РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. Предпринимательская деятельность предприятия. 104
ЭКОНОМИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ
ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
Допущено
Учебно-методическим объединением
по образованию в области
производственного менеджмента
в качестве учебника для студентов,
обучающихся о специальности
060800 «Экономика и управление
на предприятии (по отраслям)»
МОСКВА
"ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА"
УДК 658(075.8)
ББК 65.29я73
Г90
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
кафедра экономики предприятий
Московского института государственного и корпоративного управления;
Н.С. Усков;
доктор экономических наук, профессор;
М.Д. Магомедов,
доктор экономических наук, профессор.
Грузинов В.П., Грибов В.Д.
Г90 Экономика предприятия: Учебник. Практикум. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 336 с.: ил.
ISBN 5-279-02847-9
Рассматривается практически весь круг вопросов, содержащихся в Государственном образовательном стандарте по этой дисциплине. Раскрываются экономические основы функционирования предприятия в условиях рынка, ресурсы предприятия и показатели их использования, экономические показатели деятельности предприятия (издержки, финансовые результаты, ценовая политика), излагаются вопросы управления предпринимательской деятельностью. Третье издание книги (2-е изд. — 2000 г.) дополнено материалом о стратегии развития предприятия, качестве и конкурентоспособности, об инновационной и инвестиционной деятельности, а также практикумом по основным темам курса.
Для студентов и преподавателей вузов, специализирующихся в области экономики и финансов, а также практических работников.
Оглавление
Введение. 5
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Предприятие в системе национальной экономики. 8
Глава 1. Структура национальной экономики. 8
1.1. Сферы, комплексы и отрасли экономики. 8
1.2. Структурная перестройка экономики России. 9
Глава 2. Предприятие – основное звено экономики. 11
2.1. Понятие и классификация предприятий. 11
2.2. Организационно-правовые формы предприятий. 12
2.3. Объединения предприятий. 16
2.4. Жизненный цикл предприятия. 17
Глава 3. Производственная и организационная структуры предприятия. 20
3.1. Производственная структура предприятия. 20
3.2. Организационная структура предприятия. 21
3.3. Инфраструктура предприятия. 24
Глава 4. Типы производства и организация производственного процесса. 26
4.1. Типы производства и их характеристика. 26
4.2. Производственный процесс и его содержание. 27
4.3. Производственный цикл. 28
4.4. Принципы организации производственного процесса. 30
4.5. Методы организации производственного процесса. 31
Вопросы для повторения. 34
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Ресурсы предприятия и показатели их использования. 35
Глава 5. Уставный капитал и имущество предприятия. 35
5.1. Уставный капитал. 35
5.2. Имущество предприятия. 35
Глава 6. Основные фонды предприятия. 37
6.1. Сущность и состав основных фондов предприятия. 37
6.2. Учет и оценка основных фондов. 38
6.3. Амортизация основных фондов. 39
6.4. Показатели использования основных производственных фондов. 40
Глава 7. Оборотные средства предприятия. 43
7.1. Состав и структура оборотных средств. 43
7.2. Кругооборот оборотных средств. 44
7.3. Нормирование оборотных средств. 47
7.4. Управление запасами. 50
Глава 8. Трудовые ресурсы предприятия. 54
8.1. Состав и структура кадров предприятия. 54
8.2. Управление кадрами (персоналом) 55
8.3. Производительность труда. 57
8.4. Организация и нормирование труда. 59
8.5. Оплата труда. 60
8.6. Мотивация труда. 61
8.7. Рынок труда. 63
Вопросы для повторения. 64
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Экономический механизм деятельности предприятия. 65
Глава 9. Стратегия развития предприятия. 65
9.1. Сущность и типы стратегий. 65
9.2. Выбор стратегии деятельности. 68
9.3. Функциональные стратегии. 70
Глава 10. Планирование деятельности предприятия. 72
10.1. Сущность и принципы планирования. 72
10.2. Виды планирования. 73
Глава 11. Производственная программа и производственные мощности предприятия. 75
11.1. Определение оптимального объема производства продукции. 75
11.2. Разработка и выполнение производственной программы.. 78
11.3. Производственные мощности предприятия. 81
Глава 12. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия. 85
12.1. Понятие и показатели качества продукции. 85
12.2. Государственные и международные стандарты и системы качества. 86
12.3. Управление качеством продукции. 88
12.4. Сертификация продукции. 91
12.5. Конкурентоспособность предприятия и его продукции. 93
Глава 13. Ценовая политика предприятия и методы ее реализации. 97
13.1. Ценовая политика предприятия. 97
13.2. Методы расчета цены.. 101
13.3. Ценообразование в различных типах рынка. 102
Вопросы для повторения. 103
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. Предпринимательская деятельность предприятия. 104