Формирование идеологий и партийной системы
В конце XVIII – первой половине XIX в. происходит формирование классических идеологий, а на их базе политических партий, партийной системы, и как следствие, основ гражданского общества.
Рассмотрение первого вопроса нужно начать с объяснения происхождения самого термина «идеология». Он был образован из сочетания двух греческих слов: idea (прообраз, идея) и logos (слово, учение, наука).
Следовательно, идеология в буквальном значении этого слова – наука об идеях, и именно в таком смысле термин «идеология» ввел в научный оборот французский философ Антуан Дестют де Траси. В своей работе «Элементы идеологии» (1801-1815) он понимал под идеологией науку о закономерностях формирования идей, взглядов и представлений из человеческого чувственного опыта и одновременно систему объективных знаний об обществе, очищенных от всяких групповых интересов, предрассудков и суеверий. Дестют де Траси намеревался положить науку об идеях в основу развития постреволюционной Франции и покоренной наполеоновскими армиями Европы. Идеология должна была служить средством просвещения политиков, воспитания в людях гражданственности и патриотизма, содействовать укреплению политической стабильности в обществе. Поэтому французский ученый видел в идеологии не только научную теорию познания, но и систему научных знаний о политике, экономике, праве, морали, чем бросил вызов авторитету власти государства и церкви. По этой причине философское течение Дестюта де Траси в 1803 году было запрещено Наполеоном, а сам термин «идеология» приобрел уничижительный смысл.
Тем не менее, сами идеологии, причем, не единая общая, как предполагал де Траси, а именно разные идеологии формируются как раз к этому времени, и продолжают формироваться в течении XIX века.
ЛИБЕРАЛИЗМ
Либерализм – это самая старая мировая идеология. Классические философские работы, в которых впервые были изложены ключевые принципы либеральной идеологии, появились еще в конце XVII века. Их автором является английский философ Джон Локк. Он по праву считается первым настоящим либералом. В XVIII–XIX вв. идеи Локка были развиты очень многими мыслителями, но главным из них является второй отец классического либерализма – шотландский экономист Адам Смит.
Само происхождение слова «либерализм» (от латинского «libertas» – свобода) указывает нам на то,
что центральная идея либеральной философии, из которой она выводит многие другие принципы устройства общества и государства – право отдельного человека, индивида на свободу. Однако свобода – это не вседозволенность. Человек может распоряжаться своей жизнью, имуществом, иметь право самостоятельно решать, как ему жить только при условии, что он признает такие же права за другими людьми. Иными словами, человек не должен нарушать равные права других. Поэтому вторая важнейшая идея, обозначаемая термином «либерализм», – верховенство (господство) права. Государство должно признавать и гарантировать права человека и действовать не произвольно, а лишь на основе правового закона, перед которым все равны (правление законов, а не людей). Идея ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Тот либерализм, который возникает в XVIII-XIX веке называют классическим либерализмом.
В основе либеральных воззрений - философия индивидуализма и естественных прав человека.
КОНСЕРВАТИЗМ
Идеология консерватизма возникает в конце XVIII века как реакция части общества, прежде всего, аристократии, духовенства, верующих на попытки радикальных демократов и либералов сломать старый порядок, чтобы построить на его месте новое, более «совершенное» общество.
Слово «консерватизм» в переводе с латыни (conservare) буквально означает стремление к сохранению. При этом следует подчеркнуть, что консерваторы отнюдь не против любых перемен. Сохранять, по их мнению, следует лишь то, что прошло проверку временем и заслуживает бережного к себе отношения. Консерватизм возник как реакция на Французскую революцию. Э. Берк – классик и основатель консерватизма предостерегал своих соотечественников – англичан, от увлечения революционными идеями и преклонением перед примером Франции.
Главные ценности:
традиции
Сохранение традиций является необходимым условием воспроизводства нравственных ценностей, социальных институтов, поддержания преемственности и стабильности в обществе.
стабильность порядок
СОЦИАЛИЗМ
Истоки социалистической идеи можно увидеть уже в «идеальном государстве» Платона, практике первых христианских общин, в произведениях социалистов-утопистов XVI – начала XIX вв. Однако идеология социализма окончательно оформилась лишь к середине XIX века, став негативной реакцией на социально-экономическую модернизацию, развитие индустриального капитализма и либеральный индивидуализм.
Термин «социализм» ввел в 1834 году французский сенсимонист Пьер Леру, один из основателей христианского социализма. Он рассматривал социализм как некий средний путь между эгоистическим индивидуализмом и принудительным коллективизмом.
Многие интеллектуалы XVIII–XIX веков увидели средоточие всех социальных зол в институте частной собственности. Среди практических средств создания более совершенного и справедливого социально-экономического строя на первое место выступила отмена частной собственности и переход к той или иной форме общественной собственности на средства производства.
Другие важнейшие идеи:
Равентсво. Различные течения в социализме по-разному понимают социальное равенство: от грубо-уравнительного распределения по аскетическим потребностям («казарменный коммунизм») до распределения по потребностям «богатой индивидуальности» (коммунизм К.Маркса), от равенства результатов (советский социализм с его принципом распределения по труду, а фактически – по занимаемому в иерархической системе должностному статусу) до равенства социальных возможностей (социал-демократия).
Коллективизм. Приоритет интересов социальной общности, общего блага над правами и интересами личности рассматривается в качестве основного принципа организации общественной жизни.
Коллективистское и позитивное понимание свободы. Свобода предстает в социалистической идеологии в единстве трех основных измерений. Во-первых, под свободой понимается освобождение класса, трудящихся, народа от эксплуатации и угнетения. Во-вторых, свобода рассматривается также и в античном смысле, т.е. как возможность активного равноправного участия граждан в делах своего коллектива и общества в целом. В-третьих, свобода трактуется как обеспечение социальных условий для самореализации личности.
Распределительная и патерналистская трактовка идеи социальной справедливости. Социалисты видят смысл социальной справедливости как минимум в том, чтобы каждый человек имел право на средства к жизни, и это право должно быть одинаково для всех. Все люди должны иметь возможность работать, нормально жить, лечиться от болезней, обучать своих детей в школах, быть обеспеченными в старости. Поскольку же люди не равны по своим способностям и неодинаково успешны, а многие жизненные средства стоят больших денег, то реализовать данное требование может только государство и местная община, призванные посредством перераспределения продукта заботится о общем и частном благе.
Рациональная (научная) организация управления обществом. Социализм – это рационалистическая теория, согласно которой угнетенные социальные группы могут с помощью коллективного разума освободить себя и по заранее намеченному плану построить справедливое общество без богатых и бедных.
Социализму, как и либерализму, свойственен оптимистический взгляд на природу человека, которую можно улучшать, делая более благоприятной социальную среду его обитания. Социалисты полагают, что большинство человеческих пороков, пагубно влияющих на нравственное состояние общества (эгоизм, алчность, зависть, агрессивность), являются в первую очередь следствием порочности социальных условий и будут преодолены одновременно со сменой этих условий.
Из рационализма и оптимистической установки социалистов на природу человека вытекает их вера в неизбежность социального прогресса.
Первоначально социалистическая идея выступила в виде так называемого утопического
социализма (и, в том числе, коммунизма).
В XIX веке на формирование социалистической идеологии огромное влияние оказал марксизм – мировоззренческое учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса о социализме (коммунизме).
Однако в отличие от социалистов, они разработали наиболее радикальный, коммунистический проект будущего социалистического общества.
К концу века марксизм подчинил своему влиянию социализм и рабочее движение.
Одновременно, более умеренный социализм, соединяясь с идеями христианства и демократии дал миру новые течения в виде христианского социализма и социал-демократии.
ПАРТИИ
Идеологии – основа формирования партий.
Осознание группами своих интересов.
Вебер три этапа формирования партий.
Первыми формируются двухпартийные системы: Великобритании, США.
В конце XVII в. в Великобритании появляются виги и тори, которые по очереди доминируют в политической жизни страны вплоть до второй половины XIX в.
Но в 1860-е годы формируются классические политические партии – сначала либеральная, потом консервативная.
В США формирование партий вообще начинается на рубеже XVIII – XIX вв. Сначала вопрос о Конституции и объединении разделяет политическую элиту на федералистов и антифедералистов. Из последних и формируется партия демократических республиканцев (демократически-республиканская) партия (джефферонофских). В 1828 г. Они раскололись, возникли демократы и республиканцы.
В странах континентальной Европы формируется многопартийные системы. Во Франции с началом третьей республики появляются радикалы (в 1870-х гг), сначала левые, потом правеют. В начале XX в там возникают левые партии социалистов и коммунистов.