Стратегии трансфертного ценообразования
Стратегии трансфертного ценообразования связаны с достижением приоритетных целей корпораций и зависят от воздействия внутренних и внешних факторов функционирования корпорации. С этих позиций стратегии трансфертного ценообразования можно условно разделить на две группы:
I. Дифференцированные, учитывающие влияние отдельных, наиболее существенных факторов.
1. Стратегия управления прямыми налогами на прибыль направлена на максимальное эффективное использование средств за рубежом, когда эти средства при перечислении в головную компанию подвержены высокому налогообложению. Средствами данной стратегии являются:
· снижение трансфертных цен на продукцию дочерней компании, находящейся в зоне высокого налогообложения, с одновременным увеличением цен на поставляемое сырье и материалы;
· использование дополнительных источников инвестирования свободных денежных средств в развитие дочерней компании, сопровождаемое ростом затрат в стране с высоким уровнем налогообложения прибыли;
· установление завышенных трансфертных цен на используемые дочерней компанией научные и технические разработки, продаваемые ей другими отделениям ТНК;
· создание в структуре дочерней компании специального подразделения для проведения исследовательских работ, результатами которых могут воспользоваться и другие компании, входящие в корпоративную структуру.
Одной из модификаций налоговой стратегии трансфертного ценообразования является использование посреднической торгово-закупочной компании, которая обычно именуется базовой. Базовая компания располагается в странах с наименьшим уровнем прямых налогов (крайний вариант — оффшорная зона), покупает товар по заниженной трансфертной цене, а продает (реэкспортирует) — по завышенной. Разница между завышенными и заниженными ценами записывается на счета базовой компании. Поскольку базовая компания находится в стране с наименьшим уровнем прямого налогообложения, она уплачивает относительно низкие налоговые отчисления, увеличивая тем самым консолидированную прибыль ТНК.
2. Стратегия валютного трансфертного ценообразования заключается в том, что для наращивания активов материнская компания корректирует в сторону снижения валютные индексы трансфертных цен для стран с усиливающейся валютой и повышения для стран с ослабевающей валютой. Данная стратегия вызвана влиянием валютного фактора на результативность подразделений компании.
· При усиливающейся волатильности валютных курсов дочерняя компания может испытывать существенные затруднения с прогнозированием своих платежей и прибылей, если она осуществляет закупки за рубежом, а не в стране пребывания. В этом случае подразделение корпорации вынуждено создавать запасы сырья и материалов во избежание дополнительных расходов при закупках в случае удорожания валюты. Наличие запасов сырья и материалов дает подразделению время для поиска альтернативных источников закупок.
· Если объем реализации продукции существенно зависит от колебаний обменных курсов, то он становится менее определенным, что вынуждает подразделения корпорации резервировать больше денежных средств, чтобы покрыть неожиданный рост требований к поставкам.
· При подорожании валюты, в которой проводит оплату импортер, наблюдается общее падение спроса на продукцию дочерней компании.
· Если у фирмы образуется избыток наличности, и она покупает на них иностранную валюту, то необходимо стараться перевести средства подразделениям, расположенным в странах с устойчивой национальной валютой и относительно высоким валютным курсом.
II. Комплексные стратегии трансфертного ценообразования.
Комплексные стратегии трансфертного ценообразования основаны на одновременном учете воздействия на деятельность ТНК нескольких факторов, что позволяет максимизировать общую прибыль корпорации. Наиболее характерное сочетание факторов — это различия в уровнях прямого налогообложения и в таможенной политике разных стран.
1. Налогово-таможенная стратегия трансфертного ценообразования.
Для реализации налогово-таможенной стратегии трансфертного ценообразования материнская компания старается сбалансировать преимущества в разнице прямого налогообложения стран и потери от более высоких таможенных пошлин. Оптимизация трансфертных цен проводится с использованием формулы:
;
где: Тi — ставка таможенного тарифа по i-му товару;
Нм — ставка налога на прибыль в стране пребывания материнской компании;
Нф — ставка налога на прибыль в стране пребывания филиала.
Если при подстановке данных достигается равенство, то изменение трансфертной цены нецелесообразно. Если ставка таможенного тарифа превышает разницу в уровнях налогообложения стран, то трансфертную цену целесообразно занизить. При этом снижение трансфертной цены на продукт, поставляемый филиалу, позволит не только сократить сумму, уплачиваемую таможенным органам, но и снизить величину прямых налогов из прибыли у материнской компании.
2. Стратегия использования комплексного подхода к прямому и косвенному налогообложению основана на различном влиянии прямого и косвенного налогообложения на прибыль корпорации. Прямые налоги снижают ее прибыль. Косвенные, увеличивая цену реализации, не сокращают прибыль корпорации при условии стабильного спроса на продукцию, поэтому они могут рассматриваться как дополнительные затраты, увеличивающие цену реализуемой продукции. Стратегия заключается в перераспределение доходов в пользу тех подразделений корпорации, которые расположены в странах с льготным уровнем прямого налогообложения.
Высокая эффективность комплексных налоговых стратегий трансфертного ценообразования обеспечивает их широкое использование в управлении финансовыми потоками ведущих ТНК. Но при общей результативности этой стратегии применение ее сопряжено с определенными трудностями из-за использования большого числа законодательств разных стран, формирующих систему ограничений трансфертного ценообразования.
Российские компании, как правило, применяют упрощенный дифференцированный подход к формированию трансфертных цен, и перед ними встает задача учета требований законодательства при разработке стратегий трансфертного ценообразования. Немаловажное значение здесь имеют требования, предъявляемые новыми российскими законами, в том числе и налоговым кодексом РФ. В нем не содержится прямых указаний о регулировании трансфертных цен, но предусматривается, что формируемые на договорной основе цены должны соответствовать уровню рыночных.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему трансфертные цены относятся к оптовым ценам?
2. Каковы цели трансфертного ценообразования? В чем причины столь бурного развития трансфертного ценообразования в современной экономике?
3. Объясните механизм трансфертного ценообразования, позволяющий сокращать налоговую нагрузку на предприятия?
4. Как вы можете объяснить прямую взаимозависимость и косвенную взаимозависимость?
5. Когда и каким образом используется метод цены последующей реализации?
6. В каких случаях выгодно пользоваться методом расчета трансфертных цен на основе текущей рыночной цены товара? Каковы ограничения данного метода?
7. Каковы недостатки метода расчета трансфертных цен, ориентированных на предельные издержки?
8. Каковы преимущества метода расчета трансфертных цен на основе издержек производства?
9. В каких случаях использование дифференцированных трансфертных стратегий предпочтительнее использования комплексных стратегий?
Тест:
Трансфертные цены являются: a) оптовыми ценами промышленности, b) оптовыми ценами предприятия, c) розничными ценами предприятия. | |
В России поводом для проверки сделки между взаимозависимыми компаниями является согласно Налоговому кодексу РФ отклонение цен сделок в сторону повышения либо в сторону понижения от рыночного уровня цен в пределах непродолжительного периода времени: a) более чем на 10%, b) более чем на 15%, c) более чем на 20%. | |
В соответствии с методом цены последующей реализации для анализа трансфертных цен рыночная цена рассчитывается: a) , b) как разность цены, по которой они реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже), и обычных затрат, понесенных покупателем при перепродаже, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя, c) как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. | |
Если реализационные расходы для внутренних трансфертов промежуточного продукта идентичны таким же расходам на внешнем рынке, поставляющему подразделению становится: a) выгодно реализовать продукцию на внешнем рынке, b) выгодно реализовать продукцию внутри компании, c) безразлично, где реализовать свою продукцию: внутри компании или вне ее. | |
Превышение фактически рассчитанной в подразделении трансфертной цены по отношению к нормативной свидетельствует об: a) убыточности работы подразделения, b) об эффективности работы подразделения компании, c) невозможно дать однозначный ответ. | |
Трансфертные цены на основе переговоров не следует применять в случаях: a) когда наблюдаются разные реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков, b) когда существуют несколько рыночных цен, c) совершенного рынка промежуточного продукта и для случаев отсутствия рынка промежуточного продукта. | |
Согласно методу распределения суммы покрытия: a) используется нормативный уровень себестоимости продукции, и к ней прибавляется прибыль пропорционально одному из показателей, b) трансфертная цена формируется как сумма переменных затрат и величины покрытия, c) трансфертная цена рассчитывается как сумма его себестоимости и экономии затрат на единицу полуфабриката. | |
Если организация А владеет акциями ОАО организации Б в размере 22% уставного капитала, то все сделки, совершаемые между данными организациями: a) подлежат контролю со стороны налогового органа, b) не подлежат контролю со стороны налогового органа. | |
Если организация А владеет акциями ОАО организации Б в размере 70% уставного капитала, а организация Б владеет ОАО организации В в размере 30%, то все сделки, совершаемые между организациями А и В: a) подлежат контролю со стороны налогового органа, b) не подлежат контролю со стороны налогового органа. | |
Управление трансфертным ценообразованием является элементом: a) производственной политики корпорации; b) маркетинговой политики корпорации; c) финансовой политики корпорации; d) всего вышеперечисленного. | |
Филиал А корпорации расположен в стране с высоким уровнем налога на прибыль и низким уровнем НДС, а филиал Б – в стране с низким уровнем налога на прибыль и высоким уровнем НДС. Как нужно устанавливать трансфертные цены для минимизации общего уровня налогообложения. a) при поставках из А в Б – завышать, из Б в А – занижать; b) при поставках из А в Б – завышать, из Б в А – завышать; c) при поставках из А в Б – занижать, из Б в А – занижать; d) при поставках из А в Б – занижать, из Б в А – завышать. | |
Курс валюты страны, в которой распложен филиал А, по отношению к валюте страны, в которой расположен филиал Б, устойчиво растет. Как нужно устанавливать трансфертные цены для максимизации прибыли предпрития: a) при поставках из А в Б – завышать, из Б в А – занижать; b) при поставках из А в Б – завышать, из Б в А – завышать; c) при поставках из А в Б – занижать, из Б в А – занижать; d) при поставках из А в Б – занижать, из Б в А – завышать. |
Задачи:
№1. В течение непродолжительного периода вы продавали идентичные товары по разным ценам: 500 ед. по 300 руб., 100 ед. по 400 руб., 200 ед. по цене 250 руб. Может ли налоговый орган проверять правильность цен по данным сделкам и требовать доначисления налога?
№2. Фирма продает всю произведенную продукцию зависимому обществу. Поскольку сделка осуществлялась взаимозависимыми лицами, налоговым органом были предприняты меры по контролю за применяемыми ценами. Возможность определения рыночных цен на реализованную продукцию отсутствовала. В связи с этим для определения рыночной цены налоговым органом применен метод последующей реализации товаров. Было установлено, что преобладающее общество реализовало продукцию зависимому по цене 20000 руб. (без учета НДС), зависимое общество перепродавало приобретенную продукцию уже за 40000 руб. (без учета НДС). Расходы по реализации товара покупателям составили у зависимого общества 10000 руб. По данным, подученным из управления статистики, средний уровень применяемой наценки по идентичным товарам составляет 15,% продажной цены.
Исчисляя по методу последующей реализации, какой вывод сделал налоговый орган?
№3. В течение непродолжительного периода вы реализовали две партии однородных товаров: первую — по цене 130 руб., а вторую — по цене 100 руб. Рассчитайте рыночную цену:
· если партии товаров были одинаковыми по размеру,
· если первая партия в 3 раза больше по размеру, чем
вторая.
№4. Цена по договору поставки между предприятиями была сформирована на условиях франко-станция назначения в размере 300 руб. Налоговые органы нашли рыночную цену по договору с аналогичными условиями, но на условиях франко-станция отправления в размере 250 руб. Транспортные расходы составляют 70 руб. Соответствует ли договорная цена рыночной?
№5. Предприятие А реализует предприятию В товар по цене 1000 руб. При этом предприятие В перепродает данный товар по цене 3000 руб. Затраты по сбыту составили 300 руб. Найдите рыночную цену методом цены последующей реализации.
№6. У компании есть два подразделения. Подразделение А расположено в стране со ставкой налога на прибыль 20%. Подразделение Б расположено в стране со ставкой налога на прибыль 25%. Продукция подразделения А в полном объеме потребляется подразделением Б, причем для производства единицы продукции подразделения Б необходимы 2 единицы продукции подразделения А. Себестоимость единицы продукции подразделения А составляв 20 долл. Себестоимость единицы продукции подразделения Б (без учета стоимости потребляемой продукции подразделения А) — 50 долл. Стоимость реализации единицы продукции подразделения Б — 150 долл.
· Определить трансфертную цену поставок продукции подразделения Аподразделению Б, при которой отношение чистой прибыли к себестоимости продукции будет одинаковым у обоих подразделений, а также уровень совокупной чистой прибыли подразделений от реализации единицы продукции подразделения Б по этой цене.
· Определить трансфертную цену поставок продукции подразделения А подразделению Б, при которой совокупная прибыль подразделений будет максимальна, причем оба подразделения будут безубыточны, а также уровень совокупной чистой прибыли подразделений от реализации единицы продукции подразделения Б по этой цене.