Линейная организационная структура

Вариант 14

Виды организационных структур управления: адаптивные и иерархические

Понятие организационной структуры.

Термин «организационная структура» определяет двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения. Рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями: вверх – вниз и поперек, так как мы оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности.

Последствия неправильного выбора организационных структур:

- между отдельными частями организаций такого рода возникает не сотрудничество, а конкуренция (внутри организаций существует более сильная конкуренция, чем между организациями, и эта внутренняя конкуренция приобретает значительно менее этичные формы);

- обычный способ представления структуры организаций серьезно затрудняет определение задач отдельных подразделений и измерение соответствующих показателей качества работы вследствие большой взаимозависимости подразделений, объединенных подобным образом;

- могут возникать организации, сопротивляющихся изменениям, особенно изменениям их структуры, в крайней форме они перерождаются в негибкие бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации;

- представление организационной структуры в виде двумерного дерева ограничивает число и характер возможных вариантов решения возникающих проблем. При наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие организации с учетом технических и социальных изменений, темпы которых все больше и больше растут.

Существующая обстановка требует, чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться. Другими словами, необходимо динамическое равновесие. Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру.

Современные организационные структуры должны способствовать:

успешной реализации стратегии организации;

минимизации затрат на единицу конечного результата;

увеличению маневренности, например, при необходимости быстро менять ассортимент продукции;

повышению стратегической гибкости, выражающейся в возможности менять направления развития, сохраняя при этом минимальную конфликтность между текущей и перспективной деятельностью;

поддержанию собственной динамичности, способности изменять свои формы.

Иерархический тип структур управления.

Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):

 принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

 вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;

 принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;

 принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и координацию различных задач;

 принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;

 принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура).

Линейная организационная структура

Простейшей структурой управления является линейная. При такой организации управляющие воздействия на объект эксплуатации могут передаваться только одним доминантным лицом – руководителем, получающий информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц и принимающий решения (и, соответственно, отвечающий) по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта. Все функции управления и подчинения сосредотачиваются у руководителя, создается вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных. Подобная организация управления возможна только в небольших подразделениях, например, когда бригадир или мастер Линейная организационная структура - student2.ru непосредственно раздает поручения каждому работающему в подразделении.

Рис.1. Линейная структура управления

Преимущества линейной структуры:

 четкая система взаимных связей функций и подразделений;

 четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

 ясно выраженная ответственность;

 быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

 отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;

 тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

 малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

 критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом – разные;

 тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

 большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

 перегрузка управленцев верхнего уровня;

 повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Наши рекомендации