ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ. В ходе самостоятельной внеаудиторной работы студенты повторяют материал
В ходе самостоятельной внеаудиторной работы студенты повторяют материал, изученный в ходе лекционных занятий, углубляют, полученные по теме знания, развивают навыки работы с нормативными актами и учебной литературой.
При самостоятельном изучении арбитражного процесса следует иметь в виду следующие обстоятельства:
во-первых, изучение арбитражного процесса невозможно без обстоятельных и глубоких знаний материального права, прежде всего, гражданского, жилищного, земельного, экологического, конституционного, административного и др. Правильное определение обстоятельств дела и решение других процессуальных вопросов невозможно без знаний материального права;
во-вторых, необходима систематическая самостоятельная работа слушателей, связанная с изучением опубликованной судебной практики, нового законодательства, чтением юридической периодики;
в-третьих, усвоение курса связано с выполнением заданий по подготовке процессуальных документов, используемых в арбитражном процессе, что позволяет слушателям решать прикладные вопросы.
Рекомендуемые для изучения литература и нормативные акты по темам указаны в конце настоящего сборника. Обратите внимание, что в нормативные акты периодически вносятся изменения, либо они признаются недействующими, поэтому необходимо следить за текущими изменениями в законодательстве.
Тема 1. Понятие, предмет, система арбитражного процессуального права.
Вопросы семинарского занятия
1. Понятие арбитражного процессуального права.
2. Источники и система арбитражного процессуального права.
3. Виды и стадии арбитражного судопроизводства.
4. Межотраслевые связи арбитражного процессуального права.
5. Принципы арбитражного процессуального права.
При подготовке к первому вопросу студентам необходимо дать понятие арбитражного процессуального права, его предмета и метода, раскрыть особенности отраслевой принадлежности.
При ответе на второй вопрос рекомендуется назвать нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие арбитражное судопроизводство. При этом студент должен четко определить место источника в иерархии нормативных правовых актов, знать его название, дату издания, содержание (строение, расположение частей, количество статей).
В третьем вопросе следует выделить виды арбитражного судопроизводства, назвать, чем обусловлено такое деление. Кроме того, необходимо разграничить стадии арбитражного процесса в зависимости от разрешаемых задач и методов осуществления, а также по признаку обязательности.
Для подготовки четвертого вопроса целесообразно изучить взаимосвязь арбитражного процессуального права с иными отраслями права. На конкретных примерах исследовать влияние и взаимопроникновение норм конституционного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, административного, налогового, исполнительного права.
В пятом вопросе необходимо изложить принципы арбитражного процессуального права с учетом классификации по функциональному признаку, по сфере деятельности, по правовым источникам.
Практические задания
Задача 1
Укажите, в каких из перечисленных правил проявляется действие принципа независимости судей и подчинение их только закону:
1. о тайне совещательной комнаты;
2. о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела;
3. о том, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению;
4. о том, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы;
5. о том, что разбирательство дела после его отложения начинается сначала;
6. о пределах обязательности указаний вышестоящего суда для нижестоящего при передаче дела на новое рассмотрение.
7. о том, что во время перерыва в судебном заседании не допускается рассмотрения других дел.
Задача 2
Укажите, в каких из перечисленных процессуальных прав сторон проявляется действие принципа диспозитивности:
а) подавать заявление об отзыве иска;
б) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
в) заключать соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда;
г) заявить отвод судье или другому участнику процесса;
д) вести дело через представителя;
е) ходатайствовать об освобождении от уплаты государственной пошлины.
Задача 3
Укажите, в каких из перечисленных процессуальных прав сторон проявляется действие принципа состязательности (попытайтесь аргументировать свой ответ):
а) указывать факты, составляющие основание иска или возражение против него;
б) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
в) заключать мировое соглашение;
г) заявить отвод судье или другому участнику процесса;
д) подтверждать факты доказательствами;
е) обжаловать судебные постановления;
ж) вести дело через представителя;
з) ходатайствовать об освобождении от уплаты государственной пошлины;
и) подавать заявление об отзыве иска;
к) заключать соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда;
л) опровергать доводы других участников процесса.
Задача 4
Арбитражный суд рассматривал дело по иску. Закончив исследование доказательств по делу, суд объявил перерыв в связи с тем, что арбитражный заседатель Смирнов почувствовал недомогание. В перерыве выяснилось, что Смирнов по состоянию здоровья не может продолжить участие в процессе. Судебное заседание было перенесено на следующий день для привлечения другого заседателя. На следующий день суд продолжил заседание, начав его с прений сторон, после чего было вынесено решение по делу.