Производственной деятельности и в конкурентной борьбе 9 страница
Наличие сквозной грузовой единицы «за пломбой отправителя» позволяет свести приемку товаров лишь к приемке их по числу грузовых мест без вторичной приемки по количеству и приемки по качеству.
На выбор склада и его оборудования влияют транспортная характеристика грузов, величина и характер грузопотока, срок и условия хранения грузов, вид подвижного состава, обслуживающего склад, равномерность прибытия и отправления грузов, размеры прямой перегрузки, размеры капитальных вложений, эксплуатационные расходы, наличие подъездных путей и др. При создании складов надо учитывать и анализировать все перечисленные выше факторы.
Целесообразная организация и необходимое оборудование склада зависят от объема и характера перерабатываемого груза. Обследования показывают, что более двух третей перерабатываемых на складах грузов поступают на деревянных поддонах-паллетах. Основная часть этих паллет имеет размер 1200x800 мм. Чаще всего груз, пришедший на паллетах, хранят в один или два яруса, если характер груза позволяет ставить их один на другой. При этом не используется весь объем склада, затруднен доступ к нужному грузу и поиск необходимой паллеты, сложно организовать учет хранимого груза. С целью рационального использования складских помещений, снижения затрат и осуществления компьютерного учета товара желательно использовать специальные стеллажи для хранения груза на поддонах. Так, при использовании полочных стеллажей серии СР-10, можно размещать поддоны в четыре яруса и вместо 280 хранить 720 паллет, а при использовании стеллажей серии СР-20 (набивных или проходных) объем хранения груза составит 1300-1400 паллет. Возможно хранение штучного груза в том виде, в котором он приходит, установив на стеллажи настилы. Обычно нижние уровни до высоты трех метров используются для хранения штучных грузов, а выше хранятся паллеты с грузом. В таких случаях каждой ячейке присваивается номер, и работник, комплектующий товар для клиента (заказчика), получит распечатку, в которой указывается номер ячейки, вид и количество товара в ней, что снижает трудоемкость складских операций и ускоряет подбор товара. Стеллажи серии СР-20, так называемые «проходные», «набивные» или «глубокого складирования», применяются для хранения груза на паллетах, когда номенклатура груза небольшая
и по каждой номенклатуре имеется достаточное число паллет. Тогда в каждой секции хранится груз только одной номенклатуры.
Техническое оснащение склада зависит от грузооборота, габаритных размеров помещения, характера груза и целесообразного (желательного) уровня механизации. В настоящее время большинство грузов, поступающих на склад, доставляется автомобильным транспортом и им же, как правило, вывозится. Поэтому склады должны быть оборудованы специальными эстакадами, что особенно важно при достаточно большом грузообороте, так как в этом случае резко уменьшается трудоемкость грузопереработки и экономится время. Эстакада должна иметь навес. В связи с тем, что уровень пола кузова автомобилей колеблется от 1050 до 1600 мм, целесообразно применять специальные разгрузочные платформы в виде консольного поворотного моста с опорой на задний край пола кузова автомобиля.
Все оборудование, применяемое на складе, можно разделить на три большие группы: оборудование для погрузочно-разгрузочных работ; оборудование для внутрискладского перемещения и хранения грузов и оборудование для учета и контроля.
Для выгрузки используются ручные гидравлические тележки и погрузчики (электро- или дизельные). Применяется вагонный вариант погрузчика с низкой высотой, когда он может въехать в кузов автомобиля. Высота такого погрузчика находится в пределах двух метров с подъемом груза на высоту не более трех метров. Также погрузчики выгружают груз из автомобиля и подают его на накопительную площадку склада. При небольшом товарообороте или невозможности строительства эстакады можно использовать подъемные столы. В этом случае автомобиль подъезжает к столу, который поднимается на уровень борта и ручной тележкой паллета с грузом подается на этот стол. Затем стол опускается в крайнее нижнее положение, и тележкой груз транспортируется на накопительную площадку склада.
Наиболее широко используемыми и применяемыми механизмами для работ внутри склада являются гидравлические тележки с подъемными вилами. Они предназначены для ручного перемещения груза на поддонах как внутри склада, так и для разгрузки автомобилей. Грузоподъемность их колеблется от 1 до 2,5 тонн. Принцип их действия основан на подъеме с помощью ручного гидравлического привода поддона на высоту от 80 до 200 мм с последующим перемещением груза в приподнятом на эту высоту положении.
При большом грузообороте и необходимости перемещения поддонов с грузом на сравнительно большие расстояния по территории склада, а также для погрузки и разгрузки автомобилей могут использоваться так называемые электропогрузчики поддонов. Они оснащены электрическим узлом подъема и ходовым двигателем постоянного тока. Грузоподъемность их от 1,6 до 3 тонн. Питание осуществляется от аккумуляторных батарей, а скорость при перемещении с водителем от 6 до 16 км/ч. Другой широко распространенной техникой на складах являются различные погрузчики, а именно: электрические, дизельные, карбюраторные и газовые. На складах, где хранятся продукты питания или медикаменты, по санитарным нормам недопустимы никакие другие погрузчики, кроме электрических. Номинальная высота подъема у погрузчиков -3000-3300 мм, а по специальному заказу - до 6,5 метров. Скорость перемещения с грузом - 9-15 км/ч.
Выбор техники, используемой на складе, зависит от: грузооборота; размеров склада, особенно высоты; желания полностью автоматизировать складские работы. В полностью автоматизированных комплексах используются специальные штабелеры. Их целесообразно применять при достаточно высоких грузопереработках, так как они позволяют располагать стеллажи с малыми величинами проходов. Высота склада в таких случаях должна быть не менее 8-10 метров, а распределение грузов по ячейкам и управление складскими процессами - компьютеризировано.
Применяются принципиально различные два вида штабелеров: стеллажные и мостовые краны-штабелеры. Стеллажные штабелеры обычно обслуживают только один пролет склада в автоматическом режиме и двигаются по специальным опорным направляющим, расположенным на полу и на стеллажах. Мостовые же краны-штабелеры устанавливаются либо на подкрановые балки склада, либо на крайние стеллажи и обслуживают всю ширину пролета склада. Они менее производительны, но могут использоваться и на обычных складах. Используются модификации как с автоматическим, так и ручным управлением (когда управление осуществляется из кабины). Аналогами описанных видов являются колесные штабелеры, которые применяются на неавтоматизированных складах разного объема грузопереработки. В небольших складах используются ручные штабелеры с гидравлическим или плунжерным приводом. Более совершенными являются штабе-
леры с электрогидравлическим приводом подъема груза до 1000 кг и ручным передвижением. Следующими по сложности среди используемых штабелеров выступают штабелеры с электрогидравлическим приводом передвижения с сопровождением (оператор идет рядом). Грузоподъемность их в основном 1000 кг, а высота подъема до 4,8 м. Наиболее совершенными являются мощные штабелеры грузоподъемностью 2-3 тонны и высотой подъема груза до 10-12 метров. Водитель такого штабелера сидит или стоит на нем. Они имеют продольное выдвижение вил за счет чего появляется возможность обработки груза в узких проходах склада с гораздо большими, чем у электрических погрузчиков, скоростями.
Современный эффективный склад - это предприятие, на котором грузы должны находиться в постоянном движении. Такие склады еще называют «живыми складами», подчеркивая тем самым приоритет движения товарно-материальных потоков, а не содержание запасов. Поэтому, главное в складском хозяйстве сегодня - это грузопереработка.
Термин грузопереработка (Materials Handled) заимствован из-за рубежа и довольно трудно поддается точному определению. Мы же под грузопереработкой будем понимать совокупность всех складских операций, которым подвергаются грузы и учитывать то обстоятельство, что грузопереработка всегда связана с движением и перемещением на короткие расстояния определенного количества различных товарно-материально потоков.
Материальные потоки, проходящие через склад, претерпевают серьезные изменения. Во-первых, это вызвано тем обстоятельством, что партии товаров, поступающие на склад, как правило, крупнее тех, которые требуются для отправки со склада. Во-вторых, зачастую потребителям требуется в партии отправить различные виды товаров, то есть необходимо укомплектовать отправку (подобрать товары в строгом соответствии с требованиями заказчика). В связи с этим главная задача грузопереработки - разукрупнение поступающих на склад партий и комплектация (подборка) отправок. Чтобы решить эту задачу, необходимо выполнить все операции внутрискладского технологического процесса. Несмотря на то, что функции различных складов могут существенно отличаться друг от друга (соответственно будет отличаться и набор операций, входящих во внутрискладской технологический процесс), основной комплекс складских операций, связанных с грузопереработкой, мо-
жет быть представлен в следующем виде: разгрузка транспортных средств и приемка грузов; перемещение товаров внутри склада (размещение на хранение и подборка); отправка грузов потребителям (проверка подготовленных к отправке товаров и погрузка транспортных средств).
Для эффективного выполнения перечисленных операций системы грузопереработки должны функционировать так, чтобы:
а) обеспечивалась максимальная непрерывность материального
потока;
б) большая часть складского оборудования предназначалась для
перемещения товаров, а не для их хранения, была унифицирована,
стандартизирована и максимально загружена;
в) груз преимущественно перемещался бы под действием силы
тяжести (собственной массы);
г) соотношение собственной массы погрузочно-разгрузочных
средств (ПРС) и их грузоподъемности стремилось к минимуму
(другими словами ПРС должны иметь максимальную полезную на
грузку).
Продуктивная работа склада напрямую зависит от используемого оборудования, степени оснащения им всех операций технологического процесса и системы управления этими операциями.
В настоящее время повсеместно происходит существенный рост грузовых потоков, что требует наличия соответствующих этим грузопотокам складов для приема и переработки грузов. Появилось большое число оптовых торговых компаний и фирм, строятся оптовые рынки в различных регионах страны, возникли новые таможенные терминалы. Однако, как показало обследование большого числа таких объектов, складские помещения выбираются не с учетом характера перерабатываемого груза, а на основе стоимости арендной платы, зачастую используются специфические помещения бывших плодоовощных баз и строительство новых помещений ведется по проектам, не соответствующим основам организации складского хозяйства. Эффективное функционирование складского хозяйства предполагает решение ряда задач, основные из которых следующие.
Во-первых, компания должна решить для себя - иметь ли собственный склад (строить или приобретать) или пользоваться услугами имеющихся складов общего пользования. Основным критерием в пользу собственного склада компании (фирмы) может вы-
ступать стабильно высокий оборот продукции. На собственном складе легче поддерживать и соблюдать специфические условия хранения, осуществлять контроль за продукцией и корректировать стратегию сбыта.
Рис. 9.3. Характер изменения логистических издержек в зависимости от количества складов |
Во-вторых, нужно установить число складов, а также конфигурацию и размещение складской сети. Малые и средние предприятия, как правило, имеют один склад. Крупные компании могут использовать централизованный вариант с наличием одного крупного склада (регионального распределительного центра) и децентрализованный - с рассредоточением равновеликих складов в различных секторах (регионах) сбыта. Размещение складов на территории и их число зависит от величин грузопотоков и их организации, спроса на конкретный вид продукции, концентрации потребителей в регионе и их относительном расположении к поставщикам и т. д. Задача формирования складской сети является оптимизационной. Так при увеличении числа складов в системе уменьшаются расходы на транспортировку, равно как и упущенная выгода от реализации продукции. Хотя одновременно происходит увеличение стоимости запасов и расходов на хранение (рис. 9.3).
Транспортные издержки уменьшаются пропорционально увеличению объема перевозимого груза. Рост числа складов сказывается на уменьшении расстояния доставки и сокращении расходов на транспортировку. Затраты на эксплуатацию складов при хранении грузов увеличиваются пропорционально их числу, равно как и затраты на запас. Оптимальное (рациональное) число складов соответствует минимуму общих затрат.
В-третьих, необходимо определить размер склада и его расположение. Тип склада определяется свойствами и характеристиками хранимых товарно-материальных ценностей (открытые площадки с навесом и без него, крытые неотапливаемые и отапливаемые помещения, специально оборудованные помещения для хранения специфических грузов и т. д.). Емкость склада (его размеры) зависят от величин грузопотоков и суточного объема грузопереработки. Точность расчета складского пространства определяется правильностью прогноза спроса на хранимую продукцию склада.
Место расположения склада должно соответствовать такому варианту, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшее содержание склада и транспортных затрат по доставке и отправке грузов.
В-четвертых, необходимо выбрать приемлемую систему складирования. Технологический процесс современного склада весьма сложен, и его условно можно разделить на три части: операции, направленные на управление и координацию службы закупок; операции, непосредственно связанные с грузопереработкой, хранением, контролем и оформлением документации; операции, направленные на координацию службы продаж (рис. 9.4).
Применяемая система складирования, прежде всего, должна быть экономически оправданной. Экономический успех обеспечивается, если планирование и реализация складской системы строятся и, в первую очередь, связаны с интересами всей компании (фирмы) в целом. В конечном счете основным критерием выбираемой общей концепцией системы складирования должна быть минимизация общих логистических издержек деятельности фирмы.
Выбор рациональной системы складирования целесообразно проводить в следующем порядке:
установить место склада в логистической цепи и его функции; определить общую направленность технической оснащенности (механизированная, автоматизированная, автоматическая);
Рис. 9.4. Схема технологического процесса на складе
определиться с концепцией, которой будет подчинена разработка системы складирования;
выбрать необходимые элементы складских подсистем;
составить комбинации выбранных элементов всех подсистем;
осуществить предварительный перебор приемлемых вариантов из всех технически возможных;
провести технико-экономическую оценку приемлемых вариантов;
осуществить выбор оптимального (рационального, приемлемого) варианта.
Выбор элементов складских подсистем, перебор приемлемых вариантов с выходом на оптимальный с точки зрения выбранного критерия производится с помощью разработанных программ для ЭВМ.
Принятая система складирования приводит к решению одной из следующих задач:
строительство нового склада;
расширение или реконструкция действующего;
дооснащение и переоснащение имеющегося склада;
рационализация технологических решений действующего склада.
Решение этих задач накладывает отпечатки на дальнейшую корректировку принятой системы складирования. Оптимальная система складирования должна обеспечивать минимальное число операций по переработке груза, что, в свою очередь, предполагает оптимальный вид и размер товароносителя. Основной критерий правильности выбора товароносителя - отсутствие возврата грузовой единицы из зоны комплектации в зону хранения при формировании заказа.
Большое значение при выборе системы складирования придается эффективному использованию складского объема как по площади, так и по высоте. Размещение технологического оборудования должно обеспечивать максимальное использование площади и высоты склада. Зачастую оптимальный вариант системы складирования выбирается по двум критериям: показателю эффективности использования складской площади и объема; по показателю общих затрат на тонну перерабатываемого товара.
Коэффициенты полезно используемой площади Ks и объема Kv соответственно характеризуют насколько эффективно используется складское пространство при использовании конкретных видов оборудования:
(9.7)
где SГР - площадь, занимаемая при складировании, м2;
Sоб.ск - общая площадь склада, м2.
(9.8)
где Vrp - объем складирования груза, м3; Vоб.ск - общий объем склада, м ;
hrp - используемая высота складирования груза, м;
Sоб.ск - высота складского помещения, м.
Экономический показатель оценивает затраты на строительство сооружений, приобретение оборудования и их эксплуатацию.
Общие затраты (Зоб) на тонну перерабатываемого и хранимого товара определяются выражением:
(9.9)
где Э - текущие (эксплуатационные) затраты, руб./т;
К - единовременные затраты (капитальные вложения) руб./т; т]н h - нормативный коэффициент эффективности капитальных
вложений (h = 0,29). Эксплуатационные (текущие) затраты могут быть рассчитаны как
(9.10)
где А - затраты на амортизацию, эксплуатацию, ремонт зданий и оборудования склада, руб.;
п - оборачиваемость товара, п = 365/£хр (?хр - средняя продолжительность срока хранения в днях);
G - масса товара, размещенного на оборудовании склада.
Капитальные (единовременные) затраты определяются как
(9.11)
где Сзд - стоимость зданий и сооружений, руб.;
Ст - стоимость технического оснащения склада, руб. Оптимальный вариант соответствует максимальным значениям коэффициентов эффективности использования склада и минимальным общим затратам, а именно:
На практике такой вариант воплотить в жизнь очень тяжело и не всегда это технически и финансово осуществимо. В связи с этим целесообразно вести речь о рациональном, приемлемом варианте, более или менее приближенном к оптимальному, но реально осуществимом в конкретных условиях места и времени.
Однако для системного анализ эффективности работы складов обычно используют три группы показателей, отражающих:
интенсивность работы склада (грузооборот склада: общий по прибытию грузов и по их отправлению; удельный грузооборот склада; коэффициент неравномерности загрузки склада и ряд других);
эффективность использования складских помещений (вместимость склада; полезная площадь склада; грузонапряженность склада; коэффициенты: неравномерности загрузки склада; оборачивае-
мости грузов на складе; использования склада по площади и по вместимости);
финансово-экономическую ситуацию на складе (доходы и расходы склада; себестоимость хранения грузов; производительность труда персонала склада; коэффициент оборачиваемости запасов по стоимости и другие).
Характеристика и формулы для расчета некоторых из перечисленных показателей приведены в табл. 9.1.
Таблица 9.1