Стоимостные показатели производственной программы
В состав промышленной продукции включаются следующие элементы по степени готовности и месту изготовления:
1) готовая продукция (ГП);
2) полуфабрикаты (ПФ) – полупродукт, технологическая обработка которого закончена в одном цехе, но который требует доработки в другом цехе;
3) незавершённое производство (НП – для изделий с длительным производственным циклом) – это продукция, производство которой в цехах предприятия ещё не закончено и подлежит дальнейшей обработке на предприятии.
Длительный цикл производства – более 2-х месяцев.
Методы расчета незавершенного производства:
1. Укрупнённый метод расчёта на конец планируемого года:
,
где - план выпуска продукции за 1 день, шт.;
- длительность производственного цикла, дни;
- плановая с/ст-ть единицы продукции, руб.;
- коэффициент нарастания затрат в незавершённом производстве.
НПк.г. показывает, сколько затрат уже вложено в незавершённое производство.
,
где Ум – удельный вес материальных затрат в плановой с/ст-ти продукции.
,
где - средняя себестоимость 1 изделия в незавершённом производстве, руб.,
- полная плановая себестоимость 1 изделия.
2. в мелкосерийном и единичном производстве размер незавершенного производства определяется с учетом коэффициента технической готовности изделия:
,
где - число j-х изделий одновременно запускаемых в производство в планируемом периоде, шт.;
- сопоставимая оптовая цена j-го изделия
- коэффициент технической готовности производства j-го изделия на конец планируемого периода
4) РПХ - работы промышленного характера, в процессе которых не создаются новые потребительные стоимости, но увеличивается стоимость уже созданной продукции (ремонтные работы, модернизация, реконструкция, техническое обслуживание оборудования)
В объём промышленной продукции не включаются:
– стоимость готовой продукции, полуфабрикатов и РПХ, не соответствующие установленным стандартам;
– стоимость перепродажи покупных материалов;
– стоимость отходов производства.
К основным стоимостным покозателям выпускаемой продукции относятся:
- Валовая продукция (ВП);
- Товарная продукция (ТП);
- Реализованная продукция (РП);
- Отгруженная продукция (ОП);
- Чистая продукция (ЧП)
Валовая продукция (ВП) – характеризует объём производства законченных и незаконченных изделий и работ, предназначенных для реализации:
ГП+РПХ=А
ПФ=В
ВП=А+В–В1+(НП2–НП1)
НП1, НП2 – объём незавершённого производства на начало и конец планового периода;
В1 – внутризаводской оборот (стоимость выработанных ГП и ПФ, которые используются этим же юр. лицом на собственные промышленно-производственные нужды).
Товарная продукция (ТП) – объём планируемой продукции, предназначенной для реализации на сторону, а также услуги и ремонт промышленного характера на сторону.
ТП=ВП–( НП2–НП1)–(в2–в1)
в1, в2 – запасы ПФ на конец и начало планового периода.
Реализованная продукция (РП) – отгруженная и оплаченная потребителем продукция.
РП=ТП–(О2–О1)
О1, О2 – остатки продукции на складе и остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на конец и начало планового периода.
Отгруженная продукция (ОП) – стоимость продукции собственного производства, отгруженной потребителям, независимо от того, поступили деньги на счёт продавца или нет.
Чистая продукция (ЧП) – характеризует величину вновь созданной стоимости предприятием в оптовых ценах за вычетом материальных затрат.
ЧП=ВП(или ТП)–МЗ–А,
где А – амортизация, МЗ – материальные затраты.
Условночистая продукция (УЧП): УЧП=ВП(или ТП)–МЗ
Планирование сбыта продукции на предприятии
Нормативный источник: «Методические рекомендации по разработке снабженческо-сбытовой политики предприятия» утверждены прикзом министерства экономики от 1 октября 1997 г.
План по сбыту – это документ, раскрывающий и обосновывающий действия предприятия по сбыту продукции для достижения намеченных целей, а также определяющие пути и методы их реализации.
План сбыта может быть представлен в виде таблицы:
Вид продукции | Всего | Регион 1 | Регион 2 | |||
шт. | тыс.руб. | шт. | тыс.руб. | шт. | тыс.руб. | |
1.продукцияА - январь - февраль - март | ||||||
Итого за I квартал II квартал III квартал IV квартал | ||||||
Итого за год |
План по сбыту регулирует ее распределение, цели, продвижение и результаты от реализации продукции.
Форма плана по сбыту продукции
Планирование сбыта на предприятии охватывает определение общего объема поставок или сбыта продукции, расчет запасов готовой продукции, составление плана реализации продукции. Объм поставок рассматривается по каждому наименованию продукции в стоимостном и натуральном выражении.
Р=П – (Ок - О4) – Пс,
где Р - общий объем поставок или сбыта;
П – объем производств продукции – товарная продукция;
Ок, Он – остатки готовой продукции на складе на конец и начало планируемого периода ;
Пс – количество продукции, используемой для собственного потребления
Он=Оф+По – Ро,
где Оф – фактический остаток на 1-е число месяца, в котором разрабатывался план сбыта;
По – ожидаемое количество продукции, которое будет произведено в период между датой, на которую фактические остатки и начало планируемого периода;
Ро – объем поставок за этот же период.
Остатки готовой продукции на конец периода или нормативный запас готовой продукции:
Ок=Пср Т+Ото,
где Пср – среднесуточное поступление продукции на склад готовых изделий в натуральном выражение, шт.;
Т – время нахождения продукции в сбытовом складе, в днях;
Ото – остатки нереализованной готовой продукции в отгруженных товарах на конец планируемого периода в натуральном выражении, шт.
Стоимостная оценка нормативного запаса готовой продукции рассчитывается умножение размера запаса в натуральном выражении на оптовую цену соответствующего вида продукции.
Планирование производственной мощности предприятия
1. Понятие производственной мощности и факторы, определяющие её