Краткая организационно-экономическая характеристика организации технического сервиса
ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» введен в эксплуатацию 30 сентября 1966 года. На то время главная задача завода состояла в организации ремонта двигателей к тракторам Минского тракторного завода и Харьковского тракторного завода. Первой продукцией завода стали капитально отремонтированные дизельные двигатели Д–36, Д–48, Д–54, а в 1971 – 1975 гг. завод освоил ремонт двигателей новых модификаций Минского моторного завода Д–50, Д–50Л, устанавливаемых на тракторы МТЗ и приступил к освоению других видов ремонта. Переход на рыночные отношения в сфере экономики потребовал от коллектива предприятия более детального изучения рынка, его потребности в продукции и возможностей завода по организации выпуска нетрадиционных видов товаров и услуг. Таким образом, завод вышел на производство водокольцевых насосов и насосных станций для доильных установок, производимых в Республике Беларусь. Освоены технологии ремонта двигателей американских компании «Детройт». ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» создано решением Гомельского областного исполнительного комитета 29 декабря 2003 г. №913 путем преобразования КУП «Гомельский мотороремонтный завод «Облагропромтехника». ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» коммерческое предприятие, форма собственности хозяйственное общество с долей государственной собственности в уставном фонде 99,2%. Более 10 лет являясь единственным в Республике производителем вакуумных водокольцевых насосов, завод вышел на новый уровень и прошел в 2009 г. аттестацию по внедрению системы качества ИСО 9001 на производство насосных вакуумных станций и агрегатов индивидуального доения. Это позволило предприятию получить заслуженные награды – вакуумная станция СН-60А стала лауреатом конкурса «Товар года 2008 РБ», а в 2009 г. лауреатом конкурса «Товар года 2009 РБ» удостоены агрегаты индивидуального доения АИД-1 «Алеся». Продолжая развивать линейку новой продукции в апреле 2010 г. наш завод предложил потребителям мотопомпы, автономные электростанции и агрегат индивидуального доения АИД-1 А «Алеся», выпускаемые на базе уже освоенных бензиновых и дизельных двигателей. Сегодня предприятие продолжает развиваться, осваивать производство новой техники, совершенствовать технологии, расширяя географию поставок. Основной целью деятельности ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» является наращивание объемов производства, увеличение объемов реализации и рентабельности реализованной продукции за счет снижения затрат, повышения качества продукции, расширение ассортимента товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения потребительского спроса, увеличение экспортного потенциала и на базе этого получение наибольшей прибыли и доходов. Уставный фонд предприятия составляет 4 373 935 200 руб., он поделен на 1214982 простых именных акций номинальной стоимостью 3600 руб. за одну акцию. Акции представим в таблице 2.1.
Акционер | Количество акций, штук | Удельный вес, % |
Юридические лица | 99,09 | |
в т.ч. облисполком | 99,09 | |
Физические лица | 0,91 | |
в т.ч. члены трудового коллектива | 0,6 |
Таблица 2.1 – Акционеры ОАО «Гомельский мотороремонтный завод»
Согласно уставу, органами управления ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» являются: общее собрание акционеров, наблюдательный совет и директор. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия. Организационная структура, представленная в Приложении А, по основным характеристикам относится к линейно-функциональному типу. При линейно-функциональной структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, планов, программ помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Руководителем ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» является директор. В компетенции директора находится решение таких вопросов, как:
- финансово-экономическое положение завода;
- перспективы развития;
- подбор и расстановка кадров.
Система управления заводом строится на принципах сочетания единоначалия и делегирования полномочий сверху вниз. К высшему уровню руководства относятся:
- заместитель директора;
- главный инженер;
- главный бухгалтер;
- начальник планово-экономического отдела;
- начальник отдела технического контроля;
- начальник отдела материально-технического снабжения;
- начальник технологического отдела.
Основными задачами высшего уровня руководства являются:
- определение общей цели деятельности предприятия и путей её достижения;
- разработка стратегии и планирование работы;
- определение основных направлений развития и концепции маркетинга;
- формирование производственной и маркетинговой политики;
- управление финансами;
- контроль за выполнением решений.
Управленческие решения принимаются каждым руководителем в пределах своей компетенции в рамках представленных полномочий. Все полномочия, права, ответственность и компетенция работников определяется должностными инструкциями.
На сегодняшний день завод обеспечен кадрами необходимой квалификации и с достаточным опытом работы.
Основным видом деятельности ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» является производство сельскохозяйственных машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства, предоставление услуг агропромышленным предприятиям области по проведению ремонта сельскохозяйственной техники, узлов и агрегатов.
Предприятие предлагает широкий спектр современной продукции, такой как:
- Индивидуальные доильные аппараты;
- Мотокосы;
- Мотопомпы – автономный, передвижной насос на базе двигателя внутреннего сгорания различной мощности, предназначенный для перекачки воды или другой жидкости;
- Малогабаритные одноцилиндровые 4-тактные двигатели;
- Насосные вакуумные станции СН-60А и СН-120. Используются для создания вакуумметрического в системах машинного доения коров, а также в других отраслях народного хозяйства, процессы которых требуют создание вакуумметрического давления.
Вакуумные насосы ВВН-70А, ВВН-70, ВВН-6, вакуумные насосные станции СН-60, СН-120, СНД-60 ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» занимают до 30% соответствующего сегмента рынка Республики Беларусь и до 5% соответствующего сегмента рынка России.
Основным потребителем водокольцевых насосов и насосных станций в Гомельской области выступает ОАО «Гомельагропромкомплект» – производитель доильных установок в Республике Беларусь и производители сельскохозяйственной продукции, осуществляющие модернизацию доильного оборудования на всей территории страны.
Агрегаты индивидуального доения АИД-1 «Алеся» занимают до 70% соответствующего сегмента рынка Республики Беларусь и до 10% соответствующего сегмента рынка России.
Мотокосы МК-1, МК-2, реализуемые предприятием, занимают до 5% внутреннего рынка мотокос. Для увеличения доли рынка необходимо улучшить технические характеристики мотокосы, а именно оснастить мотокосу антивибрационной системой, системой облегченного запуска и более надежным стартером. Реализация данных мероприятий позволит увеличить объем продаж мотокос на 25-30%.
Малолитражные двигатели, мотопомпы, бензогенераторы занимают 5 % соответствующего сегмента рынка Беларуси.
Учитывая суровые и продолжительные зимы на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, перспективным направлением является также производство малогабаритных снегоуборочников, предназначенных как для использования в ЖКХ, так и на предприятиях и частных подворьях. При условии приемлемого соотношения цены и качества данной продукции возможна реализация 1000 и более единиц данной продукции ежегодно.
Основными конкурентами ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» в Республике Беларусь на рынке ремонта двигателей являются Могилевский, Витебский, Слонимский, Березовский мотороремонтные заводы по ремонту двигателей Д-260, Д-240.
Однако предприятие не ограничивается регионом Гомельской области. Активно ведется работа по освоению рынка ремонта двигателей в Минской и Могилевской областях.