Качество продукции как объект управления
И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет.
А. С. Пушкин
Управление есть сознательное, целенаправленное воздействие на объект управления в целом или на его составляющие звенья, на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций, в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития управляемого объекта.
Управление экономикой — способ воздействия на процесс общественного труда в соответствии с объективными законами развития общества. Управление экономикой включает управление производством, непроизводственной сферой, качеством продукта труда.
Управление качеством продукта груда представляет собой направление воздействия на участников совместного трудового процесса в интересах достижения целей, связанных с повышением качества продукта труда для более полного удовлетворения потребностей населения. Такое управление охватывает отношения между двумя подсистемами: управляющей (субъектом) и управляемой (объектом), яапяется категорией социально-экономической, включающей отношения между людьми по поводу организации производства продукции с заданным потреби гелями уровнем качества.
Качество продукции является объектом управления в процессе разработки требований, проектирования, испытаний, производства и эксплуатации продукции. Процесс управления сводится к непосредственному воздействию на совокупность свойств продукции либо на отдельные свойства продукции, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Из этого следует, что не все свойства продукции подвергаются воздействию, а только те, которые определяются потребностью заказчика в соответствии с назначением продукции.
Для оценки результатов воздействия на выбранные свойства продукции в процессе управления качеством продукции требуется
система количественной оценки проявления свойств продукции, система показателей качества продукции и методов их определения. Область практической и научной деятельности, которая занимается разработкой теоретических основ и методов количественной оценки качества продукции, называют квалиметрией. Основные задачи квалиметрии:
—определение номенклатуры показателей качества продукции;
—разработка методов количественной оценки показателей качества;
—определение оптимальных значений показателей качества продукции;
—создание методики учета изменения качества во времени и т. д.
Выделим важнейшие понятия, позволяющие раскрыть качество продукции как объекта управления.
Свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании.
Фактор повышения качества продукции — конкурентная движущая сила, способная изменить или вновь создать одно или несколько свойств продукции таким образом, чтобы вся совокупность данных свойств приводила к улучшению качества продукции. Фактор повышения качества выступает как непосредственная причина изменения свойств продукции.
Продукция характеризуется совокупностью свойств, обуславливающих ее качество.
Процессы производства и потребления продукции — источники формирования и проявления этих свойств па различных стадиях создания и использования продукции. Качество продукции и качество процессов соотносятся между собой как следствие и причина.
Качество процесса создания и использования продукции определяется качеством труда исполнителей, используемой нормативно-технической документации, применяемых сырья, материалов, комплектующих, предметов и орудий труда.
Условия повышения качества продукции — среда, в которой Действует фактор повышения качества продукции (техническая,
организационная, экономическая, правовая, социальная, информационная и др.).
Мероприятия по повышению качества продукции рассматриваются как действия целевого назначения, направленные на изменение степени влияния факторов и условий повышения качества.!
1.4. Цели, задачи и функции системы управления качеством продукции
Ах, обмануть меня нетрудно!.. Я сам обманываться рад.
А. С. Пушкин
Эффективное решение проблемы повышения качества продукции невозможно без сознательного управления этим процессом. Целью данного процесса является создание объективных предпосылок для выпуска продукции оптимального уровня качества, т. е. про-( дукции, способной удовлетворять определенные общественные и личные потребности с минимальными затратами общественного I труда. Ориентация на характер потребностей, закономерности их распределения во времени, их сочетание являются составляющими целей при управлении качеством продукции.
Согласно ГОСТ 15467—79 пои управлением качеством продукции следует понимать действия, осуществляемые при создании и эксплуатации (потреблении) продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
В соответствии с международными стандартами ИСО вводится понятие менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
В настоящее время сложился общепризнанный взгляд на проблему повышения качества: никакие эпизодические, даже блестяще организованные мероприятия не могут обеспечить повышение качества продукции, для решения этой задачи необходима система целенаправленных и планомерно осуществляемых мероприятий, система менеджмента качества.
Главная цель системы менеджмента качества состоит в обеспечении соответствия продукции требованиям потребителей, соответствующим законодательным и обязательным требованиям. Данная цель достигается путем обеспечения требуемого (заданного) уровня качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой тем или иным предприятием, на основе всемерного использования научно-технических, производственных и социально-экономических возможностей в интересах повышения эффективности производства, наиболее полного удовлетворения потребностей населения.
Главная цель системы распадается на подцели и задачи по стадиям жизненного цикла продукции, по показателям, характеризующим качество.
Можно выделить две группы основных задач управления качеством продукции.
Первая группа включает задачи:
—разработка и освоение в заданные сроки новой продукции, соответствующей высшим мировым достижениям;
—увеличение выпуска высококачественной продукции;
—своевременное снятие с производства, модернизация или замена морально устаревшей продукции;
—доведение уровня качества изделий до экономически оптимального;
—расширение ассортимента товаров, пользующихся повышенным спросом у потребителя;
—повышение конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках.
Вторая группа объединяет задачи, направленные на повышение качества процессов создания и изготовления продукции, совершенствование методов управления качеством:
—формирование и выполнение программ повышения качества и конкурентоспособности продукции;
—улучшение качества изготовления продукции, повышение Производственной и технологической дисциплины, соблюдение Требований технической документации;
—повышение организационно-технического уровня производства, обеспечение широкого внедрения прогрессивной технологии;
— мобилизация трудовых коллективов на выполнение планов! и программ повышения качества;
— совершенствование метрологического обеспечения производства, работы испытательных подразделений, служб стандарта-I зации и технического контроля, методического и информационного обеспечения управления качеством;
— улучшение порядка учета, оценки и анализа уровня качества] продукции, развитие экономических методов управления качеством;
— обобщение и распространение передового опыта в области повышения качества продукции.
Концепция системного подхода к управлению качеством предусматривает учет всех факторов и условий, влияющих на качество продукции на всех стадиях ее создания и использования.
Управления качеством продукции на предприятиях реализуете в форме функций управления, важнейшие из которых:
— прогнозирование и планирование повышения качества продукции;
— контроль и учет выполнения программ повышения качества
— анализ и оценка деятельности предприятия и его подразделений по вопросам качества;
— разработка и постановка новой продукции на производство;
— технологическая подготовка производства;
— материально-техническое снабжение производства;
— метрологическое обеспечение, испытания и сертификация продукции;
— организация технического контроля качества продукции и процессов;
— обеспечение стабильного уровня качества продукции, рит мичности производства, точности и стабильности технологически процессов;
— стимулирование повышения качества продукции и труда;
— нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение выпуска высококачественной продукции.
Через реализацию функций управления качеством продукции в системе менеджмента качества продукции устанавливается связь
между техническими, социальными, организационными и правовыми мероприятиями на всех стадиях создания и использования продукции.
"C.S. Организационно-методические основы управления качеством продукции
Привычка свыше мам дана: замена счастью она.
А. С. П у ш к и и
Нормативные основы управления качеством составляют:
—Федеральное законодательство;
—Постановления Правительства Российской Федерации;
— Общие и специальные технические регламенты.
Федеральное законодательство представлено следующими за
конами:
—Федеральный закон "О техническом регулировании" с изменениями и дополнениями;
—Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений";
—Федеральный закон "О защите прав потребителей".
С 1 июля 2003 г. система технического регулирования введена в экономике Российской Федерации. Целями системы являются регулирование отношений между заказчиком и исполнителем заказа в процессе создания и реализации продукции, снижение барьеров для развития предпринимательства. Введенные законом изменения в действующую систему технического регулирования настолько принципиальны и значительны, что их называют "революцией в системе стандартизации".
К основным радикальным изменениям в принципах и практике технического регулирования в соответствии с законом относятся:
—государство концентрирует внимание на контроле безопасности продукции;
—обязательные требования переводятся из стандартов в технические регламенты;
—изменяется статус стандартов, происходит переход от государственных к национальным стандартам;
—вводится добровольный статус национальных стандартов;
—устанавливаются процедуры подтверждения соответствия;
—предоставляется производителю возможность выбора про-} цедур подтверждения соответствия установленным требованиям;1
—вводится госконтроль (надзор) за соответствием продукции» требованиям техническим регламентам исключительно на стадии! обращения продукции;
—отделяется функция госконтроля и надзора от функции сертификации;
— разделяются полномочия по аккредитации и сертификации.
Техническое регулирование осуществляет правовое регулиро-j
вание отношений, возникающих при:
—разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
—разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
—оценке соответствия.