Организация управления предприятием

Управление предприятием - это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и доступные границы осуществления его деятельности; целесообразное построение системы управления предприятием во времени и пространстве в соответствии с деятельностью в социально-экономической системе и задачами повышения эффективности работы предприятия.

Предприятие как система состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы - подсистемы, являющейся объектом управления, и управляющей подсистемы - подсистемы, осуществляющей управление в системе

Объектом управления предприятия является его коллектив в процессе производственно-хозяйственной деятельности, заключающейся в выполнении работ, изготовлении продукции, оказании услуг.

Субъектом управления предприятия выступает административно-управленческий персонал, который посредством взаимосвязанных методов управления обеспечивает эффективную деятельность предприятия.

Воздействие субъекта на объект управления, т. е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.

Функции, уровни и общие принципы организации управления предприятием
На управление предприятием возлагаются следующие функции:

- образование системы управления,

-обеспечение функционирования предприятия в соответствии с поставленными целями, -совершенствование организационной структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с меняющимися внешней и внутренней средами предприятия.

Организация управления предприятием проявляется в последовательности использования организационных воздействий на участников производства.

Каждое воздействие предполагает, что руководители всех уровней должны обозначить проблемы и четко сформулировать задания для их решения, временной интервал, пределы допустимых отклонений, указать лиц, ответственных за исполнение решения.

В многоуровневой системе управления организация управления проявляется в порядке взаимодействия различных звеньев и уровней системы управления, который определяется стоящей целью, особенностями ситуации.

Аппарат управления на крупных предприятиях можно разбить на три основных уровня управления: высший - включающий совет директоров, комитеты, правление; средний - представленный центральными службами; низовой - оперативно-хозяйственные подразделения.

Существенной особенностью современной структуры управленческого аппарата крупного предприятия является отделение стратегических и координационных задач управления от оперативной деятельности.

Произошло четкое разграничение функций между тремя уровнями управления.

Высший уровень управления ориентирован на разработку целей и стратегий развития, координацию деятельности в масштабе предприятия, принятие важнейших производственно-хозяйственных и технических решений.

Средний уровень обеспечивает эффективность функционирования и развития предприятия путем координации деятельности всех подразделений.

Низовой уровень сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений, главной задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску продукции и получению прибыли.

Высшее руководство предприятия, представленное советом директоров и правлением, имеет следующее распределение функций: совет директоров осуществляет выработку общей политики, правление - ее практическую реализацию. Совет директоров выступает как организующее и направляющее звено, а принимаемые им решения служат основой для оперативной деятельности. Совет директоров играет роль координирующего органа. Он осуществляет согласование и увязку между собой деятельности различных служб управления на разных уровнях, обеспечивает проведение единой линии в руководстве предприятием.
В функции совета директоров входят:

- выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития предприятия;
- определение структуры капитала, распределение ресурсов, диверсификация производственных программ;

- организация процессов слияния и поглощения;

- осуществление внутрифирменной координации деятельности всех подразделений;
- контроль за выполнением решений.

Главные функции правления предприятия:

- осуществление текущего планирования;

- руководство научно-исследовательскими работами, производством и сбытом;
- разработка программ для реализации главных целей предприятия и руководство по их выполнению;

- принятие решений по организационным формам управления;

- делегирование полномочий должностным лицам на более низкие уровни управления;

- проведение кадровой политики;

- контроль за состоянием финансового положения предприятия.

Основным в деятельности центральных служб предприятия является обеспечение координации работы соответствующих функциональных подразделений на производстве. Она осуществляется по трем направлениям: по линии организации и обслуживания производственного процесса в рамках предприятия в целом; между центральными службами и аналогичной функциональной службой в производственном подразделении; по линии учета и контроля.
К общим принципам организации управления предприятием относятся:

- обеспечение максимально возможной управляемости предприятия;
- ориентированность на потребности рынка, запросы конкретных потребителей, достижение целей предприятия;

- обеспечение оптимального соотношения централизации и децентрализации управления;
- равномерность распределения объемов работ по уровням управления и исполнителям;

- обеспечение системы управления предприятием своевременной, достоверной и в необходимом объеме информацией;

- обоснованная необходимость управленческих процедур;

- упрощение системы управления предприятием;

- максимальное исключение влияния субъективных факторов на процесс управления;

- согласование процесса управления в пространстве и времени;

- использование современных технических средств в организационных формах управления;

- корректировка целей и программ в ответ на изменения рынка;

- постоянное стремление к повышению эффективности управления предприятием.

На крупных предприятиях руководители верхнего уровня управления редко общаются с подчиненными на низших уровнях, выполняющими большинство задач. Тем не менее, они несут ответственность за работу предприятия и своих подчиненных. Объем ответственности - вот одна из причин высоких окладов руководителей.

Если руководитель принимает ответственность за удовлетворительное решение задач, то предприятие должно предоставить ему требуемые ресурсы. Это осуществляется путем делегирования полномочий вместе с задачами. Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач подразделений и организации в целом.
Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее. Однако поскольку делегирование невозможно пока на должности нет работника, говорят о делегировании полномочий индивиду.

Полномочия всегда ограничены. Пределы полномочий на предприятии определяются политикой, стандартами (процедурами), правилами, должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Работники, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия, даже когда это необходимо для выполнения делегированных задач.
Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления предприятием.
Большая часть полномочий руководителей определяется традициями, культурой и обычаями общества, в котором предприятие функционирует. Руководители не могут делегировать полномочия, которые противоречат законам или культурным ценностям. Схема процесса передачи полномочий приведена на рис.2

Организация управления предприятием - student2.ru

Рис. 2 Схема процесса передачи полномочий

Имеются линейные и аппаратные (штабные) полномочия. Оба типа могут применяться в различных формах.

Линейными называются такие полномочия, которые передаются от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Только линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих непосредственных подчиненных на достижение стоящих целей. Обладающий линейными полномочиями руководитель имеет право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены законом, предприятием или обычаями.

Разновидности аппаратных (штабных) полномочий: рекомендательные полномочия, обязательные согласования, функциональные полномочия, линейные полномочия внутри аппарата. Следует иметь в виду, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности, делегирование редко бывает эффективным.

Процессы управления на предприятии: целеполагание, выработка, принятие и реализация решений.

Наши рекомендации