Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и подготовке к семинарским занятиям

Самостоятельная работа студентов должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого материала, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания по СРС составляются по разделам и темам курса, по которым не предусмотрены аудиторные занятия и требуется дополнительно проработать и проанализировать материал в объеме запланированных часов в учебном плане.

По каждой изучаемой теме курса в УМК-Д приводится перечень контрольных вопросов для закрепления материала. Ответы на эти вопросы должны быть оформлены в виде краткой записки (Эссе), которые каждый студент по определенному списку выбирает и готовит самостоятельно проводя поиск материала в электронной сети (Интернет), или в научной и журнальной публикациях в библиотеке института.

Студентам представляется электронный вариант тестов по закреплению теоретического материала курса. При ежемесячной аттестации на практических занятиях проводится письменный опрос по темам пройденного материала лекций. Ответы на эти тесты позволят проставлять более объективно результаты аттестации изучения материалов курса за конкретный отчетный месяц.

Сочетание практических занятий с семинарами позволит обеспечить контроль СРС в форме тематических дискуссий по конспектам лекций, кратких сообщений (докладов) по результатам индивидуального обзора научных публикаций и электронных источников информации, анализа статистических и фактических материалов по теме курса.

Каждый студент должен будет завести рабочую тетрадь, в которой сможет отражать результаты своей самостоятельной работы (выполнение индивидуальных заданий преподавателя).

Общепризнанными формами СРС, предусматривающие письменное их изложение и оценочный контроль, являются курсовые работы, рефераты и эссе, которые по содержанию помогают глубже усвоить теоретические положения изучаемой дисциплины.

Реферат (лат. referre – докладывать, сообщать) относится к форме письменного доклада на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Реферат является одной из форм самостоятельной работы студентов и одновременно формой контроля качества усвоения материала курса, умения самостоятельно находить и излагать проблемные вопросы по изучаемой дисциплине.

Подготовка реферата является важной составной частью учебного процесса, приобщает студентов к исследовательской работе, обогащает опытом, умением и знаниями, позволяет реализовать требования государственного образовательного стандарта.

Тематика реферата предлагается преподавателем или согласовывается с ним на индивидуальной консультации. Студент может выбрать любую тему из приведенного перечня или предложить новую, не предусмотренную тематикой.

В процессе написания реферата студент должен обстоятельно изучить рекомендованные литературные источники, ознакомиться с постановкой аналитической работы на конкретном предприятии и на этой основе показать, что он детально усвоил содержание основных вопросов выбранной темы, умеет самостоятельно применять полученные знания к комплексному решению определенной аналитической задачи.

Требования, которым должен отвечать реферат:

• реферат должен быть выполнен на высоком профессиональном уровне, при его подготовке должны быть использованы последние законодательные акты, инструктивные материалы, литературные источники, материалы лекционного курса и практические навыки;

• при подготовке реферата практический материал и литературные источники должны быть увязаны с избранной темой, актуализированы на текущее время, позволять полностью ее раскрыть;

• реферат должен быть правильно оформлен, написан разборчиво, грамотно и аккуратно.

Титульный лист выполняется по традиционной форме, принятой в институте. На нем должны быть указаны полное наименование института, кафедра, дисциплина по которой он подготовлен, фамилия имя отчество студента с указанием специальности, группы, формы обучения, полное название темы в соответствии с заданием, должность, ученое звание преподавателя и его фамилия и инициалы, год написания.

После него следует план реферата с указанием номеров страниц основного текста, а далее - непосредственное изложение каждого вопроса плана. Нельзя ограничиваться простым пересказом прочитанного материала, необходимо изложить собственное понимание существа вопроса. Цитаты следует приводить только в тех случаях, когда они служат аргументом при изложении какого-либо тезиса или являются объектом критики.

Обязательными элементами реферата кроме основного содержательного текста, должны быть введение и заключение. В конце работы приводится перечень использованной литературы, электронных и нормативных источников, при этом сначала следует указать законодательные и нормативные акты, инструктивные материалы, а затем - специальную литературу в алфавитном порядке. Завершать реферат могут приложения, дополняющие и информационно подкрепляющие его основной, содержательный текст.

Процесс подготовки и защиты реферата включает следующие этапы:

выбор темы;

составление плана;

изучение вопросов, намеченных в плане:

подбор литературы и ознакомление с ее содержанием;

подбор практического материала по теме реферата;

оформление реферата;

проверка реферата преподавателем и его оценка.

При получении отзыва на реферат студент обязан устранить содержащиеся в ней замечания и дополнить работу, в случае необходимости, теоретическими или практическими материалами. Каждый студент устно защищает реферат тому преподавателю, который его проверял. Во время защиты студент кратко излагает важнейшие положения работы и выводы, к которым он пришел. Затем он отвечает на вопросы, поставленные в рецензии или задаваемые преподавателем устно. По результатам защиты в рецензии проставляется окончательная оценка реферата.

Реферат должен быть выполнен на компьютере. Общий объем реферата (не считая приложений) должен составлять не менее 30 листов формата А4 (210x297 мм), шрифт - Times New Roman, 14 , межстрочный интервал одинарный. Поля; верхнее — 2 см, нижнее -2 см, левое - 2,5 см, правое - 1,5 см.

На последней странице работы ставятся подпись студента и дата.

Эссе (фр. essai), относится «к жанру публицистики (критики), представляющий общее или предварительное соображение по какому-либо поводу или о каком-либо предмете».

Как и реферат, является одной из форм самостоятельной работы студента, относится к разновидности письменных работ, выполненных студентом по раскрытию конкретного теоретического вопроса изучаемого курса, или отражающее мнение студента на тот или иной дискуссионный вопрос, поясняющий практическую ситуацию, тот или иной пример из реальной практики. Требования к объему не ограничены, но должны быть достаточными для раскрытия существа рассматриваемого вопроса.

Оформляется эссе, как и реферат, на компьютере. По оформлению это менее за формализованный документ, имеющий титульный лист, аналогичный автореферату, изложение вопроса по существу и список источников, положенных в основу его написания.

Наши рекомендации