Анализ показателей финансовых результатов деятельности промышленного предприятия
К определению целей анализа показателей финансовых результатов деятельности предприятия следует подходить дифференцированно. Предприятия, обеспечившие получение прибыли от хозяйственной деятельности за отчетный период, в процессе анализа выявляют, имелись ли возможности обеспечить увеличение прибыли и повышение рентабельности, и определяют, как конкретно можно добиться использования этих возможностей в текущей деятельности и в перспективе. При убыточной работе за отчетный период перед предприятиями стоит задача: определить, когда и каким образом можно достичь безубыточности от хозяйственной деятельности, как закрепить эти успехи и можно ли обеспечить получение прибыли и улучшить финансовые результаты.
В процессе анализа финансовых результатов деятельности промышленному предприятию необходимо:
♦ определить величину прибыли от продаж (оперативной) и чистой прибыли за отчетный период по сравнению с планом и в динамике и основные факторы, оказавшие влияние на эти изменения;
♦ оценить обоснованность выбора ценовой политики и влияние фактора цен на изменение выручки от продаж, себестоимости и прибыли от продаж;
♦ рассчитать влияние основных факторов на изменение чистой прибыли по сравнению с прибылью от продаж (по перечню показателей отчета о прибылях и убытках) за отчетный период, в динамике и в сравнении с предприятиями-конкурентами;
♦ определить влияние на изменение в динамике прибыли от продаж изменений вклада на покрытие, уровня безубыточности, запаса финансовой прочности, операционного рычага по видам продукции;
♦ изучить изменения показателей рентабельности в динамике по сравнению с предприятиями-конкурентами и с аналогичными среднеотраслевыми показателями и выявить основные факторы, оказавшие влияние на эти изменения показателей (коэффициентов) рентабельности;
♦ определить резервы и возможности увеличения прибыли и повышения рентабельности и наметить, каким образом использовать эти резервы и возможности в текущей деятельности и в перспективе.
Показатели рентабельности продаж промышленных предприятий за определенный период сильно отличаются по отраслям, масштабам производства и в зависимости от уровня технологии. Поэтому по каждому предприятию очень важно изучать их изменения в динамике.
Обобщение практических данных свидетельствует, что одной из главных причин снижения рентабельности продаж является рост затрат на производство и реализацию продукции. Следовательно, нужно выполнить подробный анализ себестоимости и выяснить причины снижения этого показателя. Для решения этой проблемы необходимо постоянно совершенствовать механизм управления затратами.
Конкретно каждому предприятию при анализе себестоимости следует:
♦ выделить наиболее весомые ее статьи и определить В возможности их снижения;
♦ разделить расходы на постоянные и переменные и определить точку безубыточности;
♦ установить прибыльность отдельных видов продукции на основе оценки вклада на покрытие;
♦ оценить тенденции изменения номенклатуры выпускаемой продукции и определить необходимость и возможность ее изменения (оптимизации).
Другой причиной снижения этого показателя является падение объема продаж. Такое явление приводит к росту себестоимости единицы продукции из-за увеличения в ней доли постоянных (накладных) затрат.
Надо также учитывать, что увеличение показателя рентабельности продаж может иметь негативные последствия для предприятия из-за мощного пресса налоговой системы.
Анализ рентабельности активов требует учесть не только влияние образующих ее показателей, но и оценить взаимное влияние коэффициентов.
Основными причинами ухудшения рентабельности активов являются снижение рентабельности продаж и замедление оборачиваемости активов.
Выше было показано, какие меры нужно принять по преодолению снижения рентабельности продаж. Здесь лишь укажем на важность обеспечения ускорения оборачиваемости активов.
Каждое предприятие в деле обеспечения роста рентабельности продаж должно сосредоточить свои усилия на маркетинговой работе, оптимизации ассортиментной политики и системы ценообразования.
Уменьшения совокупной величины активов можно добиться как за счет уменьшения оборотных средств, так и их постоянных активов.
Каждое предприятие должно рассмотреть использование таких возможностей:
♦ осуществить продажу или списание неиспользуемого или неэффективного используемого оборудования, уменьшить величину непроизводственных активов;
♦ снизить (оптимизировать) запасы сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции;
♦ уменьшить и постоянно контролировать дебиторскую задолженность.
Промышленные предприятия для обеспечения успехов сегодня и в будущем в хозяйственно-финансовой деятельности, для увеличения показателей рентабельности должны научиться осуществлять контроль и воздействовать на величину вклада на покрытие. Уменьшение этого показателя на многих предприятиях в России связано с тем, что здесь потерян контроль над уровнем переменных затрат. Повсеместно имеет место рост затрат на сырье и материалы, который опережает рост объема продаж. Это приводит к ухудшению многих показателей.
Особое внимание предприятия должны уделять оборачиваемости чистых активов — использованию постоянного капитала. Спецификой российских предприятий является постоянная переоценка основных средств, доля которых в совокупных активах на промышленных предприятиях составляет 80—90%. При расчете рентабельности чистых активов в числителе формулы представлен объем продаж, а в знаменателе — чистые активы. Данный показатель является важным рычагом в управлении эффективностью работы предприятия. Однако предприятия не способны и сегодня генерировать достаточный объем продаж на вложенный (инвестированный) капитал. По всей совокупности предприятий оборачиваемость чистых активов колеблется в размере 0,1—0,7 и ведет себя очень нестабильно. Между тем на предприятиях западных стран этот показатель не бывает ниже 2 в такой отрасли, как авиастроение, а в других он составляет 5—7.
В США разработана модель Du Pont, на основе которой оценивают экономический рост компании (Э) по следующему отношению:
Э = Реинвестированная прибыль : Собственный капитал на начало года.
Этот показатель необходимо учитывать при анализе развития хозяйственной деятельности предприятия. На основе этого показателя делается вывод, насколько быстро растет предприятие не только за счет эмиссии акций, но и за счет собственной эффективной деятельности.
Планирование финансовых результатов деятельности промышленного предприятия
Процесс планирования прибыли начинается с разработки ценовой стратегии предприятия и обоснования основных показателей отчета о прибылях и убытках по месяцам на предстоящий год, на следующий год за планируемым — по кварталам и на более длительную перспективу (на период более двух лет) — с установления годовых показателей. Прогнозирование на срок более двух лет необходимо для обоснования инвестиционной деятельности и оценки возможностей по решению многообразных задач перспективного развития экономики, обеспечения устойчивых взаимоотношений с акционерами и т. п. Такие прогнозы предусматривают обоснование объема реализации продукции, полной себестоимости и прибыли от реализации продукции.
Главной задачей ценовой стратегии является обоснование такой величины объема продаж продукции или доли рынка для предприятия, при которой его производство обеспечит получение максимальной прибыли.
Для решения этой задачи предприятию следует определить оптимальную величину расходов на производство и сбыт продукции для обеспечения получения прибыли при сложившемся уровне цен на рынке, которого предприятие может достичь для своей продукции. В свою очередь при оценке расходов производства и сбыта продукции основное внимание надо направить на выявление всех тех затрат, с которыми реально связаны производство и сбыт данной продукции, а также на выявление и анализ тех статей затрат, величина которых может измениться при изменении объемов выпуска (продаж) продукции в результате изменения цен.
Ценовая стратегия должна быть согласована с главными финансовыми целями предприятия, принятыми на ближайшее время и перспективу.
В соответствии с финансовым планом предприятие определяет точку безубыточности, обосновывает минимальный уровень прибыльности, необходимый при продаже каждого вида продукции, величину вклада на покрытие и оценивает запас финансовой прочности. При решении этих задач приоритетной является задача по обеспечению наибольшего объема прибыльности и максимизации показателей рентабельности продаж, чистого собственного капитала и всех активов.
Каждое предприятие (которое уделяет внимание этим вопросам) устанавливает на основе учета затрат три типа цен: предельные цены в соответствии с величиной переменных затрат; затратные цены, которые обеспечивают безубыточность продаж (соответствуют точке безубыточности); плановые цены, устанавливаемые с учетом оценки состояния рынка.
Предельные цены покрывают только те затраты, которые непосредственно связаны с производством продаваемого изделия. Продажа продукции по цене, близкой к предельной, позволяет обеспечить полную загрузку производственных мощностей предприятия при условии, что последнее (предприятие) уже покрыло все постоянные затраты и способно осуществить дополнительный выпуск продукции без увеличения постоянных затрат.
Затратная цена обеспечивает полное покрытие расходов в расчете на конкретный объем продаж (на уровне безубыточности) и не может быть использована при других объемах продаж.
При установлении плановых цен очень часто предприятия не принимают во внимание зависимость объема продаж от цены.
Обычно на практике используют два подхода к ценообразованию: ориентацию на потребителей (на основе анализа поведения потребителей назначают максимальную цену, которую потребители готовы заплатить) и ориентацию на конкурентов (на основе анализа цен на аналогичную продукцию у конкурентов устанавливают свою цену в соответствии с ранее определенной позицией своего товара на рынке — ценовое лидерство или следование за конкурентами). На практике обычно используют комбинацию из указанных двух подходов.
Предприятие должно рассчитывать величину прибыли, от производства (продаж) единицы каждого вида продукции при существующей цене, величину роста объема продаж каждого вида продукции в случае снижения ее цены и при условии увеличения общей суммы прибыли предприятия, а также предельное сокращение объема продаж продукции предприятия в случае повышения ее цены, при котором общая сумма прибыли предприятия снизится до сложившегося уровня.
Особое внимание предприятия должны уделять оценке запаса финансовой прочности и величине операционного рычага. Эти показатели позволяют оценить, как изменится величина прибыли при росте объема выручки на 1%. Однако необходимо иметь в виду, что чем выше прирост прибыли при увеличении продаж на 1%, тем выше предпринимательский риск. Дело в том, что уменьшение объема продаж с такой же силой влияет и на уменьшение прибыли. Этот риск можно снизить за счет увеличения финансовой прочности. Большое значение имеет принятие решения о выборе того или иного ассортимента продукции с учетом ограничивающих факторов. Такими факторами могут быть ограничение производственных мощностей, недостаток оборотных и денежных средств, каналы сбыта и т. д. У разных предприятий могут быть разные ограничивающие факторы. Принимать решения нужно с учетом самых важных факторов. Для этого надо проводить оценку прибыльности отдельных продуктов с учетом ограничивающего фактора. Так, при ограниченности мощности наиболее выгодно выпускать продукт, имеющий не наибольший вклад на покрытие, а самый высокий показатель вклада на единицу мощности оборудования (в час). Решая вопросы увеличения объема "продаж, уменьшения выпуска продукции или снятия с производства того или иного вида, необходимо (при наличии других ограничивающих факторов) принимать решение исходя из показателя коэффициента вклада на покрытие на единицу ограничивающего фактора.
При оценке плана производства нужно учитывать, что он не может считаться оптимальным с точки зрения максимальной прибыли, если в этом плане видное место занимают продукты с наименьшими коэффициентами вклада на покрытие.
Предприятия в целях выбора наилучшей структуры продукции, обеспечивающей получение максимальной прибыли, должны учитывать:
♦ ограничения, связанные с производственными мощностями, имеющимися оборотными средствами, а также с потребностями рынка в каждом товаре и на этой основе вносить коррективы в план производства;
♦ последствия для рынка, связанные с увеличением объемов выпуска одних продуктов и снижением других (составить прогноз реакции конкретных потребителей на изменения в ассортименте выпускаемой продукции, оценить возможность снижения цен на отдельные виды продукции для того, чтобы, понизив цены, увеличить объемы продаж этих видов продукции);
♦ объем производства должен быть ориентирован в первую очередь на рыночный спрос;
♦ к какой реакции потребителей и конкурентов могут привести изменения ассортимента.
Каждое предприятие в целях улучшения финансовых результатов должно непрерывно вести поиск новых рынков и каналов сбыта (структуры, сформированной партнерами, с целью предоставления товаров и услуг в распоряжение индивидуальных и промышленных потребителей): использовать средства маркетинга (рекламу, продвижение товара, пропаганду и личные продажи), собирать информацию о потребителях. Для финансовых служб особое значение имеет информация отделов маркетинга и сбыта об объемах продаж (по отдельным рынкам и сегментам), о платежеспособном спросе (сколько покупатели готовы заплатить за определенный товар), каналах сбыта (какие затраты связаны с реализацией товаров на конкретных рынках), о стимулировании продаж (какие усилия необходимо затратить для реализации товара).
Маркетинг представляет собой слабое звено в большинстве российских предприятий. Основной проблемой промышленных предприятий является не производство товаров, а способность предприятия сбывать (реализовать) произведенную продукцию. Более важное значение имеет умение изучать спрос, расширять свою долю на действующих рынках и непрерывно завоевывать новые сегменты рынка. В этом случае создаются предпосылки для привлечения инвесторов. Сейчас необходимо вновь создать систему маркетинга предприятия. Она должна быть нацелена на обеспечение устойчивого и эффективного развития экономики предприятия.
В условиях рыночной экономики произошло смещение акцента с производственного планирования на финансовое планирование. Деятельность финансового менеджера (руководителя) должна быть организована так, что он должен знать в течение недели необходимые и ожидаемые суммы на счетах предприятия (организации), достаточно точно в пределах месяца, квартала, года. Он должен быть уверен, что на предприятии происходит оптимальное формирование себестоимости, обоснованное ценообразование и на этой основе складывается оптимальная (заданная планом организации) величина финансового результата. В крупных предприятиях все это делает проблему контроля сложней, но его осуществление имеет еще большее значение.
Для решения этих задач необходимо обеспечивать перестройку механизма управления в целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности организации, совершенствования организационной структуры управления (по объектам финансового управления), по организационным процессам (в деле планирования, анализа и прогноза), по финансовым потокам. Надо тщательно изучать всем работникам методические вопросы организации финансовой службы, способы, методы и принципы современного финансового менеджмента, обучать работе персонал в новых условиях.
Начало создания службы маркетинга требует научиться анализировать и управлять вопросами разработки стратегии, исследования рынка, продвижения продукции на рынок, сбыта конечным потребителям и посредникам, стимулирования сбыта, организации логистики, управления платежами и юридическими вопросами.
Особое значение среди указанных функций имеет: определение причин, по которым клиенты покупают ваши продукты и услуги и по которым от них отказываются; анализ ценовой политики (отличие ваших цен от цен конкурентов, система скидок с учетом системы продаж продукции); оценка вклада основных видов продуктов в покрытие общих расходов; определение оптимальных размеров сделок (крупных, средних, малых), их объемов в денежном и натуральном выражении; создание системы мотивации персонала по ориентации службы маркетинга и сбыта на достижение оптимальных результатов; разработка плана маркетинга; выработка критерия оценки работы службы маркетинга и сбыта).
Обоснованность плановых показателей проверяют путем сравнения ожидаемых показателей рентабельности с их величиной за отчетный период (за год, по кварталам и в разрезе месяцев). В методических рекомендациях по разработке ценовой политики предприятия четко сформулировано требование о необходимости добиваться максимизации рентабельности продаж, активов (чистых, текущих и совокупных), стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции.
Вопросы для повторения
1. Назовите основные показатели финансовых результатов деятельности промышленного предприятия.
2. Какие методы ценовой политики используют промышленные предприятия для улучшения финансовых результатов?
3. В чем смысл активной политики предприятий в системе ценообразования?
4. На решение каких целей должна быть направлена ценовая политика предприятия?
5. Какие показатели рентабельности используют для оценки эффективности деятельности предприятия?
6. Какова взаимосвязь показателей рентабельности продаж и рентабельности различных видов активов?
7. Каковы цели анализа показателей финансовых результатов деятельности промышленных предприятий?
8. Какие факторы влияют на изменение прибыли от реализации в динамике?
9. Объясните, каковы различия прибыли от реализации и чистой прибыли и назовите возможные причины этих различий.
10. Какие факторы влияют на изменение показателей рентабельности в динамике?
11. Что означает учет ценообразования при планировании финансовых результатов деятельности предприятия?
12. Назовите методы установления оптимальной величины объема продаж и цены, которые обеспечат достижение максимальной прибыли.
13. Объясните, как используют на практике при планировании прибыли показатели: вклад на покрытие, запас финансовой прочности, операционный рычаг и др.