Анализ общей суммы затрат на производство продукции
Анализ затрат на производство продукции является одним из основных элементов анализа деятельности предприятия.
Данный анализ позволяет изучать тенденции изменения ее уровня, отклонения и их причины, выявлять резервы снижения себестоимости продукции.
К объектам анализа относят:
1. Общие затраты на производство продукции.
2. Затраты на рубль выпушенной продукции.
3. Себестоимость отдельных продукций.
4. Отдельные статьи затрат на производство продукции.
Анализ проводят при помощи следующих документов:
- бухгалтерский баланс;
- отчёт о финансовых результатах;
- отчёт о затратах на производство продукции;
- данные калькуляции;
- данные статистической отчётности.
Себестоимость продукции учитывают с учётом элементов затрат.
Среди затрат на производство выделяются следующие элементы:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- затраты на оплату труда;
- страховые взносы во внебюджетные фонды;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты (налоги и сборы, осуществляемые за счет затрат предприятия).
Применяется типовая группировка затрат по статьям калькуляции:
1. Сырье и материалы
2. Полуфабрикаты собственного производства
3. Возвратные отходы (со знаком минус)
4. Вспомогательные материалы
5. Топливо и энергия на технологические цели
6. Заработная плата основных производственных рабочих
7. Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих
8. Страховые взносы во внебюджетные фонды
С 1 по 8 статьи относятся к прямым затратам.
9. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
10. Цеховые расходы
Я и 10-я статьи относятся к группе непрямых затрат (накладные расходы).
Сумма перечисленных статей калькуляции образует цеховую себестоимость.
11. Потери от брака
12. Общехозяйственные расходы ( = производственная себестоимость)
13. Внепроизводственные (коммерческие) расходы ( = полная себестоимость)
Перечисленные статьи затрат могут быть изменены с учетом характера и структуры производства.
Затраты на производство продукции классифицируются по следующим признакам:
- переменные, изменяются пропорционально объему продукции, работ и услуг (сырье и материалы, заработная плата рабочих, электроэнергия и т.д.).
- условно – переменные (их размер возрастает или уменьшается в соответствии с изменениями объема выпуска продукции (работ, услуг), но не в прямой пропорции с объемом производства).
- условно - постоянные затраты (не зависят от объема (количества) продукции (работ, услуг) и остаются в целом постоянными).
- прямые затраты – это те затраты, которые находятся в прямой зависимости от объема выпуска изделия или от времени, затраченного на его изготовление.
- косвенные затраты носят более общий характер, и их уровень не всегда находится в прямой зависимости от объема производства или затрат рабочего времени (это расходы по ремонту и содержанию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные, коммерческие расходы).
Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции.
Определяется следующим образом:
Сумма ЗПП – общая сумма затрат на производство продукции;
ОППст.в. – объём произведённой продукции в стоимостном выражении.
Этот показатель выражается в копейках. Он дает представление о том, сколько копеек затрат, т.е. себестоимости, приходится на каждый рубль оптовой цены продукции.
При изучении влияния факторов на изменение показателя затрат на 1 рубль продукции используют следующую формулу:
КПП – количество произведённой продукции; С\сед.прод. – себестоимость единицы продукции;
Цед.прод. – цена единицы продукции.