Производственной деятельности и в конкурентной борьбе 6 страница
Кроме того, на продовольственные товары спрос комплексный, т. е. одновременно приобретаются продукты, дополняющие друг друга, например, мясо, жиры, овощи, хлеб, молоко; чай, сахар и т. д. Таким образом, постоянство требований и комплексность спроса на товары из рациона питания необходимо также учитывать при формировании ассортимента продовольственных товаров.
Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет особенности, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента. Так, на товары простого ассортимента, имеющие незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердо сформулированный и не допускающий замены этих товаров. Наоборот, при покупке товаров сложного ассортимента, насчитывающих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость. Причем многие из этих товаров являются товарами периодического спроса, т. е. не покупаются и не потребляются ежедневно.
Необходимо также отметить, что на спрос и потребление многих товаров, в особенности продуктов питания, оказывает влияние
сезонность их производства (молочные продукты, мясо, овощи фрукты и др.). Вследствие этого происходи! неравномерность их! потребления в течение года, и спрос переключается на товары, их заменяющие. Например, в зимний и весенний периоды увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы, заменяющие свежие плоды и овощи; летом в условиях обилия овощей, ягод и фруктов резко снижаются объемы продаж круп и макаронных изделий и т. д. Проблема сглаживания сезонности в потреблении пищевых продуктов решается в известной степени путем создания сезонных запасов соответствующих товаров, что особо следует учитывать при формировании ассортимента.
На спрос оказывают также влияние следующие факторы социального и экономического характера:
размеры денежных доходов населения, его численность, социальный, профессиональный и половозрастной состав;
уровень розничных цен и их соотношений;
деятельность предприятий общественного питания;
объем завоза продуктов животноводства и растениеводства из других регионов;
географические и климатические особенности проживания населения;
национальные и исторические особенности труда и быта данного района и др.
Большинство перечисленных факторов спроса может быть учтено при формировании ассортимента товаров, так как многие из них имеют конкретное числовое выражение и являются постоянно действующими для определенного региона. Их можно рассматривать в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирование ассортимента.
Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно обновляется, а как отмечалось ранее, жизненный цикл их сокращается. Этот процесс происходит под влиянием конкуренции, моды, сезонных колебаний в спросе и т. д. Поэтому на розничных торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.
При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.
Устойчивый, или твердо сформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Спрос на многие продовольственные товары в отличие от непродовольственных товаров характеризуется высокой степенью устойчивости.
Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в пункте реализации в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями. Альтернативный спрос допускает взаимозаменяемость товаров в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров. К товарам альтернативного спроса можно отнести, например, кондитерские изделия, обувь, одежду и др.
Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. Это спрос чаще всего на малоизвестные или неизвестные товары. Импульсный спрос зачастую вызывается наличием в магазинах новинок в товарном ассортименте.
Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Потребитель чаще всего определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров в пункте реализации служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью.
В условиях непрерывного расширения и обновления ассортимента товаров, возрастающих требований потребителей к ассортименту и качеству товаров вопросы правильного формирования товарного ассортимента для розничных торговых предприятий различных типов приобретают исключительно важное значение.
От состава и своевременного обновления ассортимента товаров в значительной мере зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий. Отсутствие отдельных товаров, их узкий, нестабильный или не соответствующий запросам покупателей ассортимент порождает неудовлетворенный
спрос, увеличивает затраты времени населения, связанные с покупкой товаров, количественные и качественные показатели населения на поиск нужных товаров, отрицательно сказывается на экономической эффективности предприятия. Поэтому при формировании ассортимента товаров в розничной торговой сети важнейшим требованием является максимальное удовлетворение спроса покупателей при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торговых предприятий.
Процесс формирования ассортимента товаров складывается из трех этапов.
На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров (тем самым определяется его ассортиментный профиль). Данная работа проводится на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. В зависимости от этого будут определены место и роль пункта реализации в общей системе торгового обслуживания населения города, района и т. п.
На втором этапе формирования ассортимента производятся расчеты структуры группового ассортимента, т. е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади пунктов реализации, их размещения и других факторов.
На третьем, заключительном этапе определяется внутригруп-повой (развернутый) ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы. Это наиболее ответственный этап, так как весь процесс преобразования производственного ассортимента в торговый по звеньям товародвижения завершается в последнем звене - пункте реализации, и от того, насколько правильно сформирован здесь ассортимент товаров, в конечном итоге зависит удовлетворение спроса покупателей целевого рынка.
На заключительном этапе формирование ассортимента ведется с учетом ожидаемых изменений в спросе населения, имеющихся торговых и складских площадей, расчетных потребителей товарооборота, контингента обслуживаемых покупателей и других факторов, перечисленных выше. Некоторые особенности имеются при подборе товаров в мелкорозничной торговой сети. Здесь необходимо учитывать не только место торговли, состав покупателей, сезонность и так далее, но и функциональное назначение мелкорозничной торговой сети (сеть, заменяющая магазины, дополняющая их или самостоятельного назначения).
Необходимо учитывать особенности формирования ассортимента товаров в пунктах реализации различных типов.
Так, в универмагах ассортимент товаров рекомендуется строить по потребительским комплексам. При этом могут быть предусмотрены следующие потребительские комплексы: «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для детей», «Косметика и средства гигиены», «Сувениры, часы, ювелирные изделия», «Товары для досуга», «Товары для письма и учебы», «Товары для шитья и рукоделия», «Товары для дома».
Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.
Например, в комплексе «Товары для женщин» выделяются микрокомплексы «Одежда», «Головные уборы», «Белье», «Чулочно-носочные изделия», «Предметы женского туалета», «Обувь» и др.
В состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.
В универсамах выделяют продовольственные и непродовольственные товары.
Среди продовольственных товаров выделяются такие товарные группы, как:
хлеб и хлебобулочные изделия;
бакалейные товары;
кондитерские изделия;
консервы;
гастрономические продукты;
мясо, рыба;
плоды, овощи.
Непродовольственные товары подразделяются на следующие товарные группы:
обувь домашняя, чулочно-носочные изделия;
галантерейные, парфюмерно-косметические товары;
школьно-письменные и канцелярские товары;
игрушки;
хозяйственные товары.
Таким образом, при построении ассортимента товаров в местах, торгующих непродовольственными товарами, исходят из деления всей номенклатуры товаров на комплексы, микрокомплексы и наименования, а в местах, торгующих продовольственными товарами, и в магазинах «Товары повседневного спроса» - на товарные
группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количеством его разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров.
Инструментом регулирования ассортимента товаров в пунктах реализации служит ассортиментный перечень товаров. В него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые постоянно должны быть в наличии. Его рекомендуется устанавливать для каждого конкретного пункта с учетом его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.
Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню.
Под устойчивостью (стабильностью) ассортимента товаров следует понимать бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.
Таким образом, при формировании рациональной дистрибуторской сети разработка каждым конкретным пунктом реализации товаров и изделий ассортиментного перечня способствует лучшему обслуживанию покупателей и созданию устойчивого ассортимента.
В случае выявления отсутствия в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, торговые предприятия должны принять соответствующие меры.
В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в пунктах конечной реализации значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников коммерческих служб организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.
Дистрибутор, размещая заказы, должен не только прогнозировать структуру спроса, но и учитывать возможные изменения в номенклатуре продукции производителя. Для производителя же важ-
но четкое выполнение дистрибутором графика закупок при свободе перспективного планирования своей деятельности. При большом числе заказов, а, следовательно, кредитов и платежей необходимо иметь гибкую финансовую схему взаимодействия с партнерами.
В условиях конкуренции на рынке дистрибутивных услуг дилер становится разборчивым и это нужно учитывать тем фирмам, которые хотят работать в этой сфере. Потребитель хочет видеть товар в натуре, что может осуществить только региональный дилер, равно как и предоставить конкретному потребителю соответствующий его запросам уровень сервиса. Мнение, что дилер, торгуя с колес, имеет малые издержки, неверно. Такое случается только при ненасыщенном рынке, и такие дилеры, как правило, не имеют перспективы, в связи с чем ежегодная ротация дилеров у крупных дистрибуторов достигает 30 %. Профессиональное общение с конечным пользователем стоит недешево. Определенного сервиса дилер вправе ожидать и от дистрибутора. Перечень приоритетов различных категорий дилеров при работе с дистрибуторами выглядит следующим образом (в порядке убывания значимости): быстрота и своевременность поставок; доступность информации (открытость сведений о прохождении заказов, состоянии кредитной линии, технической характеристике изделий и т. п.); лучшие цены; наличие товаров на складе; четкое выполнение обязательств. Обобщая, можно сделать вывод о том, что дилер хочет внимательного отношения к себе.
Среди особенностей дистрибутивной деятельности в России необходимо отметить слабое развитие транспортных коммуникаций, что сказывается на быстроте пополнения складских запасов. Чтобы ответить на вопрос - заниматься ли дистрибуцией, компания должна решить, приемлемо ли для нее, вложив немалые деньги в развитие соответствующей инфраструктуры, получать прибыль в размере 2-3 % с оборота, хотя оборот может быть и достаточно большим. Фирмы, работающие с дистрибуторами, равно как и сами дистрибуторы, должны постоянно совершенствоваться и развиваться, переходя от использования основ логистики к профессиональному применению логистики при взаимодействии с партнерами.
Сбытовая деятельность имеет свои особенности в каждой стране, когда осуществляются и, зачастую, поддерживаются чисто национальные традиции в организации распределения и реализации товаров. Характер и инфраструктура дистрибуции постоянно видоизменя-
17]
ется в зависимости от складывающихся как внутренних, так и внешних условий. Можно предположить, что в ближайшие 10-15 лет процесс структурных преобразований в области дистрибутивной деятельности продолжится. Он будет идти путем централизации систем дистрибуции (распределения), позволяющей обеспечить высокую надежность поставок при сокращении уровня запасов предприятий и открыть доступ к рынкам сбыта мелким поставщикам. Произойдет концентрация заказов на поставку товаров по широкой номенклатуре продукции и дальнейшее информационное обеспечение всех участников доставки товаров.
7.4. РЕИНЖЕНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
На рубеже 80-90-х годов XX века была предложена новая концепция: «Реинжениринг бизнес-процессов» (BPR) или просто реин-жениринг. В концепции ее авторы используют слово «производство», хотя в дальнейшем речь идет об организации всего предпринимательского и инновационного цикла, включая торговлю и сферу услуг. Это связано с мировыми тенденциями, направленными на интеграцию распределения, производства и сферы услуг, перенесения центра тяжести и занятости из сферы производства в сферу услуг. Авторы называют концепцию и «Революционный реинжениринг», сравнивая ее влияние с первой промышленной революцией, подчеркивая отход от традиционных принципов (дифференциация - поток - автоматическая линия). Произошел переход от экстенсивного к интенсивному развитию, который обострил противоречия между быстрым ростом производительности машин, механизмов, оборудования и медленным ростом производительности труда, между интересами производства и интересами потребителя и т. д. Поиск путей разрешения этих противоречий привел к новым подходам и технологиям в организации производства и его интенсификации, что позволило сформулировать основные принципы реинжениринга бизнес-процессов (BPR).
Имеет место следующее определение реинжениринга: «BPR -это фундаментальный пересмотр и радикальное реконструирование бизнес-процессов с целью значительных улучшений показателей бизнеса» [27]. К «значительным» авторы относят не 5-10 %, а гораздо больше; «радикальное» в их представлении - отказ от старого и проектирование нового процесса; «реконструирование»
означает выполнение работ с меньшими потерями. Реинжениринг не связан только с реструктуризацией, это не сокращение рабочих мест и не автоматизация. Реинжениринг - это новая концепция проектирования работы не по иерархическому вертикальному управлению функциями и специализации труда, а по горизонтальным, или идущим от начала до конца, процессам создания ценности для потребителя. Основная философия реинжениринга -управление процессами, которые, в свою очередь, взаимосвязаны со всеми функциональными задачами компании, что в дальнейшем может потребовать радикальных изменений в структуре организации и распределении ответственности. Реинжениринг не предполагает отказа от функциональных подразделений, однако разросшаяся функциональная структура многих компаний и фирм стала неэффективной в решении целого ряда повседневных проблем.
Многие предприятия России в настоящее время переживают далеко не лучшие времена, что обусловлено не только внешними причинами, но и теми обстоятельствами, когда руководители компаний оказались не готовы работать в сложных экономических условиях. К тому же разрушены сложившиеся ранее деловые отношения, определявшие сбыт и снабжение предприятий. В связи с этим на ряде предприятий отказались не только от долгосрочного планирования, но и от краткосрочного. Текущая работа по управлению предприятием нередко ведется на выживание.
Вместе с тем становится все более очевидным, что успешный бизнес могут вести лишь те компании, которые четко планируют свою деятельность с учетом наличных ограниченных ресурсов. Одним из таких способов планирования является разработка бизнес-стратегии компании. Для каждой хозяйствующей структуры главной целью является достижение положительных финансовых показателей. Система управления компанией или фирмой должна обеспечивать такую организацию хозяйственной деятельности, когда финансовые показатели позволяют проводить дальнейшее развитие и совершенствование компании. Источником дохода является реализация производимой продукции или услуг. Под бизнес-стратегией понимаются долговременные целевые задачи по развитию и совершенствованию работы компании.
Авторы концепции реинжениринга, проверив на практике основные ее положения, разработали конкретную методологию проведения работ по реинженирингу в соответствии с теми наработ-
, которые имеются в компаниях по осуществлению различных программ совершенствования организации производственных процессов, что обеспечило концепции успешное распространение. Рекомендации авторов реинжениринга сводятся к следующим основным положениям:
1. Реинжениринг имеет депо с процессами, а не с подразделениями организационной структуры предприятий, хотя в результате реинжениринга может произойти организационная перестройка структуры управления предприятием. Авторы подчеркивают это различие и считают одной из коренных ошибок проведение под видом реинжениринга фактической реструктуризации (рис. 7.2).
2. Процесс в теории реинжениринга - это решение связанных между собой задач, результатом чего является создание определенной ценности для потребителя. Интеграция отдельных задач в процессе не исключает необходимости функциональной специализации. В реинжениринге, в отличие от распределения ответственности по вертикальным функциям, из числа руководителей верхнего управленческого звена назначаются ответственные за каждый процесс, а также ответственный за координацию всех процессов, так называемый «царь процесса». Структура управления должна иметь незначительное число уровней вертикальной иерархии с усилением координации и согласования по горизонтальным связям. Реинжениринг проводится лидером, который может принимать решения на уровне корпорации.
3. Реинжениринг направлен на такую организацию работы по каждому процессу, которая увеличивала бы степень сотрудничества (координация с открытым доступом к общей информации -групповая работа) и уменьшала бы степень посредничества (прямой вклад каждого - последовательная взаимозависимость). Иными словами отказ от разделения и специализации труда (принцип индустриализации) и смещение центра тяжести к групповой работе (принцип информатизации). При этом групповой характер работы (интеграция в противовес дифференциации) требует от каждого как высоких индивидуальных способностей, так и умения работать в группе (известно, что групповой вклад всегда больше, чем простая сумма индивидуальных вкладов).
4. Реинжениринг не должен ограничиваться только тем
процессом, который реформируется, он должен затрагивать все
смежные области производства. Изоляция - враг реинжениринга.
Рис. 7.2. Сравнительная схема проведения: А - реинжениринга; Б - реструктуризации
Нужды и потребности других не должны игнорироваться, что позволит снизить возможное противодействие переменам. Противодействие всегда будет иметь место и нужно быть готовым к борьбе с ним.
5. Реинжениринг необходимо проводить быстро, с волей к победе, не бояться импровизации. Промедление может губительно сказаться на конечном результате. Первые положительные сдвиги должны быть получены не позднее чем через 12 месяцев. Возможность же получения быстрого результата подтверждается всей практикой внедрения реинжениринга.
6. Реинжениринг невозможен без создания единой базы данных, которая интегрирует информацию по обработке и прохождению заказов в дистрибутивной сети, системы инвентаризации, базы данных по оперативно-календарному планированию, базы данных системы контроля. Единая интегрированная база данных компании не только обеспечивает своевременный доступ к нужной информации, ускоряет координацию и согласование, но и значительно сокращает время принятия решения.
7. При сокращении общего времени протекания процесса необходимо в первую очередь уделять внимание сопоставлению общего времени выполнения того или иного элемента процесса и доли времени, в течение которого образуется добавленная стоимость. Анализ отношения времени образования добавленной стоимости к общему времени выполнения того или иного элемента процесса, включая вспомогательные работы, позволяет определить резервы сокращения времени всего цикла процесса. Прежде всего осуществляют меры по сокращению временных затрат по тем элементам, где это отношение наименьшее.
8. Все мероприятия, действия и решения должны быть проникнуты заботой о потребителе. Любой процесс строится с учетом требований потребителя, т. е. прежде всего уделяется внимание качеству продукции (услуг), стоимости, условиям доставки, безопасности использования и т. д. В связи с этим рекомендуется начинать реинжениринг с процесса, который более других отвечает интересам потребителя.
Для каждого процесса последовательно ставится цель сокращения времени на 50 %. Закончив реформирование всех процессов, возвращаются к первому и вновь добиваются сокращения времени процесса на 50 %. Таким образом, осуществляется непрерывное со-
вершенствование организации производства по процессам, а затем и реструктуризация по вертикали.
9. Повышение результативности реинжениринга может быть достигнуто: приглашением опытного лидера со стороны и консультанта; формированием группы специалистов для изучения организации реинжениринга на других предприятиях; проведением разъяснительной работы на всех подразделениях компании о неизбежности и результативности перемен; проведением атаки на циников; возможным изменением направления деятельности и стратегии компании в пользу потребителя. В большинстве своем сотрудники любой компании не любят перемен, но перемены жизненно необходимы.
М. Бэл предлагает начинать реинжениринг с составления плана перепроектирования управления, и первым этапом является предварительный анализ. Реинжениринг практически означает перепроектирование одного за другим всех процессов, затем новое перепроектирование (непрерывное улучшение процессов по всему предприятию) и т. д. Для этого необходимо:
изучить заказы потребителей и отследить всю производственную цепочку, уяснить границы ответственности функциональных подразделений по каждому элементу процесса на каждом этапе выполнения заказа;
изобразить на бумаге схему процесса для наглядного представления о месте и роли каждого подразделения в выполнении заказа;
выявить потери времени, лишние запасы, неоправданную сложность сопроводительной документации, ненужные связи и прочие недостатки, используя хронометраж и «фотографию рабочего дня». Важно определить отрезки времени, в которые формируется добавленная стоимость и (или) осуществляется вспомогательная работа;
сократить время, в течение которого не образуется добавленная стоимость, на 50 %. Выработать предложения по оптимизации процесса, уменьшению потерь, сокращению времени вспомогательных операций, повышению ответственности, привлечь к обсуждению потребителей;
принять наиболее приемлемые предложения и реализовать их.
Через месяц провести оценку хода выполнения предложений. Проверка реализации предложений в месячный срок является обязательной. После проверки составляется так называемый «план действий», который обычно включает:
составление перечня всех процессов для реинжениринга;
выбор первоочередного процесса;
интервью с конечным потребителем;
мониторинг процесса по всему маршруту;
составление карты процесса;
реализация и проверка;
выбор следующего процесса (и далее перебор всех процессов).
Дальнейшая работа проводится с привлечением лучших специалистов подразделений компании, которые освобождаются от повседневных обязанностей. «План действий» целесообразно детализировать по шагам, например:
Первый шаг. Изучить, определить и четко сформулировать требования потребителя к конечному продукту. Важно знать насколько продукция или услуги удовлетворяют потребителя. Проанализировать полный производственный цикл во времени и выявить, на каких его участках создается добавленная стоимость, а на каких нет.
Второй шаг. Составить проект маршрута процесса, включая оформление заказа и заканчивая доставкой потребителю. Уяснить последовательность его этапов, проанализировать возможные причины появления незавершенной продукции, обеспечить каждое рабочее место необходимыми ресурсами, глубже понять проблемы исполнителей. Тут же определяются специалисты функциональных подразделений, которые включаются в группу по проведению реинжениринга совместно с представителями потребителей.
Третий шаг. Составить карту процесса с перечнем его участников и задач функциональных подразделений на каждой стадии маршрута процесса (установить границы ответственности и сроки образования добавленной стоимости по всему производственному циклу). Определить производительность и временные показатели по каждому рабочему месту. Дать оценку организации рабочего места. Обратить особое внимание на пожелания потребителя.
Четвертый шаг. Перепроектировать процессы в связи с изменением маршрутов. Может потребоваться изменение операций и структуры организации, к чему нужно быть готовым.
Ставится задача сокращения времени цикла на 50 % без каких-либо дополнительных инвестиций (хотя небольшие текущие затраты могут быть). Сокращается время передачи изделия с одного места на другое. В идеале - устранение всех затрат времени, когда не создается добавленная стоимость.
Пятый шаг. Проверить и испытать спроектированный процесс. Выявить возможное появление новых проблем и трудностей, реакцию на проводимые изменения, а также установить лимитирующие показатели нормального протекания процесса.
Шестой шаг. Реализовать, проконтролировать и стандартизировать спроектированный процесс. Для наглядности хода реинжениринга на специальном стенде систематически фиксируются результаты. Для ознакомления с проводимыми изменениями процесса ведется журнал, в котором отмечается:
первоначальная схема процесса;
схема реконструированного процесса;
перечень рационализаторских предложений;
перечень замечаний и предложений потребителя.
При проведении реинжениринга могут иметь место ошибочные действия, которые желательно избегать. М. Хаммер так описывает наиболее типичные ошибки при внедрении реинжениринга:
под видом реинжениринга занимаются совсем другими проблемами, ничего общего с ним не имеющими. Это происходит тогда, когда концепция реинжениринга не была изучена и понята;
не сосредоточивается внимание на процессе и реконструируются функциональные подразделения, а не сам процесс;
затрачивается слишком много времени на анализе существующей ситуации. Необходимо всегда помнить, что реинжениринг проводится в ограниченное время и процессы реконструируются;