Интерорецепция и проприорецепция

Интерорецепторы (внутренние рецепторы) воспринимают воздействия физических и химических агентов тела: барорецепторы – реагируют на изменение артериального давления; осморецепторы – реагируют на изменение астматического давления в жидкостных средах (кровь, лимфа); хеморецепторы – их раздражителями являются химические вещества, накапливающиеся в крови; изменение пэаш (водородного потенциала) крови.

Проприорецепторы.

Анализируют сигналы, связанные с изменением мышечного напряжения, растяжением мышц, связок, суставов. Субъективные ощущения возникающие в связи с афферентной импульсацией проприорецепторов дают представление о положении тела и его частей в пространстве. Степень развития проприоцептивной чувствительности индивидуальна и определяет двигательную одарённость человека. Особенностью проприорецепторов является отсутствие адаптации.

15)Вестибулярная рецепция.

Обеспечивает поддержание положения тела. Поддержание равновесия осуществляется рефлекторно, без участия сознания. Различают вестибулярные рефлексы и вестибулярные реакции.

Вестибулярные рефлексы: статические – обеспечивают адекватное взаимное расположение частей тела, ориентация в пространстве (позные рефлексы), стато-кинетические рефлексы – реакции на двигательные стимулы, например выравнивание положения тела при ходьбе, когда человек споткнулся.

Вестибулярные реакции возникают при сильных внешних воздействиях на вестибулярный аппарат – вращение, ускорение, расхождение между зрительными и вестибулярными сигналами.

Виды вестибулярных реакций: вегетативные – головокружение, тошнота, тахикардия (учащение сердцебиения), брадикардия (замедление сердцебиения), кинестетические - нарушение равновесия.

Вегетативные рефлексы и реакции связаны с безопасностью человека.

Психомоторные способности человека

Это скорость реакции, координация движений, точность движений.

Время сенсомоторной реакции (латентный период) – время между началом воздействия на анализаторы и ответные реакции.

Скорость реагирования на раздражитель зависит от факторов: модальность (вид сигнала), интенсивность раздражителя (при возрастании интенсивности до определённого значения, время реакции снижается, затем практически не изменяется), тренированность (время реакции снижается да 10%), двигательный комплекс (рука нога левая правая), возраст и пол, сложность реакции (реакция с выбором).

Время реакции на сигналы разной модальности (миллисекунд): световые 160-220, слуховые 140-160, тепловые контакты 500-800, холодовые контакты 350-400, обонятельные 700-1000.

Психические процессы.

В принятии решений связанных с производственной деятельностью и безопасностью важную роль играют высшие психические процессы.

К ним относят: психологические процессы. Психологические свойства. Психологическое состояние.

Психологические процессы- состояние основы психического состояния человека и являестся динамическим отображением действительности его сохранения:

-эмоциональное

-психодинамическое

18)Память– свойство запоминания, сохранения и воспроизведения информации, непосредственно связанной с безопасностью деятельности, особенно оперативного характера. Оперативное запоминание тесно связано с забыванием. За первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается приблизительно на 65%. Для её восполнения необходимо проводить обучения, инструктаж и т. п.

Внимание– направленность сознания на определённые объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а так же сосредоточение сознания, которое предполагает повышенный уровень умственной или двигательной активности.

Восприятие – отражение в сознании предметов или явлений, при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и т.д.). Качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать правилам: актуальности и новизна; эмоциональность воздействия; краткость сообщений; и другие.

19)Мышление – процесс познания действительности, характеризующийся её обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации; ошибочное осмысление ситуации; недостаток знаний и опыта; ошибочные решения приводят к авариям, травмам, несчастным случаям.

Эмоции – переживания человеком какого-либо чувства. Типы эмоций: стенические (решимость, воодушевление, азарт, радость); астенические (боязнь, опасение, страх). Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека, что следует учитывать при допуске человека к тем или иным работам.

20)Настроение – общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определённого периода времени протекание отдельных психических процессов и поведение человека. Может стать причиной возникновения опасных ситуаций. Длительное эмоционально отрицательное настроение приводит к снижению трудоспособности , снижению активности, может стать причиной несчастных случаев.

Воля– форма психической активности индивида, которая характеризуется регулированием человеком своего поведения. Основные характеристики воли: осмысленности и направленность действий на достижение цели; осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Антиподом воли является нерешительность, импульсивность, внушаемость и т.п.

Мотивация – совокупность желаний, устремлений, побуждений, установок и т.п. Одним из важных мотивов является обеспечение безопасности деятельности. Неразвитость этого мотива или его ослабление может повлечь человека в опасную ситуацию.

Наши рекомендации