Индикаторы достижения целей инновационной политики
Развитие инновационной сферы Красноярского края в соответствии с основными направлениями инновационной политики позволит достичь следующих показателей:
· федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет (СФУ) войдет в число 200 ведущих мировых университетов согласно международным рейтингам;
· внутренние затраты на исследования и разработки (в % ВРП) с 0,05% в 2011 году возрастут до 1,5% (в т.ч. 45% бюджетные средства, 55% - внебюджетные средства);
· удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства увеличится с 5,2% до 10%;
· количество рабочих мест на инновационно активных предприятиях малого и среднего бизнеса достигнет 100 тысяч человек (в 2011 году – 15,5 тыс.чел.).
7.4. ИНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Механизмы реализации Стратегии основаны на принципах интеграции целей и организации взаимодействия всех заинтересованных в развитии края сторон: населения, бизнеса, органов государственной власти и управления. Они включают:
1. Систему согласованных между собой документов социально-экономического планирования (ведомственных целевых программ, а в последующем государственных программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований) и документов территориального планирования (схемы территориального планирования и генеральные планы), которые вместе со Стратегий формирующую единую систему стратегического планирования края.
Ведомственные целевые программы, которые в последующем планируется трансформировать в государственные программы, конкретизируют действия органов власти края по реализации целей и задач Стратегии по отдельным секторам экономики и социальной сферы; программы социально-экономического развития муниципальных образований – определяют действия по развитию территорий муниципальных образований с учетом определенных Стратегией приоритетов и направлений развития; документы территориального планирования формируются на базе документов социально-экономического планирования и отражают пространственное развитие территорий.
2. Государственно-частное партнерство, предполагающее сотрудничество различных участников и четкое разделение сферы компетенции и функций государственного управления и частных предпринимательских структур.
3. Сохранение государственного сектора экономки и его постепенная трансформация в соответствии с изменяющимися экономическими условиями. Сохранение роли государственных предприятий в качестве «гарантирующих поставщиков» в сегментах рынка с недостаточным присутствием частного капитала.
4. Сохранение роли государственного и муниципального заказа в формировании внутреннего рынка края, повышение эффективности механизмов стимулирования эффективного выполнения контрактов, дальнейшее развитие процедур конкурсного размещения государственного заказа.
5. Разработку пакета мер по адаптации экономики края к новым условиям, связанным со вступлением России в ВТО, и защите внутреннего рынка.
6. Поддержку развития интеграционных и кооперационных связей между участниками экономики, как на уровне региона, так и межрегиональных и международных связей, стимулирование расширения внешнеэкономической деятельности.
7. Развитие системы территориального маркетинга, составной частью которого служит брендирование региона на международном, федеральном уровне и в других субъектах Федерации.
8. Обеспечение привлечения общественности и институтов гражданского общества к реализации Стратегии социально-экономического развития Красноярского края, как документа «общественного согласия». Реализация при этом принципов работы «Открытого Правительства», как инструмента повышения прозрачности действий органов государственной власти края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года должна обеспечить существенное наращивание экономического потенциала края (рост ВРП в 1,6-1,7 раза). Будет создана база для формирования новой экономической модели региона. В рамках данной модели наряду с сохранением сырьевого сектора и интенсификацией его развития будет создана система переработки добываемого сырья, с акцентом на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Получит активное развитие сектор инновационных производств. К 2020 году выпуск инновационной продукции будет составлять до 10% в объемах промышленного производства.
В период до 2020 года не удастся полностью завершить маневр по изменению структуры промышленного комплекса края. При этом инвестиционные вложения в модернизацию экономики края и развитие машиностроения, газохимии, металлообработки позволят изменить структуру производства в сторону увеличения обрабатывающих производств в последующие периоды.
В период до 2020 года экономика края будет находиться в стадии инвестиционного роста. Инвестиции в создание новых производств и модернизацию существующих к 2020 году увеличатся в 1,3-1,5 раз. В среднем до 2020 года объем инвестиций будет составлять 29%-30% от ВРП края. Высокие темпы инвестирования обеспечат не только рост объемов производства, но и позволят повысить эффективность использования ресурсов, прежде всего, трудовых и энергетических. На основе повышения фондовооруженности, внедрения современных технологий на вводимых предприятиях, модернизации действующих производств при росте производительности труда энергоемкость снизится на 40-50%.
В социальной жизни региона произойдут значимые качественные изменения. Будет осуществлен перелом негативных тенденций в демографической ситуации и начнется рост численности населения до 2,88 млн. чел. к 2020 году. Основные параметры качества жизни населения и развития человеческого потенциала повысятся до уровня регионов-лидеров. Ожидаемая продолжительность жизни увеличится на 4,5 года и составит 69,9 лет. Реальные денежные доходы населения увеличатся в 1,6 раза, при этом снизится расслоение общества по уровню доходов. Коэффициент Джини уменьшится до 0,410 и в два раза сократится численность населения с доходами ниже прожиточного минимума. Снизятся различия в уровне жизни и качестве социальной среды между различными территориальными образованиями края, между городом и селом.
Достижение этих результатов будет опираться на существенное улучшение факторов и условий институционального развития на всей территории Красноярского края.
В результате реализации Стратегии усилится роль Красноярского края как мощного промышленного центра востока России, выполняющего функции интегратора экономического пространства Сибири и Дальнего Востока. Повысится социальная и производственно-деловая привлекательность края. Все это послужит основой для дальнейшего развития края, изменения структуры экономики, изменения ее технологического уклада, роста качества жизни населения в последующие периоды развития края.
[1] под «деиндустриализацией» в данном контексте понимается сокращение в структуре промышленного комплекса края доли предприятий, осуществляющих производство продукции высоких переделов и продуктов конечного потребления, прежде всего, машиностроения, химии, легкой промышленности
[2] Объект включен в проект схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта
[3] Объект включен в проект схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта
[4] Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско–Тихоокеанского региона. − М., 2007. − 258 с.
[5] Планируемый срок завершения работ по формированию программы газоснабжения и газификации регионов России ООО «Газпром межрегионгаз» (дочерняя компания ОАО «Газпром») – до конца 2012 года
[6] в составе ТЭК не рассматриваются виды деятельности, связанные с нефтегазовым комплексом
[7] Вопросы жилищного строительства рассмотрены в п.2.5.1. «Жилищный комплекс»
[8] Вопросы регулирования градостроительной деятельности рассмотрены в п.2.5.1. «Жилищный комплекс»
[9] данные об объеме инвестиции по Итогам сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году
[10] Здесь и далее информация по данным Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2011, подготовленного в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Российской Федерации
[11] коэффициент фондов характеризует степень расслоения общества и показывает отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню дохода 10% самых бедных граждан
[12] коэффициент Джини показывает степень концентрации доходов - отклонение фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения
[13] системы обязательных норм и требований, устанавливаемых по взаимному согласованию между органами власти и субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность, в соответствии с требованиями законодательства