Сервисные руководители

Концепция руководства как сервиса, обслуживания, ведения хозяйства пре, полагает, что в основе управления лежит забота менеджера об удовлетворе: потребностей работников, что труд призван способствовать развитию индш в той же мере, в какой сотрудник обязан выполнять рабочие задания. Руково, ли сервисного типа действуют как бы на двух уровнях: служат достижению t и потребностей своих подчиненных и реализации общей цели или задачи орп зации в целом 25. Цель обслуживающего руководства — повышение мотива подчиненных к труду, к достижению целей и решению задач компании. Кул! торговой компании Wal-Mart основывается на принципе руководства, осушест] емого сверху, но простирающегося до самого низа. Согласно взглядам ее основ; ля Сэма Уолтона, менеджмент призван прежде всего обеспечить сотрудников все

необходимым для обслуживания клиентов (торговля, финансы, информация, мо­тивация), а затем не мешать им работать.

Обслуживающее руководство играет особую роль в обучающих организациях, так как оно предполагает свободу творчества и естественные порывы к обучению (см. гл. 23).

Вопросы

1. Роб Мартин занял должность исполнительного директора завода по сборке автопо­
грузчиков. Он придерживается стиля участия в управлении, даже несмотря на то что
один из руководителей отделов использовал переданные ему Робом полномочия для
того, чтобы принять на работу своих друзей. Как бы вы охарактеризовали стиль
руководства Роба в этой ситуации?

2. Назовите две черты личности, которые, на ваш взгляд, необходимы руководителю.
Будут ли они равноценны в различных ситуациях?

3. В чем состоят различия между теориями личных качеств и поведенческими теориями
руководства?

4. Назовите источники полномочий, которые были бы полезны для лидера студенчес­
кой организации. Должны ли студенческие лидеры обладать всей полнотой власти
в своих организациях или им следует делегировать полномочия другим студентам?

5. С каким руководителем вы предпочитаете работать — со сторонником стиля «внима­
ния к подчиненным» или стиля «инициирования структуры»?

6. Обратимся к теории Ф. Фидлера. Как часто в реальной жизни встречаются благо­
приятные, умеренные или крайне неблагоприятные ситуации?

7. Что такое трансформирующее руководство? В чем состоят различия между транс­
формирующим и интерактивным руководством?

8. Существует мнение о неправомерности выделения женского и мужского стилей ру­
ководства. Согласны ли вы с ним? Или вы полагаете, что в целом женщинам более
присущ интерактивный стиль?

9. Как вы считаете, может ли руководитель изменить свой стиль руководства или стиль
всегда постоянен и неизменен?

сервисные руководители - student2.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА: ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ

ИЛИ НА ЛЮДЕЙ

«которые руководители работают над решением глобальных проблем, оставляя

етали подчиненным. Другие концентрируются на важных деталях, полагая, что

«чиненные будут следовать приказам и распоряжениям. В зависимости от ситу-

Ши оба подхода могут быть эффективными. Здесь важно правильно определить

"уацию и необходимое поведение. Этот тест поможет вам понять собственный

стиль руководства: ориентируетесь ли вы на задачу (3) или на людей (Л). Эти Чходы не исключают друг друга, у человека может быть и высокий и низкий

Уровень ориентации каждого типа или их обоих.



Часть 5. Лидерство

Глава 15. Лидерство




Ниже перечислены элементы поведения руководителя и варианты частоты их применения: В — всегда, Ч — часто, II — иногда, Р — редко, Н — никогда. Отметьте вариант ответа, наиболее соответствующий вашему поведению в данной ситуации.

1. Предпочитаю действовать как представитель группы (В Ч И Р Н)

2. Поощряю сверхурочную работу (В Ч И Р Н)

3. Предпочитаю давать людям полную свободу при выполнении работы (В Ч И Р Н)

4. Поощряю использование стандартных процедур (В Ч И Р Н)

5. Разрешаю сотрудникам действовать по их усмотрению (В Ч И Р Н)

6. Поощряю победителей (В Ч И Р Н)

7. Предпочитаю говорить от имени группы (В Ч И Р Н)

8. Предпочитаю стимулировать людей прилагать дополнительные усилия (В Ч И Р Н)

9. Предпочитаю проверять свои идеи в группе (В Ч И Р Н)

10. Позволяю сотрудникам делать работу так, как они считают нужным (В Ч И Р Н)

11. Готов напряженно работать, чтобы получить повышение в должности (В Ч И Р Н)

12. Терпеливо воспринимаю отсрочки и колебания (В Ч И Р Н)

13. В присутствии посторонних предпочитаю говорить от имени группы (В Ч И Р Н)

14. Предпочитаю работать в ускоренном темпе (В Ч И Р Н)

15. Предпочитаю давать сотрудникам свободу действий (В Ч И Р Н)

16. Предпочитаю улаживать возникшие в коллективе конфликты (В Ч И Р Н)

17. Вникаю во все детали (В Ч И Р Н)

18. Предпочитаю представлять группу на общих собраниях (В Ч И Р Н)

19. Неохотно предоставляю сотрудникам свободу действий (В Ч И Р Н)

20. Предпочитаю решать сам, что и как должно быть сделано (В Ч И Р Н)

21. Предпочитаю подгонять сотрудников, чтобы повысить их производительность
(В Ч И Р Н)

22. Могу передать некоторым сотрудникам свои полномочия (В Ч И Р Н)

23. Обычно происходит все, как я предвидел (В Ч И Р Н)

24. Допускаю высокую степень инициативы (В Ч И Р Н)

25. Предпочитаю ставить сотрудникам конкретные задачи (В Ч И Р Н)

26. Готов к введению перемен (В Ч И Р Н)

27. Указываю сотрудникам на необходимость работать больше (В Ч И Р Н)

28. Считаю, что члены группы выберут правильное решение (В Ч И Р Н)

29. Предпочитаю составлять графики выполнения работ (В Ч И Р Н)

30. Отказываюсь объяснять свои действия (В Ч И Р Н)

31. Убеждаю других, что мои идеи — на пользу дела (В Ч И Р Н)

32. Позволяю группе работать в ее собственном темпе (В Ч И Р Н)

33. Подталкиваю группу на достижение новых, повышенных результатов (В Ч И Р

34. Предпочитаю работать, не советуясь с группой (В Ч И Р Н)

35. Указываю группе на необходимость соблюдения правил и распоряжений (В Ч И
3___ Л__

Подведение итогов:

а) Обведите кружком номера 8,12,17,18,19,30,34,35.

б) Напишите цифру 1 перед номерами, обведенными кружком, если вы отмечали букв
Р (редко) и Н (никогда).

в) Перед номерами, не обведенными кружком, также поставьте цифру 1, если вы отме­
чали буквы В (всегда) или Ч (часто).

г) Обведите кружком цифры 1, поставленные вами перед номерами 3,5,8,10,15,18,19
22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 35.

д) Сосчитайте количество цифр 1, обведенных кружком. Полученная сумма - ваш по­
казатель заботы о людях. Занесите его в свободное место рядом с буквой Л (люди)
в конце вопросника.

е) Сосчитайте количество цифр 1, не обведенных кружком. Полученная сумма — ваш
показатель концентрации на задаче. Занесите его в свободное место рядом с буквой
3 (задача) в конце вопросника.

Наши рекомендации