Введение и осуществление процедуры
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании соответствующего решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утверждённый судом график погашения задолженности.
Управление деятельностью должника в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение.[1]
Управление должником в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений. Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые:
- увеличивают задолженность более чем на пять процентов суммы включённых в реестр требований кредиторов;
- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника;
- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
- влекут за собой получение займов (кредитов).
Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению.
Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.
Правовые последствия введения процедуры
С момента введения финансового оздоровления вступают в силу следующие правовые последствия:[1]
- Вводится особый, предусмотренный законом, порядок предъявления требований кредиторов к должнику;
- Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- Аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения принадлежащим должнику имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
- Приостанавливается выполнение исполнительных документов;
- Запрещается выделение доли участия предприятия-должника;
- Запрещается выкуп должником собственных акций;
- Не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- Не допускается прекращение обязательств должника путем зачёта встречных требований;
- Приостанавливается начисление штрафов, пеней, неустоек и других финансовых санкций по договорам;
- На сумму требований кредиторов и сумму обязательных платежей начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБРФ на дату введения финансового оздоровления;
- Неустойки (штрафы, пени) подлежат погашению после удовлетворения всех остальных требований кредиторов;
- Должник может передавать имущество в безвозмездную аренду;
- Любая реорганизации предприятия возможна только с согласия кредиторов.
Основное управление организацией-должником осуществляют соответствующие органы управления должника. Административный управляющий в ходе финансового оздоровления имеет ограниченный круг обязанностей, в которые, помимо прочего, входят ведение реестра требований кредиторов, созыв собрания кредиторов и контроль за показателями деятельности должника.
Завершение процедуры
Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчёт о результатах проведения финансового оздоровления и соответствующие бухгалтерские документы.
Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах проведения финансового оздоровления и составляет заключение, которое направляется кредиторам.
Если требования кредиторов не удовлетворены или указанный отчёт не представлен административному управляющему, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления либо об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.[1]
По итогам процедуры финансового оздоровления суд принимает одно из следующих решений:
- О прекращении производства по делу о несостоятельности, если все требования удовлетворены;
- О введении внешнего управления в случае возможности восстановления финансового состояния должника;
- О признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Внешнее управление
Внешнее управление — это процедура в деле о банкротстве, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности[1] с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным законом предусматривалась процедура санации. Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.
С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника — юридического лица. При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.
Для обеспечения внешнему управляющему возможности приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.