Оценка возможности развития опасностей
На основе видов и характеристик опасностей, выявленных путем выполнения предварительного анализа опасностей, а также использования информации о промышленной установке из отчета по безопасности, можно выполнить оценку развития опасности в технической системе. То есть составить сценарий развития ситуации проявления разного рода опасностей в случае возникновения того или иного отказа. В качестве дополнительной информации в оценку опасностей должны входить сведения об известных случаях отказов аналогичных систем и аварий, имеющих место как на данном предприятии, так и любом другом аналогичном производстве.
Рекомендуется, чтобы в отношении элементов системы безопасности использовался анализ опасностей и опасных производственных процессов, документация по которому может включаться в отчет по безопасности.
В тех случаях, когда оценка ведет к выявлению особо чувствительных свойств элементов системы безопасности (предохранительных приспособлений, контрольной аппаратуры или действий работающего персонала), необходимо учитывать надежность этих свойств. При этом выявляется достаточность мер, принятых для того, чтобы избежать аварии. В противном случае выявленные особо чувствительные элементы системы безопасности следует усовершенствовать и, таким образом, повысить их надежность.
По результатам проведения оценки безопасности процесса даются предложения по организационным мероприятиям, прогнозируются последствия возможных аварий и планируются мероприятия по смягчению их последствий.
Организационные мероприятия, использующиеся для обеспечения безопасной работы технической системы и в целом предприятия, являются важным фактором, учитываемым в общей оценке безопасности. К ним относится информация по следующим вопросам:
а) графики технического обслуживания и инспекций;
б) руководства по обучению персонала;
в) распределение ответственности за безопасность технических систем и предприятия;
г) реализация процедур, обеспечивающих безопасность
Оценка производственных опасностей считается законченной, если известны возможные последствия аварии. По этой причине последняя ступень оценки опасностей заключается в анализе последствий, которые могут иметь место в результате крупной аварии, как для всего предприятия, так и для работающих, населения, живущего в его окрестностях, и окружающей среды. Результаты этого анализа используются для разработки плана защитных мер, обеспечения работы противопожарных служб, аварийных и защитных систем.
Если предыдущие части отчета касаются технических и организационных мер безопасности, то эта его часть содержит:
а) описание аварии (например, разрушение стенок или трубопровода, выход из строя предохранительного клапана, пожар и т.д);
б) оценка возможных утечек (выбросов) опасных веществ или энергии (в результате взрыва);
в) сведения о количестве выброшенного вещества (токсичного, воспламеняющегося, взрывоопасного);
г) расчет дисперсии вещества выброса (газа или испаряющейся жидкости);
д) оценка эффекта (токсичное воздействие, тепловыделения, взрывная волна);
ж) оценка эффектов выбросов или взрывов (размеры пораженных площадей, воздействия на здоровье людей, размер материального ущерба).
В помощь таким оценкам предлагаются уже разработанные модели, описанные в литературе, касающейся анализа риска, защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Ни одна из промышленных установок, относящихся к аварийно-опасным производствам, не может быть абсолютно безопасной. Исключить полностью вероятность аварии невозможно, даже если была проведена тщательная оценка опасностей и были приняты соответствующие меры безопасности.
По этой причине неотъемлемой частью понятия безопасности должно стать планирование и обеспечение на практике мер смягчения последствий аварии.
Такие меры смягчения последствий аварии касаются, прежде всего, реагирования на выброс опасных веществ. Чтобы иметь возможность предпринимать контрмеры в аварийной ситуации, руководству предприятия может потребоваться:
а) подобрать и обучить пожарную и аварийно-спасательную команду;
б) установить систему аварийной сигнализации с прямой связью с вышеупомянутой командой или другими аварийными службами;
в) составить план действий в чрезвычайных (аварийных) обстоятельствах, который должен содержать
-организационную систему действий в случае аварии;
-каналы связи и аварийной сигнализации;
-руководящие указания по борьбе с аварией;
-информацию об опасных веществах;
-примеры возможной последовательности обстоятельств аварии;
г) достигнуть соглашения с комитетом по чрезвычайным ситуациям для координации своих мер с их планом действий в чрезвычайных обстоятельствах;
д) уведомить власти о характере и степени опасности в случае аварии;
е) обеспечить противоядие в случае выброса токсичных веществ (несмотря на то, что это требование будет выполняться скорее всего местными медицинскими службами).
Все перечисленные меры должны быть применимы к выявленным в результате исследований опасностям и проводиться заранее проинструктированным и обученным работающим персоналом во взаимодействии с силами быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях и ответственными представителями местных властей.
План действий в чрезвычайных обстоятельствах может стать эффективным только при условии правильного инструктажа и проведения программы учебной тревоги, максимально приближенной к условиям реальной аварии.