Глава 6 правила полетов
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ОПП)
1. Основные правила полетов в воздушном пространстве РФ, в дальнейшем именуемые сокращенно Основными правилами полетов, разработаны в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР, Положением об использовании воздушного пространства РФ, Инструкцией по применению Положения об использовании воздушного пространства РФ и определяют общий порядок организации, выполнения, обеспечения полетов и управления воздушным движением, гарантирующий безопасность полетов.
2. Основные правила полетов обязательны для выполнения всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями РФ (в дальнейшем, если это специально не оговорено, - ведомствами), которые имеют воздушные суда.
3. Наставления, инструкции, руководства и другие документы, издаваемые ведомствами по организации, выполнению, обеспечению полетов и управлению воздушным движением, должны соответствовать требованиям Основных правил полетов и согласовываться с главнокомандующим ВВС или командующими ВВС военных округов в соответствии с Инструкцией по применению Положения об использовании воздушного пространства РФ.
4. Командиры (начальники), летный состав и другие лица, деятельность которых связана с организацией, выполнением, обеспечением полетов, управлением воздушным движением и контролем за порядком использования воздушного пространства РФ, обязаны знать и выполнять требования Основных правил полетов.
5. В случае установления факта нарушения Основных правил полетов (уклонения от их выполнения) должностные лица обязаны немедленно принять меры к пресечению нарушения и доложить о нем своему непосредственному начальнику.
(Выписка из ОПП)
Глава 1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Аэродром - участок земной или водной поверхности, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.
Аэродром горный- аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря.
Аэродром в горной местности - аэродром, расположенный в местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома.
Аэродром запасный - аэродром, предназначенный для посадки воздушного судна в случае, когда использование основного аэродрома невозможно. Запасным может быть также и аэродром вылета.
Аэродром основной- аэродром, на котором посадка воздушного судна предусмотрена заданием на полет.
Боковая полоса безопасности (БПБ) -специально подготовленный участок аэродрома, примыкающий к боковой стороне ВПП и предназначенный для обеспечения безопасности при взлете и посадке воздушных судов
Болтанка - беспорядочные колебания воздушного судна, возникающие при полете в условиях турбулентности атмосферы.
Взлетно-посадочная полоса (ВПП)- часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов.
Видимость - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются объекты.
Видимость на ВПП (взлетная) -видимость в направлении взлета воздушного судна из определенной точки, расположенной над ВПП на высоте, соответствующей уровню глаз командира воздушного судна в момент взлета.
Видимость на ВПП (посадочная)- видимость порога ВПП с высоты полета воздушного судна на предпосадочной прямой.
Видимость полетная - видимость объектов в воздушном пространстве и на земной (водной) поверхности из кабины воздушного судна в полете.
Видимость метеорологическая - видимость, определяемая органами метеорологической службы.
Воздушная обстановка - одновременное взаимное расположение воздушных судов и других материальных объектов в определенном районе воздушного пространства.
Воздушная трасса СССР- коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для выполнения полетов воздушных судов и оборудованный средствами 'управления, контроля и радионавигации.
Время полета воздушного судна - период с момента начала движения воздушного судна при взлете или отрыва от земной (водной) поверхности (палубы корабля) при вертикальном взлете до момента окончания его пробега при посадке или касания земной (водной) поверхности (палубы корабля) при вертикальной посадке,
Высота полета- общий термин, означающий расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна.
Высота полета абсолютная - высота полета от уровня моря.
Высота полета истинная - высота полета от уровня точки на земной (водной) поверхности, находящейся непосредственно под воздушным судном.
Высота полета относительная - высота полета от уровня условно выбранной точки.
Высота безопасная - минимальная допустимая высота полета, гарантирующая от столкновения воздушное судно с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней.
Высота нижней границы облаков - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков.
Высота перехода - установленная высота для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе заданного эшелона.
Высота принятия решения - установленная высота, на которой командир воздушного судна должен принять решение о посадке или уходе на второй круг.
Давление на аэродроме - атмосферное давление на уровне порога ВПП.
Давление стандартное - атмосферное давление на среднем уровне моря в соответствии с параметрами стандартной атмосферы. Согласно ГОСТ 4401-81 числовое значение стандартного давления равно 1013,25 гПа, что соответствует 760 мм рт. ст. или 1013,25 мбар.
Задание на полет (полетный лист) - документ установленной формы, разрешающий командиру воздушного судна выполнение полета.
Заявка на полет- документ установленного образца, содержащий необходимые данные для обеспечения полета.
Зона аэродромная (пилотажная)- воздушное пространство установленных размеров для отработки техники пилотирования и других полетных заданий.
Зона запретная - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов запрещены.
Зона ограничения - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов ограничены определенными условиями.
Зона опасная -воздушное пространство над открытым морем установленных размеров, в пределах которого в определенный период может осуществляться деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов воздушных судов.
Зона ожидания - воздушное пространство установленных размеров, расположенное, как правило, над радионавигационной точкой аэродрома (района аэродрома, аэроузла), предназначенное для ожидания воздушными судами своей очереди захода на посадку или подхода к аэродрому.
Зона (коридор) специальная- воздушное пространство установленных размеров, предназначенное для выполнения испытательных полетов, дозаправки топливом в воздухе, полетов на малых и предельно малых высотах, пусков ракет, воздушных стрельб и других специальных полетов.
Зона (район) УВД - воздушное пространство установленных размеров, в котором орган УВД осуществляет свои функции.
Командир воздушного судна - летчик (пилот), являющийся старшим в экипаже и несущий ответственность за выполнение и безопасность полета воздушного судна.
Контрольная точка аэродрома (КТА) -точка, определяемая геодезическими координатами, как правило, центра ВПП аэродрома.
Концевая полоса безопасности (КПБ)- специально подготовленный участок аэродрома, примыкающий к торцу ВПП и предназначенный для обеспечения безопасности при взлете и посадке воздушных судов
Круг полетов (схема полета по кругу) - маршрут, установленный в районе аэродрома, по которому или по части которого выполняется набор высоты после взлета, снижение для захода на посадку, ожидание посадки, выполнение полета над аэродромом или выход воздушного судна за пределы аэродрома.
Летная полоса - определенная площадь, которая включает взлетно-посадочную полосу, боковые и концевые полосы безопасности.
Летный состав- лица, имеющие специальную подготовку и выполняющие свои функциональные обязанности в полете в составе экипажа по пилотированию, самолетовождению, эксплуатации воздушного судна, его систем и оборудования.
Местная .воздушная линия (МВЛ)- коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине и предназначенный для выполнения полетов воздушных судов при осуществлении местных воздушных сообщений.
Местность горная- местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км, а также местность с превышением над уровнем моря 1000 м и более.
Местность холмистая - пересеченная местность с относительными превышениями рельефа от 200 до 500 м в радиусе 25 км.
Местность равнинная - местность с относительными превышениями рельефа менее 200 м в радиусе 25 км.
Метеорологическая информация - сведения, сообщения о фактической и прогнозируемой погоде, поступающие от органов метеорологической службы и экипажей воздушных судов.
Минимум командира воздушного судна- минимально допустимые значения высоты нижней границы облаков и видимости, при которых командиру воздушного судна разрешается выполнять взлет, посадку или визуальный полет по маршруту на данном типе воздушного судна.
Минимум воздушного судна - минимально допустимые значения высоты нижней границы облаков и видимости, при которых летно-технические характеристики воздушного судна и его оборудование в сочетании с наземной посадочной системой аэродрома позволяют безопасно производить взлет и посадку.
Минимум аэродрома - минимально допустимые значения высоты нижней границы облаков и видимости, при которых в зависимости от рельефа местности, препятствий на ней, наземных посадочных систем обеспечивается безопасность взлета, захода на посадку и посадки воздушных судов на данном аэродроме.
Опасное сближение - не предусмотренное полетным заданием схождение воздушных судов между собой или с другими материальными объектами на интервалы менее половины установленных настоящими Основными правилами полетов, в результате которого возникает безопасность их столкновения.
Орган УВД - общий термин, означающий в соответствующих случаях центр Единой системы управления воздушным движением СССР, ведомственный командный, диспетчерский или другой пункт, выполняющий в пределах своей компетенции функции планирования и координирования использования воздушного пространства, непосредственного управления полетами (воздушным движением), контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства и режима полетов в установленных для них зонах и районах.
Переходный слой воздушное пространство между высотой перехода и эшелоном перехода.
Полет визуальный - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту и земным ориентирам.
Полет по приборам - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем по пилотажным и навигационным приборам.
Полоса воздушных подходов - воздушное, пространство в установленных границах, примыкающее к торцу ВПП и расположенное в направлении продолжения ее оси, в котором воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.
Порог ВПП- начало участка ВПП, предназначенного для приземления воздушных судов.
Посадочная площадка - земельный (водный) участок, пригодный для взлета и посадки воздушных судов.
Потеря ориентировки - обстановка, при которой экипаж воздушного судна не знает и не может определить своего местонахождения с точностью, необходимой для продолжения дальнейшего полета в целях выполнения полетного задания.
Превышение аэродрома- абсолютная высота наивысшей точки ВПП.
Пункт обязательного донесения (ПОД)- определенная географическая точка, относительно которой экипаж должен сообщить органу УВД местоположение воздушного судна.
Район аэродрома- воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Район ответственности за поисково-спасательное обеспечение -участок местности и воздушное пространство над ним, в границах которого ответственность за поисково-спасательное обеспечение возложена на соответствующее должностное лицо.
Район поисково-спасательных работ - участок местности и воздушное пространство над ним, в границах которого осуществляются поиск и спасание экипажа и пассажиров воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие.
Режим полета -параметры полета воздушного судна.
Рубеж ухода на запасный аэродром - рубеж, установленный на линии пути воздушного судна, удаленный от запасного аэродрома на расстояние, с которого данное воздушное судно может выполнить полет и произвести посадку на этом запасном аэродроме с остатком топлива не менее минимально установленного.
Рубеж передачи управления полетом - рубеж, установленный на линии пути воздушного судна, с которого непосредственное управление полетом данного судна передается от одного органа УВД другому.
Управление воздушным движением (УВД)- планирование, координирование и непосредственное управление движением воздушных судов, а также контроль за соблюдением порядка использования воздушного пространства и режима полетов.
Эшелонирование- общий термин, означающий вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы, обеспечивающие безопасность воздушного движения.
Эшелонирование вертикальное- рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы.
Эшелонирование продольное - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути.
Эшелонирование боковое - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути.
Эшелон полета - установленная высота полета воздушного судна относительно изобарической поверхности, соответствующей стандартному давлению.
Эшелон минимальный безопасный - ближайший к безопасной высоте расчетный эшелон полета, но не ниже безопасной высоты.
Эшелон перехода- установленный эшелон для перевода шкалы давления барометрического высотомера со стандартного давлений на давление аэродрома или минимальное атмосферное давление, приведенное к уровню моря. Эшелоном перехода является нижний эшелон района аэродрома (аэроузла).
(Выписка из ОПП)
Глава 6 ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ
Классификация полетов
45. Полеты воздушных судов в воздушном пространстве РФ подразделяются:
1) по правилам выполнения:
- полеты по правилам визуальных полетов (ПВП);
- .полеты по правилам приборных полетов (ППП);
2) по месту выполнения:
- аэродромные - полеты, выполняемые в районе аэродрома (аэроузла), а при необходимости - в дополнительно выделенном воздушном пространстве под непосредственным управлением органа УВД аэродрома;
- трассовые - полеты по воздушным трассам РФ и МВЛ;
- маршрутные - полеты по маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ;
- маршрутно - трассовые полеты по воздушным трассам РФ (МВЛ) и по маршрутам вне их (в одном полете);
- другие полеты, выполняемые в специально установленных районах и зонах;
3) по условиям пилотирования и самолетовождения:
- визуальные полеты;
- полеты по приборам;
4) по метеорологическим условиям в соответствии с наставлениями по производству полетов:
- полеты в простых метеорологических условиях (ПМУ);
- полеты в сложных метеорологических условиях (СМУ);
5) по времени суток:
- дневные - выполняемые в период между восходом и заходом солнца;
- ночные - выполняемые в период между заходом и восходом солнца;
- смешанные - при выполнении которых в период от взлета до посадки происходит переход от дневного полета к ночному или наоборот;
6) по физико-географическим условиям:
- над равнинной и холмистой местностью;
- над горной местностью;
- над пустынной местностью;
- над водной поверхностью;
- в полярных районах Северного и Южного полушарий;
7) по высоте выполнения:
- на предельно малых высотах - от 0 до 200 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;
- на малых высотах - от 200 до 1000 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;
- на средних высотах - от 1000 до 4000 м включительно;
- на больших высотах - от 4000 до 12000м (до тропопаузы) включительно;
- на полеты в стратосфере - выше 12 000 м (выше тропопаузы);
8) по количеству пролетаемых районов и зон УВД:
- районные - полеты в пределах воздушного пространства одного района УВД районного центра ЕС УВД;
- зональные - полеты в пределах воздушного пространства двух и более районов РЦ ЕС УВД одной зоны УВД;
- межзональные - полеты в пределах воздушного пространства двух зон УВД и более.
46. Классификация полетов воздушных судов по назначению, а также иная классификация полетов устанавливается наставлениями по производству полетов.