Логистический сервис как элемент логистики распределения
Как и материальные потоки, потоки услуг распространяются в определенной среде доставки (для готовой продукции – в распределительной сети), в которой имеются звенья логистической системы, логистические каналы, цепи. Так, логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения, и распределительная сеть должна быть построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять требования клиентов к уровню обслуживания.
Исходя из того, что логистический сервис может быть реализован лишь в сферах распределения и обращения, отметим, что экономия на обслуживании потребителей в области организации поставок продукции может обернуться развалом производственно-коммерческих отношений поставщика (производителя, посредника) и, наоборот, дополнительное инвестирование в систему (подсистему) логистического сервиса может в будущем оправдать все ожидания. Именно поэтому одним из вопросов, решаемых распределительной логистикой, является вопрос о том, какой должен быть уровень обслуживания потребителей.
Виды логистического сервиса
Различают следующие виды логистического сервиса:
– сервис потребительского спроса– включает услуги, оказываемые на всех этапах и определяющие сроки поставки, комплектность, качество, объем, готовность и частоту поставок, погрузку и разгрузку, безотказность и своевременный способ заказа;
– производственный сервис– направлен на эффективное использование закупленной продукции (доработка и модификация, испытания, устранение ошибок, монтаж и наладка, обучение персонала, шефнадзор, организация эксплуатации);
– сервис послепродажного обслуживания–охватывает гарантийные работы, проведение ремонтных работ, подготовку ремонтного персонала, снабжение запасными частями, инфраструктуру сервиса, утилизацию старой продукции;
– сервис информационного обслуживания– определяется объемом и разнообразием информации, предоставляемой потенциальному покупателю (реклама, каталоги и прейскуранты, техническая документация, гарантии, эксплуатационная документация);
– финансово-кредитный сервис– предоставление покупателю большого разнообразия вариантов оплаты товара (оплата по факту, в рассрочку, возможность банковских, коммерческих, товарных и других форм кредита).
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Задание 1
Провести рейтинговую оценку по 10-балльной шкале двух потенциальных поставщиков, по результатам которой выбрать компетентного поставщика.
Поставщики | Критерии оценки | Значения (варианты) | |||||||||
1 поставщик | Цена, руб. | ||||||||||
Затраты на поставку, руб. | |||||||||||
% брака | |||||||||||
Задержка поставки, дн. | |||||||||||
2 поставщик | Цена, руб. | ||||||||||
Затраты на поставку, руб. | |||||||||||
% брака | 1,5 | – | 0,5 | – | – | ||||||
Задержка поставки, дн. | – | – | – |
Задание 2
Целесообразность приобретения продукции у предприятия-изготовителя или посредника.
№ варианта | Наименование товарной группы | Затраты на приобретение, тыс. руб. | Затраты на поставку, тыс. руб. | Отклонение затрат | Целесообразность закупки у предприятий-изготовителей (да/нет) | ||
Предприятие-изготовитель | Посредник | Предприятие-изготовитель | Посредник | ||||
1 вариант | Колеса | 2143,4 | 2957,7 | 24,2 | 5,9 | ||
Сиденья | 3016,5 | 3818,9 | 10,8 | 7,5 | |||
Стекло (бок.) | 183,6 | 11,7 | 4,2 | ||||
Зеркало | 28,6 | 38,3 | 19,9 | ||||
2 вариант | Ремни безопасности | 34,8 | 39,6 | 3,3 | 2,9 | ||
Стеклоподъемник | 82,6 | 3,8 | |||||
Автокосметика | 96,7 | 2,2 | |||||
Стекло (лоб.) | 263,5 | 73,2 | 36,2 |
Задание 3
Рассчитать длительность производственного цикла при последовательном, параллельно-последовательном и параллельном видах движения материальных ресурсов.
Показатели | Значения (варианты) | |||||||||
n | ||||||||||
t1 | ||||||||||
t2 | ||||||||||
t3 | ||||||||||
t4 |
Задание 4
Распределить виды материальных ресурсов по категориям АВС. Построить рисунок.
Наименование | Удельные веса | Категория | Количество | С-до МП, тыс. руб. | |||||||||
Варианты | |||||||||||||
Колеса | |||||||||||||
Сиденья | |||||||||||||
Стекло (бок.) | |||||||||||||
Зеркало | |||||||||||||
Ремни безопасности | |||||||||||||
Стеклоподъемник | |||||||||||||
Автокосметика | |||||||||||||
Стекло (лоб.) | |||||||||||||
Всего |
Задание 5
Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа. Построить рисунок.
Показатели | Значения (варианты) | |||||||||
Цена, руб. | ||||||||||
Потребность, шт. (год) | ||||||||||
Затраты на поставку, руб./1 шт. | ||||||||||
% на хранение от стоимости МП | 9,5 | |||||||||
Продолжительность поставки | ||||||||||
Задержка поставки, дн. |
Задание 6
Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между поставками. Построить рисунок.
Показатели | Значения (варианты) | |||||||||
Цена, руб. | ||||||||||
Потребность, шт. (год) | ||||||||||
Затраты на поставку, руб./1 шт. | ||||||||||
% на хранение от стоимости МП | 9,5 | |||||||||
Продолжительность поставки | ||||||||||
Задержка поставки, дн. | ||||||||||
Запас текущий, шт. |
Задание 7
Выбрать альтернативу распределения МП из вариантов складов.
Показатель | Варианты | |||||||||||||||||||
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант | 6 вариант | 7 вариант | 8 вариант | 9 вариант | 10 вариант | |||||||||||
Издержки по содержанию товарных запасов, тыс. руб./год | ||||||||||||||||||||
Издержки по реализации товарной продукции, тыс. руб./год | ||||||||||||||||||||
Годовые транспортные затраты, тыс. руб./год | ||||||||||||||||||||
Единовременные затраты, тыс. руб./год | ||||||||||||||||||||
Срок окупаемости, лет |
Задание 8
1. Рассчитать точку безубыточности работы склада (при каком грузопотоке склад может работать безубыточно). Изобразить на рисунке.
2. Выбрать альтернативу: приобрести склад в собственность или пользоваться услугами склада общего пользования.
Показатели | Значения (варианты) | |||||||||
Суммарная величина грузопотока, проходящего через склад, т/год | ||||||||||
Условно-постоянные затраты собственного склада, тыс. руб./год | ||||||||||
Удельная стоимость грузопереработки на собственном складе, руб./год | ||||||||||
Средняя цена закупки партии товара | ||||||||||
Средняя торговая надбавка при оптовой продаже товаров, % | ||||||||||
Коэффициент для расчета оплаты % за кредит | 0,045 | 0,045 | 0,045 | 0,045 | 0,045 | 0,045 | 0,045 | 0,045 | 0,045 | 0,045 |
Тариф на услуги арендуемого склада, руб./м2 | ||||||||||
Потребная площадь арендуемого склада, м2 |
Задание 9
Выбрать поставщика товара: российское предприятие или предприятие СНГ.
Условия: качество поставляемого МП одинаковое. Цена комплектующих из России выше на 13%. МП из СНГ облагается таможенной пошлиной.
Удельная стоимость (цена) товара составляет 4000 у.е., 6000 у.е., 8000 у.е., 10000 у.е., 12000 у.е за м3.