Формы подготовки резерва
Смена видов деятельности во время пребывания в резерве дает возможность изучения способностей кандидата к различным видам труда. Подготовка кандидатов на замещение конкретных должностей осуществляется адресно с учетом их особенностей. Кроме того, здесь должен быть обеспечен элемент состязательности, но кто именно из состава резерва будет назначен, хранится в тайне до последнего момента.
Целесообразно использовать различные формы подготовки резерва.
- индивидуальная работа под началом вышестоящего руководителя,
- стажировка в должности,
- краткосрочные семинары,
- школы и курсы молодых специалистов,
- обучение в специальных центрах
- школы руководителей,
- кружки для руководителей,
- тематические курсы,
- самостоятельное обучение,
- участие в совещаниях, симпозиумах.
Отбор кандидатов из резерва для назначения на должность
Отбор кандидатов из резерва для назначения на должность происходит конфиденциально на основе соотнесения их индивидуальных характеристик с идеальным вариантом, результатов работы в настоящей и прежней должностях, степени готовности, возраста, потенциала, оценки усилий по подготовке к занятию должности. Вспомогательными орудиями отбора являются результаты аттестации, данные о повышении квалификации, результаты тестирования.
Должности в аппарате управления замещаются в соответствии со следующими принципами:
1. В низшем звене управления и в штабных подразделениях — молодыми специалистами.
2. Во всех звеньях — руководителями и специалистами из своей и других организаций.
3. В управленческой элите — путем сочетания ротации и ускоренного продвижения собственных перспективных кадров.
Если фирма не может набрать команду руководителей из своих сотрудников, это признак ее слабости.
Показатели эффективности работы с кадровым резервом
Для оценки эффективности работы с кадровым резервом используют следующие показатели:
- процент сотрудников, включенных в оперативный и стратегический кадровый резерв (в идеале их количество должно соответствовать числу должностей, подлежащих обеспечению резервом);
- процент уволившихся из числа кадрового резерва (в идеале - нулевой, т. к. подготовка резервистов связана со значительными финансовыми затратами, соответственно, их увольнение влечет материальные и временные потери);
- процент назначений сотрудников из числа кадрового резерва;
- процент текучести кадров среди работников с высоким потенциалом;
- доля тех, кто вносит рационализаторские предложения (чем она больше, тем лучше, т. к. это позволяет совершенствовать технологию производства).
- количество сотрудников с индивидуальными карьерограммами.
Тема 7 Оценка и контроль персонала
Оценка персонала
Оценка персонала – процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.
Отличительными чертами современных подходов к оценке являются:
ориентация на выполнение (создать условие, чтобы работники понимали, какие ошибки они совершают);
концентрация на целях (пробудить в них тот потенциал, который необходимо будет реализовать);
установка общих целей. Эта идея должна формулироваться, как попытка сосредоточится на достижении цели.
Исходными даннымидля оценкиявляются:
· Модель рабочих мест персонала,
· Положение об аттестации кадров.
· Философия организации,
· Правила внутреннего трудового распорядка,
· Штатное расписание,
· Личные дела сотрудников,
· Приказы по кадрам.
· Методики оценки кадров,
· Социологические анкеты.
· Психологические тесты.
Цели оценки персонала
Как правило, все виды оценки персонала служат трёмцелям:
- Административная цель -результаты оценки: повышение по службе, понижение, перевод, высвобождение. Продвижение по службе помогает организации, поскольку позволяет ей заполнять вакансии работниками, которые уже проявили свои способности. Оно помогает и работникам, т.к. удовлетворят их профессиональные амбиции. Продвижение по службе - эффективный способ признания достижений в работе, однако, при принятии таких решений руководство должно повышать только тех, кто имеет необходимые способности для требуемого исполнения обязанностей на новой должности.
Перевод используется в целях расширения опыта работника, а также в тех случаях, когда для руководства, очевидно, что человек будет работать более эффективно на новой должности. В ряде случаев перевод используется, когда человек работает неудовлетворительно, но в связи с его большим стажем или прошлыми заслугами руководство считает неэтичным прекращение с ним трудового договора. В такой ситуации перевод представляет собой понижение в должности. Человек ещё способен приносить какую-то пользу, но не должен блокировать карьеру более способному работнику или фактически препятствовать реализации целей организации.
- Информационная цель - информирование работников об относительном уровне их работы. При нормальной реализации этого принципа работник своевременно узнает о качестве своей деятельности, сильных и слабых сторонах и возможных направлениях совершенствования своих профессиональных знаний.
- Мотивационная цель - процесс, посредством которого руководство может необходимым образом вознаградить сильных работников материально или морально, а систематическое поощрение поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению и в будущем.
Цели непосредственно связаны с бизнес-процессами:
· прием на работу - оценивается степень готовности кандидата к работе в должности;
· поощрение - насколько сотрудник был эффективен при выполнении работы;
· при принятии решения о продвижении - насколько он готов к выполнению новых функций;
· при обучении - определяется уровень и содержание проблем, по которым должна вестись индивидуальная подготовка;
· при реорганизации - насколько сотрудник способен приспособиться к новым условиям работы, отобрать наиболее подходящих и именно их оставить в новой организации;
· при сокращении и увольнении - необходимо оценить перспективы работника и дать ему точные рекомендации о том, где он мог бы быть более успешным.
|
Рисунок 7.1– Возможности оценки персонала
Кроме того, для сотрудника процесс оценки имеет следующие цели:
1. Поощрение правильного поведения и коррекция неправильного.
2. Удовлетворение любопытства сотрудников по поводу того, насколько хорошо они работают. Наиболее сильно такое любопытство развито у новых сотрудников, в дальнейшем оно снижается, и задача менеджера - поддерживать постоянный интерес к тому, как помочь компании достичь ее целей и тем самым повысить свою заработную плату , статус в компании.
3. Аргументирование основания карьерного решения в отношении данного сотрудника.
7.1.2 Требования к процедуре оценки персонала:
Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком субъективностью. В конечном итоге решение зависит от того, кто использует метод или кто привлекается в качестве эксперта.
Проблему объективности оценки можно сформировать в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:
1) объективно вне зависимости от чьего-то частного мнения или отдельных суждений;
2) надежно относительно свободно от влияния ситуативных факторов, (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);
3) достоверно в отношении деятельности оцениваться должен реальный уровень владения навыками: насколько успешно человек справляется со своим делом;
4) с возможностью прогноза оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;
5) комплексно оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом;
6) процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть обладать свойством внутренней очевидности);
7) проведение оценочных мероприятий не только не должно дезорганизовывать работу коллектива, но встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.
Как пример оценочной технологии, удовлетворяющей указанным требованиям, можно представить технологию Центров оценки.
Факторы оценки
Под факторами оценки понимается набор характеристик оцениваемого, позволяющий получить адекватное представление о нем, а под показателями — степень выраженности этих характеристик. Кроме того, необходимо выделить такое ключевое понятие, как критерий оценки. Это своего рода порог, за которым состояние фактора оценки будет удовлетворять или не удовлетворять неким требованиям.
Рисунок 7.2 – Основные группы факторов оценки персонала
Факторы оценки делятся на основные и дополнительные.
К основным относятся те, без которых невозможно составить представление о субъекте и расшифровать содержание его оценки. Они применимы к большинству работников.
В качестве основных факторов оценки руководителей можно назвать моральные и волевые качества, эрудицию, организаторские способности, общие итоги работы организации или подразделения. Причем при оценке руководителей функциональных служб речь идет об управленческих итогах, а линейных — о производственных с учетом «цены» этих результатов.
Для специалистов факторами оценки будут компетентность, творческая активность, потенциальные возможности, умение излагать свои мысли. Результаты их труда могут оцениваться степенью достижения поставленных целей, своевременностью, оперативностью, полнотой и качеством выполнения заданий.
Основным фактором оценки квалификации работника является производственный стаж; деловые качества количественной оценке не поддаются,
Основной фактор оценки работы вспомогательного персонала — количество перерабатываемой информации.
Дополнительные факторы помогают глубже раскрыть и уточнить это содержание. Они бывают как самостоятельными, т.е. «заполняющими пробелы» между основными, так и вспомогательными - уточняющими последние.
Установление факторов оценки не означает, что всем им в обязательном порядке должны соответствовать качества работника, так как они являются ориентирами для нее. В то же время отсутствие четкости и конкретности в критериях и факторах оценки приводит к тому, что на практике разные руководители при оценке одних и тех же качеств подчиненных подходят с разных, а иногда и с противоположных позиций. В результате работники теряют ориентировку, из-за чего снижается эффективность их деятельности.