Функции и структура рынка
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.
Самая важная функция рынка – регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеют спрос и предложение, влияющие на цены. Рост цены – сигнал к расширению производства, снижение цены – к его сокращению. Рынок выступает регулятором производства, а через механизмы законов стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает информацию о качестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждому предприятию адаптировать собственное производство к изменяющимся условиями рынка.
Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время, продавцу предоставляется возможность выбора наиболее подходящего покупателя. На рынке осуществляется реализация стоимости и доведение товаров до потребителя, и, таким образом, рынок служит связывающим звеном между производителем и потребителем.
Рынок выполняет и санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, жизненно неспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных и перспективных предприятий.
Рынок решает также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства. Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, который противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны, но они носят временный характер.
Рынок влияет на все фазы воспроизводства – производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.
Структура рынка – это совокупность взаимосвязанных качественных и количественных соотношений между отделенными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рынка. Это внутреннее расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Рынок связан как с производственной, так и с финансовой сферой. В него включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру, которую можно классифицировать по различным признакам.
По объектам обмена, в первую очередь, выделяют три рынка: рынок товаров и услуг, рынок труда и рынок капиталов. Затем необходимо назвать денежный рынок, рынок ценных бумаг (фондовый рынок), валютный рынок, рынок информации, рынок недвижимости и другие.
В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, расположенный в пределах национальной территории; мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По механизму функционирования различают свободный, монополизированный и регулируемый рынки.
В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный (функциональный) и нелегальный (теневой) рынки.
По степени насыщенности товарами и услугами выделяют равновесный, дефицитный и избыточный рынки.
В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом.
Инфраструктура рынка
Рынок формирует свою инфраструктуру. Под инфраструктурой рынкапонимается система учреждений, служб и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Ее характеризует комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические и правовые условия для нормального функционирования рынка. Рыночная инфраструктура обеспечивает мобильность ресурсов, поскольку необходимо постоянное движении ресурсов из отраслей менее эффективных в более эффективные. Она дополняет рынок и представляет собой институты – законы, нормы, традиции, организационные структуры и прочие функциональные образования.
Инфраструктура рынка имеет организационную и материальную базу.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские, страховые компании, аудиторские фирмы, центры по подготовке различных специалистов и другие посреднические и коммерческие организации крупных промышленных предприятий.
Материальная база инфраструктурысостоит из транспортных систем, складского хозяйства, информационной системы и средств связи.
Важной частью инфраструктуры рынка является система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая «правила рыночной игры».
Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые и инвестиционные компании, фонды организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в инвестиции. Ядро кредитной системы – банковская система, включающая в себя центральный, коммерческие, ипотечные и инвестиционные банки.
Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы и биржи.
Ярмаркапредставляет собой регулярный рынок, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов.
Аукционыимеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа товара. Продаваемые товары достаются тому покупателю, который назвал самую высокую цену.
Биржа–это место встречи покупателей и продавцов, где заключаются сделки. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.