Предпочтения потребителя и полезность

В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей конкретных благ. Благо в теории потребления - это любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, то есть повышающий уровень его благосостояния. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (комплектах, или «корзинах»). Набор благ - это совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.

Рассмотрим график, представляющий потребительское множество (множество потребления) - множество всех реально возможных наборов потребляемых благ. Наглядным изображением потребительского множества является его геометрическая интерпретация, в которой множество потребления представляется в виде соответствующего пространства благ. Для этого каждый из отдельных видов благ, входящих в множество потребления, обозначается каким-либо номером в произвольной последовательности. Всего для п видов благ, входящих в набор, получается n номеров. Такому номеру ставится в соответствие одна из осей координат в конструируемом таким образом n-мерном пространстве. Тогда данное количество X блага данного i-го вида, входящее в набор, будет характеризоваться соответствующей величиной координаты X, откладываемой по данной i-й оси n-мерного пространства благ. Отложенные по всем n осям такого пространства благ, все координаты от x1 до xn и дадут в своей совокупности геометрический аналог данного набора A(X1, X2, ..., Xn). Очевидно, что им будет точка А в n-мерном пространстве, все координаты которой Xi будут равны соответственно всем количествам благ i-го вида, входящим в данный набор А.

В реально потребляемых наборах число видов благ n достаточно велико. Однако для изучения закономерностей процессов потребления мы вполне можем ограничиться всего двумя, используя аналогичность свойств всех n-мерных пространств, начиная с n = 2. Это означает, что все свойства и зависимости, определенные для двумерного пространства, будут справедливы и для соответствующих им свойств и зависимостей n-мерного пространства. Таким образом, мы получаем возможность широко использовать графики, выполненные на плоскости, то есть в пространстве с двумя координатами.

Если мы возьмем на таком графике точку А, координатами которой будут соответствующие количества первого (X1) и второго (Х2) видов благ в данном наборе А, то она и будет представлять набор А (рис. 7.1).

Предпочтения потребителя и полезность - student2.ru

Рис. 7.1

Соответственно все множество потребления в данном случае будет заключено между осями 1 и 2 (так как в любом наборе количество благ i-го вида не может быть отрицательным). Отметим, что потребительское множество должно быть замкнутым и выпуклым, то есть не содержать разрывов и пустых промежутков.

Вопрос 7.

Наши рекомендации