесплатного обмена старых денежных знаков на новые. Сумма банкнот и монет, первоначально выпущенных в оборот, составила 300 млрд. евро. Банкноты являются одинаковыми для всех стран, а одна сторона монеты может быть «национализирована».
Введение единой валюты имеет свои достоинства и недостатки (табл. 33).
Таблица 33.Аргументы «за» и «против» введения единой европейской валюты
«За» | «Против» |
Экономика Объединенной Европы по размерам является серьезным конкурентом наиболее индустриально развитым государствам – США и Японии. Благодаря этому евро становится одной из наиболее сильных валют в мире. Происходит интеграция рынков капитала, что обусловливает более эффективное распределение капитала на территории Европы. Отсутствие валютного курса между странами сводит на нет риск его изменения, а это, в свою очередь, благоприятствует более активному привлечению внутренних и внешних инвестиций. Кроме того, уменьшаются затраты на конвертацию одной валюты в другую, что очень выгодно для бизнес-сектора и индустрии туризма. Одна страна лишена возможности причинить урон другой девальвацией валютного курса, а, следовательно, повысить таким способом конкурентоспособность экспортно ориентированных отраслей своей экономики. Европейский Центральный Банк более независим от влияния правительства отдельной страны, чем ее центральный банк. Поэтому при прочих равных условиях политика Европейского Центрального Банка имеет больше шансов на успех. | Создание Европейского Центрального Банка фактически лишает страны возможности проводить независимую монетарную политику. Таким образом, страны при помощи монетарных рычагов не в состоянии смягчить негативные эффекты рецессии. Суровая фискальная дисциплина ограничивает сферу применения налоговых и бюджетных стимулов при снижении темпов экономического роста. Недостаточная синхронность деловых циклов и низкая мобильность трудовых ресурсов очень усложняют проведение единой экономической политики. Например, снижение процентной ставки может стимулировать производство в стране, пребывающей в стадии экономического спада, но может привести к значительному повышению цен в стране, которая находится на пике экономического роста. Во время экономического спада девальвация валютного курса используется как стимулирующее средство для подъема производства, прежде всего экспортных отраслей. Отсутствие валютного курса означает невозможность воспользоваться данным преимуществом. Европейский Центральный Банк еще должен доказать свою независимость от влияния политических сил Европы. |
Таким образом, ЕС является наиболее развитой интеграционной группировкой мирового сообщества, прошедшей практически все этапы развития и достигшей наибольшей степени интеграционного взаимодействия.
Другими европейскими интеграционными группировками являются следующие.
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).Создана в январе 1960 г. Первоначально в нее вошли Великобритания, Австрия, Дания, Португалия, Норвегия, Швеция, Швейцария, в 1961 г. – Финляндия, в 1970 г. – Исландия. ЕАСТ была призвана решать задачи, ограниченные в основном внешнеторговыми рынками, предусматривалась лишь отмена ограничений во взаимной торговле промышленными товарами. К началу 70-х гг. в ЕАСТ был не только завершен процесс создания зоны свободной торговли, но и наметились тенденции к перерастанию в более развитые формы интеграции. Внутри ЕАСТ расширились торговые связи – с 19,8% в 1959 г. до 28% в 1971 г., в том числе продукция обрабатывающей промышленности – 80,9%. Однако в результате более активных интеграционных процессов в ЕЭС перед Великобританией и другими членами ЕАСТ остро встала проблема: идти по пути укрепления ЕАСТ или искать формы присоединения к ЕЭС. В 1973 г. в ЕЭС вступила Великобритания и Дания, что вызвало кризис в Ассоциации. С 1986 г. членом ЕЭС стала Португалия, в 1995 г. – Австрия, Финляндия и Швеция. В результате ЕАСТ формально действует в составе четырех государств, разобщенных территориально, с невысоким экономическим потенциалом. Со странами ЕС они заключили соглашение о зоне свободной торговли промышленными товарами и создании европейского экономического пространства.
Принципы деятельность ЕАСТ существенно отличаются от политики ЕС. За каждой страной здесь сохраняется внешнеторговая автономия и собственный таможенный тариф в торговле с третьими странами; нет наднациональных органов; режим свободы торговли не распространяется на продукцию сельского хозяйства.
Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС). Создано в 1992 г. на основе Стамбульской декларации в составе 11 черноморских государств в целях поощрения сотрудничества в регионе – Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Турция и Украина. Статус наблюдателей получили Австрия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия и Тунис. К приоритетным проектам относятся создание транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия, строительство нефте- и газопроводов, осуществление других коммуникационных проектов. Долгосрочной целью является создание зоны свободной торговли. Многие страны видят в ЧЭС пути к расширению сотрудничества с ЕС (платформа сотрудничества ЧЭС и ЕС была принята в 1999 г.).
Следует отметить, что интеграционные процессы в других регионах, особенно в Северной Америке имеют отличия от западноевропейской модели. На североамериканском континенте были созданы предпосылки формирования и развития регионального комплекса на микроуровне или интеграции, обеспечиваемой прямыми иностранными капиталовложениями. Это сводный режим движения через американо-канадскую границу капитала и рабочей силы, неограниченная обратимость валют. Хотя таможенная регламентация взаимного товарооборота была далека от зоны свободной торговли, она оставляла довольно широкий простор для внутрирегионального разделения труда. Только в 1988 г. между США и Канадой было подписано соглашение о создании к 1995 г. зоны свободной торговли. В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали соглашение о создании зоны свободной торговли НАФТА, которое предусматривает в течение 15 лет свободу движения товаров и капиталов между тремя странами. Особенность: развитие интеграционных процессов в регионе идет в направлении, отвечающем интересам более сильной стороны – США, а именно – американских ТНК, капитал которых занимает ведущие позиции в целом ряде отраслей соседних стран. 75-80% канадского экспорта направляется в США, что составляет 20% ВВП Канады. В свою очередь, в Канаду направляется около 25% американского экспорта, но это составляет только 1% ВВП США. До 71% экспорта Мексики связано с США и только 7% американского экспорта – с Мексикой (или 65% стоимости американского импорта). Значительную часть канадо-американской или мексикано-американской торговли составляют поставки филиалов американских ТНК.
К числу особенностей интеграции в Северной Америке относятся неравный характер интеграции, отсутствие ярко выраженной внешнеполитической координации, также в практике было мало двусторонних соглашений, нет совместных регулирующих институтов, подобно странам ЕС.
НАФТА является достаточно обширной интеграционной группировкой. Территория блока составляет огромную территорию с населением более 370 млн. чел. и мощным экономическим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн. долл., на их долю приходится около 20% мирового объема торговли.
Основные положения договора включают:
· отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика;
· защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
· снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике;
· создание трехсторонних групп для решения проблем защиты окружающей среды.
Наибольшую выгоду от заключенного соглашения получили потребители торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизились цены на широкий круг товаров. В выгодном положении оказались американские промышленники, поскольку возрос приток дешевой рабочей силы. В то же время убытки понесли американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи. Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экономического развития, примерно 1,6 – 2,6% прироста ВВП. В итоге Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу развитых стран с 50 до 10-15 лет.
Интеграционные процессы активизируются и в Латинской Америке. В 1960 г. был подписан договор о создании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ) в составе Аргентины, Бразилии, Мексики, Парагвая, Уругвая, Чили, Перу, позже к ним присоединились Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия. К началу 1979 г. 25% внутризонального товарооборота были полностью освобождены от таможенных пошлин, снижены пошлины и отменены количественные и валютные ограничения, заключено 25 «соглашений о взаимодополняемости» о разделе рынков сбыта промышленной продукции. Разный уровень экономического развития стран вызвал противоречия и поставил в более тяжелые условия промышленность менее развитых стран. В 1980 г. ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), которая продолжает существовать, хотя реально она раскололась на две субгруппировки, играющие сейчас гораздо большую роль, чем сама ЛАИ. Это МЕРКОСУР, в которую вошли четыре страны, и Андская группа в составе шести стран. Мексика стала членом НАФТА.
В 1991 г. страны бассейна реки Ла-Плата создали Южноамериканский общий рынок МЕРКОСУР. Членами его стали Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай, ассоциированными членами – Боливия и Чили. С 1995 г. здесь отменены таможенные пошлины на 90% взаимной торговли и действует единый тариф в отношении 85% импорта из третьих стран. По существу, МЕРКОСУР превратился в таможенный союз, хотя еще очень далек от создания общего рынка, несмотря на то, что объем внутрирегионального товарооборота возрос в шесть раз. Уже в 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя странами не облагались пошлинами, а с 2001 г. была введена беспошлинная торговля всеми товарами. В плане МЕРКОСУР – создание южноамериканской зоны свободной торговли САФТА от Панамского канала до Магелланова пролива. Несмотря на определенные успехи, в группировке возникают разногласия по поводу торговли отдельными товарами, особенно автомобилями, с трудом был достигнут компромисс по поводу торговли сахаром. Наибольшие противоречия демонстрируют Аргентина и Бразилия. Аргентина – сторонница долларизации единой валютной системы, Бразилия выступает за укрепление национальных валют и создание в перспективе единой денежной единицы, отличной от доллара. Но в целом создание МЕРКОСУР повысило инвестиционную привлекательность региона, привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными группировками мира. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. В отличие от западноевропейской интеграции это южноамериканское объединение свидетельствует, что разные по своему уровню государства могут не только сосуществовать в единой организации, но и успешно сотрудничать.
Вторая группировка внутри ЛАИ начала формироваться в 1969 г., когда Боливия, Колумбия, Перу, Чили и Эквадор подписали договор о субрегиональной интеграции – Андский пакт, к которому присоединилась и Венесуэла. Договор предусматривает не только взаимную отмену пошлин, но и введение единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, координацию экономической политики, совместное планирование новых капиталовложений, размещения предприятий и развития инфраструктуры. Завершение создания таможенного союза и либерализация торговли услугами завершена в 2000 г.
В 1961 г. был образован Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР)в составе Гватемалы, Сальвадора, Никарагуа и Гондураса, а с 1962 г. к нему присоединилась Коста-Рика. Здесь в основном ликвидированы таможенные барьеры во взаимной торговле, что активизировало ее с 7% на период создания до 22% к концу 90-х гг. Однако между странами ЦАОР постоянно возникают противоречия и конфликты, активно действуют в рамках региона американские корпорации, процесс интеграции осложняется различиями в уровнях экономического развития и относительной узостью регионального рынка (только около 30 млн. потребителей).
Интеграционные процессы в своем регионе стремятся развивать и африканские государства. В Африке хозяйственное сближение стран осуществляется в основном в переделах определенных регионов. В начале африканские экономические группировки создавались в рамках территориальных объединений, существовавших в колониальный период и сформированных Францией и Великобританией. В 1959 г. была учреждена западноафриканская группировка – Совет согласия, в которую вошли бывшие колонии Франции – Бенин, Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо), Нигер и Того и другие страны. В 1994 г. Совет был преобразован в Западноафриканский экономический и валютный союз (УЭМОА), однако, несмотря на название, уровень интеграции достаточно низкий. В планах создание общего рынка на основе свободного перемещения людей, проведение совместной торговой политики, гармонизация законодательства. Параллельно с УЭМОА существует более широкая группировка – Экономическое сообщество 15 западноафриканских государств (ЭКОВАС), в пределах которой сотрудничество осуществляется во всех сферах хозяйственной деятельности.
С 1966 г. действует Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), в который входят Габон, Камерун, Республика Конго, ЦАР, Чад и Экваториальная Гвинея. У них есть общий банк и валюта, создан фонд солидарности, осуществляются общие экономические проекты.
В 1989 г. в северной части Африки был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор предусматривает организацию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако фактически это пять замкнутых, обособленных друг от друга государств.
В 1994 г. был подписан договор о создании Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) на базе зоны преференциальной торговли в составе 23 государств. Основными областями деятельности являются либерализация торговли и таможенное сотрудничество, создание есаку – единой валютной единицы для взаимных расчетов и др. КОМЕСА координирует свои действия с Южноафриканским сообществом развития (САДК), главная задача которого – помощь в определении региональных приоритетов, содействие в мобилизации ресурсов и экономическом развитии.
Интеграция в Африке имеет несколько иные цели, чем в других регионах. Это во многом способ достижения прогресса при «опоре на собственные силы». Данная идея присутствовала и в планах Организации Африканского Единства (ОАЕ)в составе 53 государств, которая в июле 2001 г. объявила о создании Африканского Союза по типу ЕС. Планируется создать общеафриканский парламент, суд, а также единый банк и валютный фонд, осуществлять совместное использование газо- и нефтепроводов, электросетей, строительство электростанций.
Таким образом, количество созданных в Африке в разное время региональных организаций велико, и в них входят почти все страны континента. Но большинство из этих формирований малоэффективны вследствие унаследованной от колониального прошлого непреодолимой отсталости, узкой, часто монокультурной специализации экономики, не носящей взаимодополняемого характера. Также сдерживающим фактором является политическая неустойчивость, этнические конфликты, доходящие до военных столкновений, особенно в Центральной и Восточной Африке.
В последние годы Азиатско-Тихоокеанский регион мирового хозяйства относится к самым быстрорастущим. Здесь наблюдаются высокие темпы экономического роста и расширения взаимной торговли. В регионе два центра силы: США, стремящиеся занять доминирующие позиции и в этом регионе, и Япония с огромным экономическим потенциалом.
В 1967 г. была создана неправительственная региональная организация – Тихоокеанский экономический совет (ТЭС), а в 1989 г. была создана межправительственная организация, деятельность которой направлена на формирование обширного экономического объединения, - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), объединяющая 21 государство. АТЭС была создана по предложению Австралии с целью экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности.
К числу особенностей интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе относятся следующие:
1. Интеграционные процессы в АТЭС идут при ведущей роли ТНК, что определило создание неправительственных организаций (ТЭС, СТЭС и др.).
2. Процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. Уникальность АТЭС в том, что она объединяет одновременно США, Японию и Китай. Также следует отметить, что это единственная международная структура, куда входит Япония.
3. Интеграция в регионе включает субрегиональные союзы (НАФТА, АСЕАН, Южно-Тихоокеанский форму и др.). что допускает различные уровни интеграции.
В целом степень зрелости интеграционных отношений в регионе пока невысока. Перспективы лежат в развитии АТЭС (создание к 2020 г. зоны свободной торговли), возможном разделении Азиатско-Тихоокеанского региона на полюса роста (уже существуют «треугольник роста» – южнокитайская экономическая зона (КНР, Сянган, Тайвань); «золотой треугольник роста» – Индонезия, Малайзия, Сингапур; экономическая зона стран бассейна Японского моря, Индокитайская экономическая зона.
В 1967 г. создана Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят наиболее развитые страны региона - один из четырех азиатских «драконов» – Сингапур, а также НИС «второй волны» - Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. В последние годы в АСЕАН вступили Вьетнам, Мьянма, Лаос и Камбоджа. Главными задачами провозглашались формирование таможенного союза в рамках соглашения о преференциальной торговле, создание совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций и области машиностроения и химии. Успех группировки связан с бурным экономическим ростом стран-участниц, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В 2000 г. были снижены таможенные пошлины в среднем на 5,5% по 35 тыс. наименованиям товаров, и в 2003 г. подписано соглашение о создании зоны свободной торговли с беспошлинным перемещением этих товаров. Одной из форм региональной интеграции стран-членов АСЕАН является создание «треугольников экономического роста». Основная идея этой формы сотрудничества – привлечение ТНК в экономику зон, объединяющих приграничные области трех государств с дешевой рабочей силой, высококлассными специалистами и относительно развитой инфраструктурой. Разработано несколько проектов треугольников роста, в том числе южный треугольник – Сингапур-Малайзия-Индонезия; северный треугольник – юг Тайланда-север Малайзии-Суматра в Индонезии; платиновый треугольник – юг Китая-Камбоджа-Вьетнам; золотой треугольник – Таиланд-Мьянма-Лаос. С 2000 г. разрабатывают программу объединения своих экономических пространств с Китаем, Японией и Республикой Корея, что в будущем значительно укрепит их позиции в мировой экономике.
Другие региональные группировки в Азии не получили такого развития. К числу наиболее известных следует отнести Ассоциацию регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) в составе Бангладеш, Бутана, Индии, Мальдив, Непала, Пакистана и Шри-Ланки. Деятельность сводится главным образом к выполнению программ сотрудничества, однако главным препятствие являются политические противоречия между главными членами – Пакистаном и Индией.
Стремление к интеграции отмечается и среди арабских стран Персидского залива. С 1981 г. функционирует Совет по сотрудничеству стран Персидского залива («Нефтяная шестерка») – Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ и Оман. Между ними действует соглашение о единых таможенных ставках на торговлю 100 изделиями, более глубокая интеграция в перспективе будет иметь большие положительные последствия.
В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО), которая должна была стать прообразом Центральноазиатского общего рынка в составе среднеазиатских государств СНГ, Казахстана, Азербайджана и прилегающих к ним государств.
В настоящее время абсолютное большинство развивающихся стран участвуют в той или иной региональной экономической группировке, но на пути расширения этого сотрудничества им предстоит преодолеть ряд трудностей, обусловленных как внутренними противоречиями, так и стремлением развитых стран использовать многие из них в своих целях.