Рынок труда в России. Распределение и доходы. Неравенство и бедность. Преобразования в социальной сфере
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах:
- общественное разделение труда;
- мобильность рабочей силы;
- масштабы безработицы;
- динамика безработицы.
Рынок труда регулирует не только микро- и макроэкономические, но и социальные и социально – психологические, не всегда имеющие отношение к заработной плате факторы.
В реальной экономической жизни на динамику рынка труда действует целый ряд факторов:
- демографический (уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения, его половозрастная структура);
- степень экономической активности различных групп трудоспособного населения;
- иммиграция ( процесс иммиграции в страну увеличивает общее предложение рабочей силы на рынке труда и усиливает на нем конкуренцию. Процесс иммиграции регулируется специальным законодательством.);
- научно – технический прогресс.
Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.
Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы.
При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.
В переходный период показатели социального развития ухудшаются. Наиболее остро стоят проблемы обеспечения минимальных доходов, организация рынка труда, охраны здоровья. В условиях усиливающегося социального расслоения растет слой бедных. Для осуществления действенной и адекватной социальной политики необходимо иметь довольно полную информацию об экономическом и социальном положении населения.
Применяемые обычно в мировой практике показатели благосостоянияможно разбить на четыре группы.
1. Показатели дохода. Для оценки уровня жизни чаще всего используют индикаторы дохода, основанные на существующих данных о доходах и расходах. Измерение благосостояния путем использования показателей расходов на потребление можно часто встретить в многоцелевых обследованиях бедности; проведенных международными организациями в ряде стран.
2. Комбинированные индикаторы. Для расчета таких индикаторов используются статистические данные о доходах, грамотности, здоровье, питании, состоянии жилищного строительства, водоснабжении и санитарных условиях. Эти данные трудно сравнивать, поэтому создаются комбинированные индексы, что позволит представить уровень благосостояния в виде обобщающего показателя.
3. Индикаторы социального участия. Третий способ измерения благосостояния, получивший большую популярность у социологов, рассматривает благосостояние, по крайней мере, частично в качестве функции социальной интеграции. Показателем уровня жизни отдельно взятой семьи в данном, случае является способность данной семьи следовать принятым в каждом обществе определенным традициям, например: структура питания, получение и дарение подарков, участие в национальных праздниках, регулярность принятия определенных продуктов и т.д. Этот показатель трудно рассчитать для государства, так как для определения благосостояния государства, таким образом, требуется сложный комплекс социальных обследований.
5. Субъективные индикаторы. Метод субъективных показателей заключается в определении индивидом, кого считать бедным и каков уровень жизни бедного населения. После такого определения индивид должен описать свой собственный уровень жизни и соотнести его с описанным уровнем бедности.
Комбинированные методы измерения уровня жизни и благосостояния чаще используются не для измерения благосостояния отдельных индивидов, а государства. В ООН был предложен в качестве комбинированного показателя индекс качества жизни. В него входят такие основные показатели, как:
Неравенство и бедность- понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества- денег, власти, образования и престижа- между различными стратами, или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т. д.).
Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам, таким как деньги, власть и престиж. Сущность экономического неравенства в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства.
Решение задачи обеспечения долгосрочной конкурентоспособности России в определяющей степени связано с качеством человеческого потенциала страны. Роль образования в этом процессе трудно переоценить.
С одной стороны, абсолютно недопустимо утратить фундаментальный характер образования, но, с другой стороны, условия глобальной конкуренции требуют усиления его практической направленности.
Необходимо по-иному структурировать подготовку, резко повысить качество преподавания, точнее прогнозировать будущие запросы экономики, наладить постоянный диалог с организациями работодателей и другими структурами гражданского общества. Гражданское общество должно обеспечивать механизмы саморегуляции и самоконтроля.
Важную образовательную проблему, перерастающую уже в общесоциальную, составляет низкая доступность качественного образования для малоимущих. Сокращение общежитий, маленькие стипендии не позволяют детям из малообеспеченных семей получить качественное образование. В результате мы имеем тяжелую и глубокую проблему, причем с долгосрочными последствиями. Это никак не способствует решению задачи по преодолению бедности в стране.
Необходимо, чтобы получение высшего образования было обусловлено уровнем знаний.
Для того, чтобы выпускники вузов работали по специальности, сейчас обсуждается предложение о введении в сфере образования договорных отношений.
.