Раздел 4. оценка сильных и слабых сторон организации
Тема 4.1. Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование данного предприятия.
По определению М. Мескона, основные внутренние переменные в фирме – это:
1. Цели,
2. Задачи,
3. Структура,
4. Технология,
5. Люди, персонал.
Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).
Действительно, значение каждого элемента велико и изменение в одном из них обуславливает трансформации в других (т.е. между ними существует тесная взаимосвязь). Совершенствование одной переменной (например, такой, как технология) не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения отрицательно сказываются на другой переменной (например, на людях).
Существует модель 7-С компании «МакКинси» (авторы Т. Петерс и Р. Уотермен), которая предполагает выделение таких переменных внутренней среды, как:
· Совместные ценности
· Стратегия
· Структура
· Системы
· Стиль
· Сотрудники
· Способности (суммированные навыки персонала)
Д. Бодди и Р. Пэйтон сформулировали интегральную модель организации, включив такие элементы внутренней среды: цели, бизнес-процессы, технология, люди, власть, структура, культура организации.
Одним из распространённых подходов к анализу внутренней среды является выделение нескольких её срезов. Таким образом, внутренняя среда имеет несколько срезов.
Срезы внутренней среды:
Кадровый срез охватывает такие процессы, как:
- Взаимодействие менеджеров и рабочих;
- Найм, обучение и продвижение рабочих;
- Оценка результатов труда и стимулирование;
- Создание и поддержание отношений между рабочими.
Организационный срез включает:
- Коммуникационные процессы;
- Организационные структуры;
- Нормы, правила, процедуры;
- Распределение прав и ответственности;
- Иерархию подчинения.
В производственный срез входят:
- Изготовление продукта;
- Снабжение и ведение складского хозяйства;
- Обслуживание технологического парка;
- Осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает стороны, которые связаны с реализацией продукции:
- Стратегия продукта, стратегия ценообразования;
- Стратегия продвижения продукта на рынке;
- Выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает процессы, связанные с эффективным использованием и движением денежных средств:
- Поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;
- Создание инвестиционных возможностей.
Внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться серьёзному изучению.
Тема 4.2. Анализ внутренней среды фирмы
Анализ внутренней среды фирмы (управленческий анализ) вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
Управленческий анализ является частью стратегического менеджмента.
Важно всегда помнить, что фирма не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим сотрудникам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.
Управленческий анализ в современной литературе по менеджменту называют различными терминами:
Ø Анализом деятельности фирмы,
Ø Самоанализом,
Ø Бизнес-диагностикой,
Ø Внутренним анализом и т.п.
Управленческий анализ– это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей фирмы, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявления стратегических проблем. |
Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации руководителям и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений.
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает данное предприятие.
Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширить и укреплять.
Слабые стороны – это те факторы, которые ослабляют фирму. Это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать всё возможное, чтобы избавиться от них.
Дж. Пирс и Р.Робинсон выделили набор ключевых факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации. Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации.
Ниже приводится перечень этих факторов и ключевых вопросов для их анализа (см. таблицу):