Бюджетная линия. Оптимум потребителя, угловое решение
Карта безразличия представляет собой графическое отображение системы предпочтений потребителя. Потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в своих средствах. Ограниченные доходы и цены товаров и услуг ставят пределы (ограничения) в выборе потребительских наборов. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия.
Обозначим месячный доход потребителя через I. Для упрощения предположим, что потребитель не делает никаких сбережений и весь свой доход расходует на приобретение только двух товаров: X и Y. Тогда бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме следующего равенства:
Бюджетное ограничение имеет очевидный смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и Y по цене Px и Py.
Преобразуем рав-но:
щих максимально возможные кол-ва X и Y, которые можно купить на данный доход при данных ценах.
Люди не всегда принимают решение купить все те товары, которые предлагает рынок. В жизни достаточно возникают ситуации, когда потребитель вынужден отказаться от покупки того или иного товара. Анализ кривых безразличия может быть использован для объяснения условий, при которых потребитель сделает выбор одного товара за счет отказа от покупки других.
Равновесие потребителя, при котором один из товаров не потребляется вообще, называют угловым равновесием. Оно имеет место на одной из осей, в вершине угла, образуемого бюджетной линией (рис. 2.19) наборов Y (Х = 0). При данных предпочтениях и соотношением цен потребитель для максимизации своей полезности отказывается от покупки блага X. Индивидуальный спрос и кривые Энгеля
Изменение цены на одно благо при фиксированном доходе и неизменных иенах на другие блага вызывает смещение бюджетной линии в точку, более удаленную или более близкую к началу координат. На рис. 2.20 цена товара X ведет к повороту бюджетной линии вокруг точки ее пересечения с противоположной осью координат, т.е. с осью, где откладываются количества блага 7, цена которых не изменяется. Соотношение цен (наклон бюджетной линии) (Рх > Рт) при этом изменяется.
В результате изменений цены, устанавливаются новые положения точек равновесия потребителя, изображающих оптимальные Наборы. Кривая, связывающая все точки оптимума (равновесия) потребителя, соответствующие разным величинам Цены, называется линией "цена—потребление" (рис. 2.2G, а)
Линия "цена - потребление" может быть использована для построения кривой индивидуального спроса путем установления графического соответствия определенных оптимальных количеств данного блага и связанных с этим цен этого же блага,(рис. 2.2 б)
В модели потребительского выбора на индивидуальный спрос потребителя влияют следующие факторы: а) предпочтения потребителя; б) доход потребителя; в) цена данного блага; г) цены благ, замещающих и дополняющих данное в потреблении.
Изменение Каждого из этих факторов приводит к соответствующим измерениям в спросе данного потребителя.
Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.
в) Табличный метод. Допустим, на рынке функционируют три потребителя, данные об индивидуальном и рыночном спросе которых представлены в таблице:
ТЕОРИЯ ФИРМЫ
РЫНОК И ФИРМА
Преобразования, происходящие в нашей стране привели к появлению множественности фирм собственности, взамен единственной — государственной.
В хозяйственной деятельности людей известны два основных правовых режима: частной собственности и государственной собственности, а также смешанные (на основе этих
В случае вертикальной интеграции (комбинации) фирма распространяет свою деятельность "вверх" или "вниз" на соседние звенья производственного процесса.
Важное значение в современной экономической науке имеет теорема Р. Коуза, посвященная анализу;внешних эффектов, возникающих при спецификации прав собственности.
Внешни еэффективные экстерналии - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются "внешними", т.к. касаются не только участвующих в данной сделке экономических агентов, но и третьих лиц. Внешние эффекты возникают как в результате производства, так и потребления товаров и услуг.
Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами.
Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента обуславливает издержки других. Классическим примером отрицательных экстерналии является загрязнение окружающей среды. В этом случае фактические затраты производителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полныхиздержек с учетом отрицательных последствии загрязнения. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта, экономическое благо производится и покупается в большем» {по сравнению с , эффективным) объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
Рынок сталкивается и с проблемой положительных внешних эффектов, когда производство или потребление какого-либо блага порождает некомпенсируемые выгоды у третьей стороны, т.е. положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одно- jго экономического агента приносит выгоду другим.
Например, услуги здравоохранения или образования приносят выгоду не только-тем, кто эти услуги непосредственно получает обществу в целом. А это значит, что истинная предельная полезность данного блага с точки зрения общества вьпле, чем пре- ; дельная полезность данного блага с точки зрения индивидуума,оплачивающего это благо. Рынок, можно сказать, направляет на производство данного блага ресурсы в недостаточном количестве, как бы недооценивает полезность этого блага следовательно, и не доплачивает за него.
Замечания
1.3.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Производственная функция I
Фирма в процессе создания экономических благ потребляет различные ресурсы (факторы производства). В число ресурсов входит все то, что необходимо для производственной деятельности, - сырье, энергия,„труд, оборудование, пространство
Поскольку объем производства экономических благ зависит от объема использованных . ресурсов, то зависимость между ними может быть выражена в виде функции:
где Q— максимальный объем продукции, произведенной при данной технологии и определенных факторах производства; L — труд; К - капитал; М— материалы.
Для разных видов производства производственные функции различны, тем не менее они имеют общие свойства:
1 Существует предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут рос- j том затрат одного ресурса при прочих равных условиях.
2 Существует определенная взаимная дополняемость и взаимозаменяемость данных j факторов производства. Технически эффективной считается такая комбинация факторов I производства, которая предполагает применение хотя бы одного фактора в меньшем, а всех остальных - не в большем объеме т.е. минимального количества факторов производства.
Производственная функция показывает взаимозаменяемость между любой комбинацией факторов производства и максимально достижима объемом выпускаемой продукции в единицу времени при данном уровне технических знаний. Формально эта зависимость выражается функцией
Итак, фирма оказывается необходима, когда благодаря ей достигается более высокая эффективность (производственные трансакционные затраты минимизируются), чем это было бы под силу нескольким мелким организационным единицам, которые можно из нее составить. И наоборот, экономическая эффективность требует ограничения размеров организации, когда одна крупная фирма не в состоянии повторить результаты, которых добиваются две, три или больше мелких.
Оптимальные размеры фирмы принято рассматривать поД рубрикой "теория интеграции". Различают горизонтальную и вертикальную интеграции.
Горизонтальная интеграция имеет место при расширении границ фирмы, когда он "вбирает" в себя больший объем производства какого-нибудь одного вида продукта.
Особый случай горизонтальной интеграции - диверсификация - Проникновение фирмы в разнородные, технологически связанные между собой отрасли, примером чего служа современные концерны ТНК.
Руководители фирмы должны отклонять варианты производства, дающие меньше ход продукта, если при тех же самых затратах каждого вида ресурса можно получать большой выход
Точно также они должны отклонять варианты, требующие больших затрат хотя бы одного ресурса без увеличения выхода продукта и сокращения затрат других ресурсов, Варианты, отклоняемые по этим соображениям, носят название технически неэффективны