Изучение системного подхода к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях
Практическая работа №18
Политика качества как часть общей политики организации отражает принципы, цели и задачи в области качества. При этом управление качеством должно восприниматься как задача руководства, которая определяется политикой качества.
Значимость политики качества основывается на установленных руководством предприятия принципах. Такими принципами могут быть, например: удовлетворение требований потребителей строительной продукции, расширение рынка строительных услуг, завоевание доверия заказчиков, улучшение экономического положения организации и т.д.
Исходя из установленных принципов намечаются долго-, средне- и краткосрочные цели. Для достижения поставленных целей руководство разрабатывает стратегию, включающую в себя пути, способы и средства повышения качества строительно-монтажных работ.
Политика в области качества дает четкое представление об официальном отношении руководства организации к качеству и ориентирует весь коллектив на достижение поставленных целей, поэтому она должна быть доведена до сведения работников всех структурных подразделений организации. Руководству, в свою очередь, необходимо добиться, чтобы весь персонал организации понимал, внедрял и поддерживал политику качества. В то же время каждый работник должен не только принять и поддерживать политику руководства в области качества, но и выполнять ее положения в своей повседневной работе.
В соответствии с требованиями этой нормы стандарта политика в области качества должна быть документально оформлена.
Организация управления качеством на предприятии включает в себя:
- установление полномочий ответственности персонала;
- обеспечение предприятия необходимыми средствами и ресурсами для выполнения провозглашенной политики качества;
- назначение представителя руководства, уполномоченного обеспечивать функционирование системы качества.
Для вовлечения работников в коллективную деятельность по достижению поставленных целей и задач в области качества необходимо:
- установить ответственность персонала, руководящего, выполняющего и проверяющего работу, влияющую на качество строительной продукции;
- предоставить ответственному персоналу полномочия для принятия решений в отношении качества;
- установить порядок взаимодействия между всеми подразделениями.
При этом должна быть обеспечена организационная независимость тех сотрудников, которые, обладая определенными полномочиями, в соответствии со своим статусом в системе качества будут:
- проводить мероприятия, предупреждающие появление несоответствий и дефектов в процессе производства СМР и в готовой строительной продукции;
- осуществлять контроль за несоответствиями и дефектами до тех пор, пока они не будут устранены;
- выявлять и регистрировать все проблемы, связанные с качеством СМР и строительной продукции;
- обеспечивать выработку и принятие корректирующих мероприятий, направленных на решение проблем качества;
- осуществлять проверку выполнения предусмотренных и намеченных решений по проблемам качества.
Таким образом, это требование стандарта гарантирует вовлечение работников строительной организации в коллективную деятельность по достижению поставленных целей в области качества на базе четко сформулированных задач, обеспечению ответственности за их выполнение, полномочий в принятии решений и достижению установленных форм взаимодействия.
Необходимо выделить достаточные средства для выполнения провозглашенной политики качества, в том числе на обучение работников всех уровней и подразделений с целью привлечения к работе над системой управления качеством.
Выполнение этого требования стандарта направлено на создание необходимых условий для достижения целей политики качества в установленные сроки. Кроме того, необходимо определить требования к уровню компетенции, квалификации и подготовки персонала, а также к техническому и технологическому уровню строительного производства.
С учетом этих требований руководство должно предусмотреть выделение средств:
- на обучение и повышение квалификации персонала;
- приобретение недостающих средств контроля качества;
- совершенствование технологии строительного производства, отвечающей требуемому техническому уровню.
Руководство должно назначить представителя от администрации, который независимо от других выполняемых им до этого обязанностей будет иметь необходимые полномочия для выполнения задач в области качества. Являясь ответственным за разработку, внедрение и функционирование системы качества, представитель руководства:
- обеспечивает соответствие системы качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9002;
- представляет руководству отчеты о функционировании системы качества.
С назначением ответственного из числа руководящего состава служба качества организации автоматически становится независимой, способной эффективно влиять на деятельность в области качества и достижение поставленных целей.
Руководство должно периодически осуществлять анализ пригодности и эффективности системы качества.
Наличие периодической информации о системе качества создает у руководства уверенность, что намеченные цели в области качества достигаются или будут достигнуты в установленные сроки.
Анализ системы качества со стороны руководства дает возможность своевременно принять решения о корректировке политики качества, организационной структуры или технологии строительного производства.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9002 система качества должна быть документирована. Для этого необходимо осуществить разработку состава документации, используемой в системе качества.
Система качества должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствующее и непрерывное управление всеми видами деятельности, влияющими на качество строительной продукции.
Система качества должна быть ориентирована на проведение профилактических воздействий, помогающих избегать возникновения проблем и сохранять способность реагирования на возникающие отказы и их устранения.
Система качества должна предусматривать правильное обозначение, распространение, сбор и ведение всех документов по управлению качеством.
Система качества должна быть разработана и функционировать таким образом, чтобы обеспечивалась уверенность в следующем:
- система качества правильно понимается, применяется, получает необходимое обеспечение и обладает необходимой эффективностью;
- выполненные СМР действительно удовлетворяют требованиям потребителя;
- основное внимание уделяется предотвращению проблем, а не их решению после возникновения.
Разработка и внедрение системы качества включают в себя следующие этапы.
1. Обеспечение соответствия системы качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9002.
2. Подготовка соответствующей документации системы качества.
3. Подготовка планов и программ качества.
4. Внедрение системы качества, документации и планов качества.
5. Документация системы качества
Качество нельзя обеспечить случайными мерами, его достижение требует планового подхода. План качества представляет собой документ, содержащий действия по реализации требований к качеству.
В процессе планирования качества целесообразно уделить внимание определению потребности и порядку обеспечения ресурсами для достижения требуемого качества, обеспечению необходимого контроля качества СМР, идентификации нормативной документации, используемой в строительстве. При планировании качества необходимо учитывать квалификацию персонала, пригодность средств производства и контроля для удовлетворения предъявляемых потребителем требований к строительной продукции.
В документации системы качества отражается вся деятельность строительной организации:
- маркетинг и исследование рынка;
- материально-техническое снабжение;
- планирование и подготовка производства;
- производство строительно-монтажных работ;
- пусконаладочные работы;
- сдача в эксплуатацию;
- гарантийное обслуживание готовых строительных объектов.
Документация системы качества включает в себя внутренние и
внешние документы. Внешние документы – это государственные стандарты, правовые документы, отраслевая нормативная документация (СНиП, СН, СПТУ, справочники и т.д.). Внутренние документы включают в себя процедуры системы качества, технологические карты, инструкции, методики, чертежи и т.д.
Внутренние документы системы качества, в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9002, подразделяются:
- на документы по качеству, используемые в процессе производства и содержащие требования к строительной продукции;
- документы по доказательству качества СМР, содержащиеся в зарегистрированных в процессе производства значениях контролируемых признаков и параметров.
К документации и данным системы качества относятся: руководство по качеству; документированные процедуры системы качества; методологические, рабочие и контрольные инструкции; стандарты предприятия; должностные инструкции и др. Управление документацией и данными предупреждает отказы из-за использования некорректных, недействительных, устаревших документов и данных. Процедура управления документацией и данными включает в себя:
- порядок разработки документов системы качества;
- принятие и утверждение документов;
- порядок учета и хранения документов;
- периодический анализ каждого документа;
- порядок внесения изменений и пересмотра документов;
- своевременную отмену и изъятие устаревших документов.
В процессе возведения зданий и сооружений помимо головной организации (генподрядчика), выполняющей все основные работы и координирующей процесс строительства, принимает участие большое количество смежных организаций (субподрядчиков), выполняющих отдельные или специальные работы.
Под субподрядчиком в ИСО 9002 понимаются организации, поставляющие на стройку строительные материалы (предприятия строительной индустрии), оказывающие услуги (транспортные организации и тресты механизации) и выполняющие по субподряду строительные или монтажные работы (специализированные строительные и монтажные организации).
К выполнению контракта целесообразно допускать только тех субподрядчиков, которые привели доказательства своей способности выполнить поставленные перед ними требования к качеству работ, стоимости и срокам выполнения. Для этого строительной организации необходимо определить критерии качества для оценки субподрядчиков и разработать методы проверки качества СМР, выполненных субподрядчиками.
Работы, выполняемые субподрядчиками, оказывают непосредственное влияние на качество готовой строительной продукции, поэтому с каждым субподрядчиком должны быть установлены тесные рабочие контакты и система обратной связи.
Работа с субподрядчиками включает в себя:
- передачу необходимых исходных данных (проектно-сметной документации), требований заказчика и другой технической информации;
- согласованный подход к обеспечению качества строительной продукции;
- согласованные критерии и методы приемки и проверки СМР, выполненных субподрядчиками;
- положения, касающиеся решения спорных вопросов;
- процедуры и средства проведения входного контроля;
- регистрацию данных о качестве СМР, выполненных субподрядчиками.
Правильно организованная работа с субподрядчиками начинается с четкого определения требований к выполняемым ими СМР.
Строительные организации, как правило, имеют постоянных поставщиков и субподрядчиков со сложившимися деловыми отношениями. Тем не менее, устойчивость деятельности строительной организации во многом определяется способностью выбирать на рынке надежных поставщиков и субподрядчиков, опираясь не только на приемлемые цены, но и на качество, стабильность поставок и своевременность выполнения субподрядных работ.
Необходимо документировать возможные причины и критерии выбора того или иного субподрядчика и поставщика. Такими критериями могут быть:
- число дефектов по результатам входного контроля, связанные с ними убытки строительной организации;
- случаи несогласованных замен (например, одной марки бетона на другую);
- наличие системы качества;
- соблюдение сроков поставки или выполнения работ.
Строительная организация должна следить, чтобы поставляемые заказчиком проектно-сметная документация (ПСД), строительные материалы и технологическое оборудование, предназначенные для использования при строительстве объекта, отвечали установленным требованиям, так как в этом случае заказчик выступает не только как заказчик, но и как поставщик.
Качество строящегося объекта (готовой строительной продукции) зависит от проектных решений, поэтому необходимо, чтобы строительная организация проверяла соответствие ПСД строительным нормам, стандартам, техническим условиям и установленным требованиям по безопасности и согласовывала с заказчиком внесение необходимых изменений в ПСД. Этот вид деятельности должен регулироваться с помощью документированных процедур по идентификации, проверке и хранению проектно-сметной документации, поставляемой заказчиком.
Содержание отчёта
Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы
1. Принципы политики качества.
2. Организация управления качеством на предприятии.
3. Мероприятия по обеспечению достижения качества на строительном предприятии.
4. Требования к системе качества на предприятии.
5. Этапы разработки и внедрения системы качества.
6. Контроль за обеспечением качества со стороны субподрядчиков, поставщиков, заказчика.