Рынок труда, распределение и доходы

Как известно, в современных условиях наиболее важным из всех рынков ресурсов выступает рынок-труда,имеющий дело с челове­ческим капиталом, инвестиции в который являются наиболее эф­фективными. Его формирование — необходимое условие перехода к рыночной экономике. Рынок труда в России зависит от общего экономического состояния страны. Все более острой в настоящее время становится проблема безработицы. Растет и скрытая безработица,т.е. количество людей, против своей воли находящихся в полностью или частично не оплачиваемом отпуске, переведен­ных на график неполной рабочей недели. Происходящие в России процессы в социально-экономической сфере приводят к углублению структурных диспропорций между спросом на труд и его предложением. В частности, специалистам с высшим и средним специальным образованием все труднее найти работу. В новых условиях отсутствует прямая связь между образо­ванием и устойчивостью положения работника. Высшее и среднее специальное образование, высокая квалификация не являются базисом социальной защищенности, не уберегают от безработицы (вс всех ее формах, включая скрытую и застойную), а, наоборот, в ряде случаев являются своего рода факторами риска. Высокая доля спе­циалистов в общей численности безработных — специфическа? черта вынужденной незанятости в России.. Этот процесс, к сожалению имеет кумулятивный характер, и численность нетрудоустроенно! молодежи возрастает год от года, ослабляя профессиональный по тенциал российской экономики и снижая качество жизни россиян Политика на рынке труда должна быть направлена на решен» ключевой проблемы — согласование негативных социальных по следствий высвобождения работников в процессе активной фазь структурной перестройки экономики. В этой связи необходима раз работка механизмов регулирования занятости в процессе санаци] и банкротства предприятий, мероприятий по предотвращению хро нической и застойной безработицы с учетом факторов мобильно сти рабочей силы и теневой занятости. Предстоит создать необхс димые организационно-финансовые механизмы переподготовк кадров, запуска общественных работ, создания рабочих мест в час! ном секторе для решения этих проблем. Следует обеспечить взве шенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, н допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствоват высвобождению лишней численности персонала в связи со стру* турной перестройкой экономики.Важную роль в переходной экономике России играет распредс ление доходов населения. Распределениеесть самостоятельна фаза общественного воспроизводства. Объектом распределения вь ступает фонд жизненных средств общества, воплощающий в сеЕ всю наличную массу предметов потребления и услуг. Под доходамипонимается сумма денежных средств и материальных благ, по­лученных в течение определенного периода времени. Различают номинальный и реальный доходы. Номинальныйдоход выража­ется в денежных единицах, а реальный — в благах, которые мож­но за них приобрести с учетом динамики цен.За период проведения в России реформ произошло значитель­ное по своим масштабам снижение реального уровня основных традиционных видов доходов населения: заработной платы, пен­сий, пособий и стипендий.. Социальная плата за реформирование оказалась недопусти­мо высокой, и возможности ее дальнейшего роста исчерпаны.Важнейшим признаком развитости рынка труда является опла­та труда, адекватная квалификации и образованию. В России рас­тущий разрыв в уровнях заработной платы по отраслям и профес­сиям сопровождался стиранием квалификационных различий в оплате труда. В особо уязвимом положении при этом оказались спе­циалисты, занятые в науке и научном обслуживании, здравоохра­нении, культуре и образовании, которые вместе с работниками обо­ронной промышленности, жителями сельской глубинки образова­ли многочисленную категорию «новых бедных». данные свидетельствуют о том, что для большш ства работающих в России заработная плата не выполняет ни во< производственной, ни стимулирующей функции.Для повышения эффективности распределительных отношени необходимо восстановление роли доходов от трудовой деятельш сти как основного источника денежных доходов населения и вая нейшего стимула трудовой активности работников.Преобразования в социальной сфереВ переходной экономике изменяются приоритеты и цели как в экономической, так и в социальной сфере,включающей такие от­расли, как образование, здравоохранение, культура и др. Цель со­циальных реформ в России состоит в постепенном переходе от пре­имущественно административно-распределительных к преимуще­ственно экономическим методам мобилизации и использования ресурсов для социальной сферы. В нерыночной системе, господ­ствовавшей в Советском Союзе, существовал единственный — го­сударственный канал мобилизации ресурсов для социальной сфе­ры, в основе распределения которых лежали принципы социально­го обеспечения. Социальная сфера здесь рассматривалась только как «затратная сфера». Для рыночной системы характерна трехка-нальная схема мобилизации средств для социальных нужд. При со­хранении элементов социального обеспечения преобладающее зна­чение имеют социальное страхование и платность социальных ус­луг, включая коммунальные и медицинские.Преобразования в переходной экономике имеют смысл только в том случае, если они направлены на процветание населения. При осуществлении экономических реформ государство должно оце­нивать их последствия для всего населения и проводить взвешен­ную реалистическую социальную политику.Социальная политика— это политика государства, направлен­ная прежде всего на осуществление определенных программ по­мощи малоимущим слоям населения. Она охватывает и такие сфе­ры, как образование, медицина, культура, оказание помощи много­детным, политика в области занятости. Именно в социальной политике наиболее глубоко и последовательно выражаются инте­ресы всех слоев населения.Социальная политика в России в последние годы осуществля­лась в условиях продолжавшегося экономического кризиса. Обо­стрение экономической ситуации оказывало негативное воздействие и на положение дел в социальной сфере. Для определения эффек­тивности социальной политики используются различные индика­торы. Как важнейший международный индикатор качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала,кото­рый рассчитывается на основе трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, изм< ряемого на базе реального ВВП на душу населения приоритетное значение имеет mhhi мальная заработная плата,выполняющая функцию важнейше социальной гарантии. Необходимо принять срочные меры к тому, чтоб в ближайшее время поднять уровень заработной платы до велич] ны прожиточного минимума,представляющего собой совоку] ность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и пре, назначенных для удовлетворения потребностей, которые общест! признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жи ни; при этом предполагается, что бедные имеют более или мен< нормальные жизненные условия. Следует учитывать, что офиц] ально утверждаемый в России уровень прожиточного минимун обеспечивает существование лишь на грани выживания. следуе приближение минимальной зарплаты к прожиточному минимуму -лишь первый шаг, за которым незамедлительно должны послед вать пересмотр методики определения этого минимума, приведение ее в соответствие с рекомендациями Международной органи­зации труда (MQT).Положение осложняется переводом бесплатных услуг в платные (это касается и таких насущных сфер, как здравоохранение, обра­зование, предоставление жилья и др.), а также опережающим рос­том тарифов на платные услуги. Наличие платежности услуг есте­ственно для переходной экономики, но при этом должен действо­вать принцип «сообщающихся сосудов»: уменьшение бесплатной части «социальной заработной платы» (т.е. объективно необходи­мых совокупных расходов общества на воспроизводство рабочей силы) должно сопровождаться соответствующим увеличением плат­ной ее части. На практике же данный принцип не действует.В этих условиях особенно в тяжелом положении оказываются граждане пенсионного возраста. В качестве первоочередных мер по повышению уровня жизни пенсионерсгв Правительством РФ предусматривается: обеспечить соответствие размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; осуществ­лять периодическую индексацию пенсий с учетом роста потреби­тельских цен; обеспечить своевременность выплаты пенсий. Од­новременно предполагается начать переход к трехуровневой пен­сионной системе, в которой:социальные пенсии первого уровня выплачиваются из бюджета темпенсионерам, которые не смогли сформировать пенсионные сбере­жения, достаточные для полного финансирования своей пенсии;обязательные трудовые пенсии второго уровня выплачиваютсяна основе персонифицированного учета обязательных пенсион­ных взносов граждан;пенсии третьего уровня формируются за счет добровольных от­числений граждан.На фоне общего ухудшения условий жизни и падения ее уровня на грани полного разрушения оказались практически все отрасли соци­альной сферы—образование, здравоохранение, культура, обществен­ный транспорт и др. Их хроническое недофинансирование, крайне низкий уровень заработной платы, материально-техническая необес­печенность привели к развалу многих предприятий и систем жизне­обеспечения, оттоку квалифицированных кадров. Поэтому проведе­ние реформ в социальной сфере должно'стать одним из важнейших направлений дельнейшего реформирования российской экономики.К числу основных задач Правительства РФ в этой сфере следу отнести:гарантию конституционных прав граждан в области труда, сдыха, социальной защиты населения, образования, охраны здровья; культуры, обеспечения жильем;достижение ощутимого улучшения материального положениеусловий жизни людей;обеспечение эффективной занятости населения, повышение iчества и конкурентоспособности рабочей силы;предотвращение застойной безработицы в процессе структурной перестройки экономики и создание новых рабочих мест;повышение эффективности расходования бюджетных средст]социальной сфере на основе ускорения реформирования со<ветствующих ее секторов;четкое разграничение полномочий и ответственности в реинии социальных вопросов на уровне Федерации и ее субъект*а также на местном уровне;переориентацию социальной политики на семью, обеспечение щи социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;нормализацию и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан в трудоспособном возрасте;существенное улучшение социальной инфраструктуры.В целом успешное проведение реформ в социальной сфере будет способствовать ускорению процесса формирования в Росс социально ориентированной экономики.





48. Структурные сдвиги в экономике.Россия начала рыночную реформу, имея «деформированную) структуру экономики, в которой преобладали отрасли тяжелой про мышленности. Эта структура формировалась не под влиянием пла тежеспособного спроса, как в рыночной экономике, а в условиях ко мандно-административной системы с преимущественным развита ем военно-промышленного комплекса и соответственно большш удельным весом военной продукции. Будучи «добывающим цехом: всего Советского Союза и выделяя значительную часть националь ного дохода на помощь другим республикам, Россия не могла обес печить необходимый экономический потенциал и уровень жизн] многим своим территориям. Так, в 1990 г. почти 40% промышленнс сти представляло собой добычу и переработку сырья, почти треть -машиностроение и металлообработку и лишь около четверти — прс изводство товаров потребительского назначения4. При этом безус ловно приоритетным выступало военное производство. Произво; -ству потребительских товаров, как и сфере оказания услуг населению, отводилась второстепенная роль. Подобное положение в эко­номике отражалось и на политике капиталовложений и техническо­го развития, которые осуществлялись за счет государства. Более 90% государственных производственных* капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс, и менее 10% — в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность5.Переход к рынку совпал в России с масштабным структурным кризисом. Происходившие в экономике структурные сдвиги в 1992 г. носили явно негативный характер. Резко, почти вдвое сократился удельный вес легкой и пищевой промышленности; вырос удель­ный вес топливно-энергетического комплекса. Сокращение на 65% производства военной продукции сопровождалось также падени­ем производства гражданской продукции на оборонных предприя­тиях существенно более быстрыми, чем средние, темпами. Наблю­далось снижение производства высокотехнологичной продукции во всех отраслях; оказание услуг населению сокращалось быстрее, чем производство потребительских товаров. Падала доля расходов на научные исследования и разработки; уменьшался удельный вес за­нятых в науке и научном обслуживании6.Первоначально жертвой либерализации цен, инфляционного шока оказались отрасли конечной переработки продукции, выходящие непосредственно на потребителя и натолкнувшиеся на сокративший­ся спрос населения. Отрасли, лишь косвенно связанные с конечным потреблением, имеющие более высокую степень монополизации производства и потому способные проводить ценовой диктат по от­ношению к отраслям — потребителям их продукции, оказались в относительно более благополучном положении. Однако уже в 1993 г. цепная реакция спада, наиболее сильно проявившегося в отраслях конечного производства, ограничила спрос с их стороны и тем са­мым усилила спад в отраслях промежуточного производства.В 1993 г. выросла интенсивность структурных сдвигов, они ста­ли осуществляться бо"лее быстрыми темпами, чем в 1992 г., но вряд ли их можно характеризовать как прогрессивные. Правда, в первой половине 1993 г. как реакция на инфляционную «накачку» эконо­мики в конце 1992 г. происходил некоторый рост удельного веса легкой и пищевой промышленности, но политика финансовой ста­билизации быстро свела эту тенденцию на нет. Одновременно с этим ускорение спада затронуло химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение. Те же самые тенденции в основном продолжались и в 1994-1996 п Спросовые ограничения, ударив по производству промежуточной про дукции (оборудование, конструкционные материалы), поставили по, удар производство топлива и сырья как вследствие невозможно cti закупать и оплачивать их в прежних объемах, так и вследствие физи ческого сокращения поставок в добывающие отрасли необходимы) для поддержания добычи средств производства. Во второй пол'овин< 90-х гг. положение изменилось. Улучшение конъюнктуры мировой рынка позволило несколько увеличить производство в сырьевых от раслях (химическая и металлургическая промышленность) и стаби лизировать производство нефти игаза.\/Вместе с тем можно отметить и определенные фундаменталь ные структурные изменения, которые заслуживают положительной оценки. Одним из них является наблюдающийся рост доли услуг i валовом внутреннем продукте страны. Другим важнейшим такого рода сдвигом следует считать резкое сокращение объемов и удельного веса в ВВП продукции военно-промышленного комплекса. К числу положительных изменений, которые могут считаться нео­братимыми, есть основания отнести также преобразования в раз­мерно-организационной структуре производстваНа противоположном полюсе идет интенсивный процесс само­организации российского капитала на базе интеграции промыш­ленных, финансовых, торговых и других предприятий. Она осно­вывается на деловых связях, договорах и отношениях собственно­сти и приводит к созданию адекватных рыночной экономикекрупных хозяйственных структур —г финансово-промышленныхгрупп(ФПГ). Уже в середине 90-х годов в России было официаль­но зарегистрировано 35 таких групп10. Развитие ФПГ, как ожидает­ся, будет способствовать значителёному укреплению инвестицион­ного потенциала российской экономики, осуществлению в ней про­грессивных структурных сдвигов, формированию рациональных хозяйственных связей, повышению конкурентоспособности отече­ственного производства.Направления государственной структурной политики.Структурная реформа российской экономики должна быть на­правлена на сокращение производства в неперспективных отрас­лях и инвестирование капиталов в перспективные отрасли. В связи с этим интересен опыт западных стран, в которых активная струк­турная перестройка происходила в 70-80-е гг. XX в., когда осуще­ствлялся переход к ресурсосберегающему, интенсивному типу раз­вития на базе широкого использования достижений научно-техни­ческого прогресса. Главную роль здесь играют отрасли с высокой технологией: производство компьютеров, авиакосмическая про­мышленность, производство информационных систем, электрони­ка, фармацевтика, автомобилестроение, производство пластмасс и др. Приоритетное развитие этих отраслей обусловлено тем, что на современном этапе мирохозяйственных отношений основой наци­ональной мощи является технологическая эффективность. Наряду с повышением удельного веса высокотехнологичных отраслей в развитых странах постоянно снижается доля в общем валовом вы­пуске продукции традиционных отраслей экономики — черной металлургии, нефтепереработки, металлообработки, текстильной промышленности и некоторых других. В Концепции долгосрочного развития рассматриваются два этапа структурной перестройки экономики. Первый этап (1991-1995 гг.) заключался в балансировке текущею спроса и предложения, при этом процесс балансировки происходил основном за счет свертывания «излишнего» предложения товарет Следующим становится этап изменения структуры производственное аппарата, основного капитала. Он включал два процесса — пассивны] и активный. В пассивном процессе происходит свертывание мощно стей по производству продукции, не востребованной рынком, и он яв ляется прямым следствием текущей балансировки спроса и предлс жения. Второй, активный процесс (который может происходить однс временно с первым) предполагал наращивание мощностей п производству конкурентоспособной продукции, производимой ранее и создание мощностей для выпуска новой продукции.В Концепции среднесрочной программы структурная пере стройка экономикиопределялась как сочетание процессов свер тывания и ликвидации старых неэффективных, не удовлетворяю щих требованиям рыночной экономики производств и опережай: щего развития современных эффективных и конкурентоспособны производств и видов деятельности; предполагается, что положи тельный эффект второго процесса компенсирует негативные пс следствия первого, что и обеспечит переход к экономическом росту.Финансовый кризис 1998 г. показал недостаточную эффектиЕ ность проводившейся в 90-х гг. политики структурной перестрой ки экономики. В 2000-2001 гг. правительством страны была вырс ботана обновленная и более обоснованная политика структурно перестройки экономики.Современная государственная структурная политика, Hanpaeflet ная на перестройку всего производственного потенциала странь включает конверсию оборонных отраслей промышленности; зг крытие или постепенное перепрофилирование устаревших либо не эффективных производств, и не только в энергосырьевых отрас лях, но и в металлургии, машиностроении, химии, строительно! лесоперерабатывающей индустрии; повсеместное форсированн энергосберегающих технологий; резкое сокращение экологическ вредных производств. Всесторонняя структурная перестройка рос сийской экономики является необходимым условием достижени макроэкономической сбалансированности. В случае успешной с реализации Россия в ближайшей перспективе будет иметь во мне гом здоровую современную экономику, способную к устойчивом экономическому росту без крупных потрясений и связанных с ним падений производства. Формирование открытой экономики.Переход к рынку в России предполагает формирование откры­той экономики— экономики с высокой степенью вовлеченности в мировые хозяйственные связи, в международные экономические отношения. В отличие от автаркии— экономической политики государства, ведущей к обособлению национального хозяйства, ко­торое способно разорить экономику любой страны — открытая эко­номика характеризуется отсутствием внешнеэкономических барь­еров на пути международного обмена товарами, услугами, рабочей силой, капиталами, технологиями. Поэтому важной составной час­тью экономической политики, осуществляемой в России, являются глубокие преобразования во внешнеэкономической сфере, направ­ленные на формирование открытой экономики.Россия унаследовала от Советского Союза около 60% экономичес­кого потенциала и примерно 70% его внешнеэкономических связей'. Внешнеэкономические связи принадлежат к числу секторов экономи­ки России, в которых переход к рыночным механизмам утвердился в первую очередь. Необходимым условием формирования открытой экономи является вовлечение России в мировое хозяйство. Набирающая си интернационализация производства порождает в мировом хоз* стве новые организационные формы, которые позволяют прео; леть препятствия, создаваемые государственными границами. Ва нейшей из таких форм стала международная экономическ интеграция— высшая на современном этапе ступень интерна! онализации хозяйственной жизни. Она представляет собой проце хозяйственно-политического объединения стран на основе раз* тия глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда меж национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводстве ных структур на различных уровнях и в различных формах.

На микроуровне рассматриваемый процесс идет через взаил действие отдельных хозяйственных субъектов — предприят! фирм близлежащих стран — путем формирования системы эюм мических соглашений между ними, создания филиалов за грар цей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на < нове формирования экономических объединений государств и < гласования национальных политик.

Россия постепенно интегрируется в мировую экономику. Oi бое значение имеет развитие торгово-экономических отношени Европейским союзом, который является главным торговым па нером России в дальнем зарубежье. Определенный геоэкономически'й интерес представляют для России еще две группы стран. На западе — находящиеся в Цент­ральной и Восточной Европе, с ними Россию все еще связывают узы, сложившиеся за 40 лет сотрудничества в прекратившем суще­ствование Совете экономический взаимопомощи (СЭВ) — между­народной организации социалистических стран. На востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который в на­ступившем столетии, возможно, будет играть решающую роль в ми­ровой экономике, начинает формироваться самая обширная в мире зона свободной торговли, создание которой намечается к 2010 г. Ее участниками станут государства — члены Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (ОАТЭС); в их числе Австралия, Канада, Китай, США, Тайвань, Южная Корея и Япония. Россия присоединилась к ОАТЭС в 1997 г.

Приоритетным для России является экономическое и полити­ческое сотрудничество со странами СНГ. В январе 1995 г. было под­писано соглашение о тройственном Таможенном союземежду Рос­сией, Казахстаном и Белоруссией. Договор об углублении интегра­ции в экономической и гуманитарной областях предусматривает условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между странами, образование таможенного платежного, межбан­ковского и транспортно-энергетического союза.

Соглашением предусмотрена отмена тарифных и количествен­ных ограничений во внешней торговле; второй этап предусматри­вает создание единого таможенного тарифа по отношению к треть­им странамKyрc_Ha_OTKpытую экономику позволит России за счет участия б международном разделении труда обеспечить рост экономической эффективности национального производства. Однако путь к откры­той экономике, как показывает экономическое развитие промыщленно развитых стран, должен быть постепенным при активной участии государства. В геоэкономическом отношении Россия, ви­димо, может в будущем стать одним из мировых экономически? центров, связывающих США, объединенную Европу, Китай, Японию. Многие бывшие советские республики, прежде всего Украина, Белоруссия и Казахстан, будут тяготеть к России в большей сте пени, чем к другим странам.

Курс на открытую экономику требует от России дальнейшей либерализации внешнеэкономических связей, приведения средст] их регулирования в соответствие с правилами Всемирной торговое организации (ВТО).

Наши рекомендации