Глава v правила полетов

Общие правила полетов

207. Полеты проводятся, как правило, при наличии запасного аэродрома.

При отсутствии в районе полетов аэродромов, пригодных по составу радиотехнического оборудования и техническим характеристикам летных полос к использованию в качестве запасных, полеты разрешается выполнять, в том числе и при минимуме погоды при устойчивых метеоусловиях, без запасного аэродрома. Перечень аэродромов, на которых полеты могут выполняться без запасных, объявляется приказом командующего объединением. При полетах без запасных аэродромов имеющаяся запасная посадочная полоса аэродрома должна быть подготовлена для посадки самолетов

208. Выполнение полетов на вертолетах в районе аэродрома в ПМУ и СМУ, а вне аэродрома - в ПМУ разрешается без наличия запасного аэродрома.

209. При проведении полетов в несколько летных смен между ними должен быть перерыв не менее 1 ч (в вертолетных частях - не менее 30 мин), необходимый для подготовки аэродрома к полетам в последующую летную смену.

210. Полеты начинаются и заканчиваются в установленное плановой таблицей полетов время.

Перед началом полетов (с подачей команды РП на запуск двигателей первому вылетающему самолету) производятся подъем авиационного флага на сигнальной мачте КДП и пуск двух зеленых ракет.

После окончания полетов (после заруливания самолетов на стоянку и выключения двигателей) производится спуск авиационного флага и пуск двух красных ракет.

Начало полетов разрешается переносить при необходимости на поздний срок, при этом окончание полетов может быть перенесено с разрешения КП объединения не более чем на 2 ч.

211. Запуск двигателей, руление (буксировка) самолетов по летному полю осуществляются с разрешения РП.

212. Движение самолетов и транспортных средств перед самолетами, стоящими с работающими двигателями, должно исключать попадание в двигатели пыли (снега) и каких-либо предметов.

213. Одновременное руление нескольких самолетов в одном направлении производится на интервалах и дистанциях, исключающих попадание в двигатели пыли (снега) и каких-либо предметов, поднятых впереди рулящим самолетом. Обгон рулящего (буксируемого) самолета запрещается.

Если направления руления самолетов пересекаются, командир экипажа, видящий другой рулящий самолет справа, должен остановиться и пропустить его.

При рулении навстречу друг другу командир экипажа обязан уменьшить скорость до минимальной и держаться правой стороны, чтобы самолеты разошлись левыми бортами. Встречное руление (буксировка) допускается при расстоянии между концами крыльев не менее 5 м (для вертолетов - не менее одного диаметра несущего винта) и только на прямолинейном участке РД.

214. Руление вертолетов вблизи препятствий на расстоянии менее одного диаметра несущего винта должно выполняться с сопровождающим.

В тех случаях, когда руление вертолета к месту взлета невозможно, выполняется подлет, при этом расстояние от несущего винта до препятствий должно быть не менее его диаметра.

215. Порядок руления гидросамолетов от спуска с места стоянки на берегу или с места якорной стоянки на старт, возвращения со старта, движения плавучих средств определяется инструкцией по производству полетов в районе гидроаэродрома.

Выбор скорости руления (глиссирования), если не было специального указания, предоставляется командиру экипажа.

Руление на редане при расстоянии от препятствий менее 100 м запрещается.

При буксировке гидросамолета катером командир экипажа (бортовой техник) должен находиться на своем рабочем месте и быть готовым в случае необходимости к запуску двигателей.

216. Выруливание на ВПП и взлет командиры экипажей самолетов выполняют с разрешения РП (ПРП).

Решение на взлет вертолета одиночного базирования с авианесущего корабля командир экипажа вертолета принимает самостоятельно, получив от командира корабля (старшего помощника командира корабля) информацию о скорости и направлении ветра на ВПП (посадочной площадке) и качке корабля.

217. Взлет выполняется в соответствии с РЛЭ самолета и запрещается в случаях, указанных в ОПП (вертолетов, кроме того, в случае, когда командир экипажа не наблюдает поверхность площадки), а также в других случаях, если не обеспечивается безопасность взлета.

218. При наборе высоты пролет вертолета над препятствиями разрешается с превышением не менее 5 м, а над находящимися на земле самолетами-с превышением не менее двух диаметров его несущего винта.

219. Полеты в районе аэродрома выполняются в соответствии с инструкцией по производству полетов в районе данного аэродрома. Изменять установленный инструкцией порядок выполнения полетов в районе аэродрома разрешается только командирам экипажей самолетов, идущих на внеочередную (вынужденную) посадку.

220. Внеаэродромные полеты по планам боевой подготовки выполняются, как правило, по маршрутам вне воздушных трасс РФ и МВЛ или в специально установленных районах и зонах.

221. Перелеты самолетов выполняются по воздушным трассам РФ, МВЛ 1-й категории и маршрутам вне их на установленных эшелонах.

Перелеты малоскоростных самолетов и вертолетов, кроме того, могут выполняться по МВЛ 2-й категории, а также по установленным маршрутам на эшелонах и высотах ниже нижнего эшелона:

- не ниже 100 м над рельефом равнинной и холмистой местности при высоте облачности не менее 150 м и видимости не менее, 2000 м;

- не ниже 300 м над рельефом горной местности при высоте облачности не менее 400 м и видимости не менее 5000 м.

Ширина полосы учета превышений рельефа местности должна быть 20 км (по 10 км в обе стороны от оси маршрута).

При выполнении перелета по МВЛ 2-й категории разрешается планировать и выполнять отдельные его этапы по маршруту вне МВЛ на эшелонах или на высотах ниже нижнего эшелона.

Все перелеты на высотах ниже нижнего эшелона разрешается выполнять только при наличии устойчивой двусторонней радиосвязи командира экипажа с наземным ПУ, под управлением которого он находится, непосредственно или через ретранслятор.

222. Командир экипажа вертолета при выполнении заданий с использованием посадочных площадок обязан поддерживать радиосвязь с РП на аэродроме (ПУ ближайшего аэродрома) и информировать его о своем местонахождении, ходе работы, расчетном времени посадки и взлета и о временном прекращении связи.

223. Заход на посадку из зоны ожидания выполняется с эшелона, ниже которого эшелоны не заняты.

224. Посадка самолетов выполняется с разрешения РП на аэродроме (ПРП), как правило, на основную ВПП. Посадка на запасную полосу выполняется в случаях, предусмотренных полетным заданием, и по указанию РП на аэродроме в аварийных ситуациях.

225. Командир экипажа, находясь на предпосадочной прямой, обязан прекратить снижение и уйти на второй круг (сделать повторный заход) в случаях, не обеспечивающих безопасность посадки.

Обоснованный уход на второй круг (повторный заход) или запасный аэродром должен расцениваться как грамотное решение.

226. В случае необходимости немедленной (внеочередной) посадки на аэродроме командир экипажа обязан доложить РП и выполнить по его указанию заход способом, обеспечивающим посадку в данной обстановке. Экипажи, находящиеся в воздухе, обязаны уступить этому самолету маршрут захода на посадку и ограничить свой радиообмен.

227. Решение на посадку вертолета одиночного базирования на авианесущие корабли командир экипажа вертолета принимает самостоятельно, получив от командира корабля (старшего помощника командира корабля) информацию о скорости и направлении ветра на ВПП (посадочной площадке) и качке корабля.

228. Запрещение посадки экипажам дается по радио, огнями запрещения посадки или ракетой красного цвета.

Наши рекомендации