Объективные закономерности развития машиностроения
Продукция машиностроения формирует активную часть производственных фондов всех отраслей народного хозяйства. Продукция машиностроения активно применяется:
· для повышения производительности и эффективности труда;
· для расширения номенклатуры выпускаемой продукции;
· для увеличения объёма выпуска продукции и оказания услуг.
Эти условия объясняют объективную закономерность развития промышленности: темпы роста производства продукции в машиностроении выше, чем в других отраслях промышленности и народного хозяйства в целом, которые потребляют машины.
Показатели темпов роста производства в машиностроении могут постоянно изменяться под влиянием развивающихся потребностей общества, масштабов и темпов НТП, а также возникновения и развития новых и отмирания старых отраслей.
Соотношение между отраслями по стоимости производимой продукции определяется ростом физического объёма производства и изменением производительности труда по каждой отрасли. Объективная зависимость между изменениями масштабов и темпов развития всего машиностроительного производства и его отдельных подотраслей, а также изменение масштабов и темпов развития прочих отраслей промышленности, обслуживаемых машиностроением, определяется, как правило, по физическому объёму продукции на основе показателя коэффициента опережения по формуле:
Т маш
К опер = -------------- , (3)
Т пром
где Т маш – темп роста объёма продукции машиностроения (или его отдельных подотраслей);
Т пром – темп роста объёма продукции всей промышленности (или её отдельных отраслей).
Зная планируемую величину К опер, можно определить, в каких масштабах должно развиваться машиностроение в планируемом периоде для обеспечения необходимого уровня роста и развития отраслей, потребляющих машины, с учётом влияния технического прогресса. При этом рост выпуска продукции машиностроения должен предшествовать во времени планируемому росту выпуска продукции той отрасли промышленности, для которой эта продукция предназначена.
В настоящее время в целях эффективного развития машиностроительной промышленности и оптимизации её отраслевой структуры разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий.
На предприятиях активизировалась работа по оптимизации мощностей, реструктуризации активов, проведению сертификации, освоению новых видов машиностроительной продукции и повышению качества.
В ближайшей перспективе (2004-2010 гг.) намечены прогрессивные структурные сдвиги не только между отраслями машиностроения, но и внутри каждой отрасли. С этой целью разработаны ряд программ, которые будут способствовать ускоренному развитию тех или иных отраслей машиностроения.
Так, для развития автомобильной промышленности предусмотрено:
— принятие программы «Развитие автомобильной промышленности на период до 2005 г.», реализация которой обеспечит удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков за счет отечественного производства легковых автомобилей;
—принятие дополнительных мер по привлечению инвестиций и реализации проектов производства автомобильных компонентов, что позволяет увеличить в дальнейшем объем производства и продаж прогрессивных видов автомобильной техники и организовать дополнительно рабочие места;
—организация федерального научно-исследовательского центра по автомобилестроению, что позволит объединить научные кадры, исследовательскую и испытательскую базы научных организаций повысить эффективность работы отраслевой науки.
Для реформирования и развития станкостроительной и инструментальной промышленности - реализация федеральной целевой программы «Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленности России на период-до 2010 г.», что позволит создать мобильную структуру эффективных предприятий, сформировать ядро действующих предприятий по выпуску действительно конкурентоспособного оборудования с переходом на комплектную поставку оборудования с монтажом, наладкой и сервисным обслуживанием.
Для стабилизации развития энергетического машиностроения и реализации энергетической стратегии России с целью обеспечения энергетической независимости страны: разработка и принятие «Стратегии развития энергетического машиностроения России до 2010 г.».
Для стабилизации развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения:
- утверждение «Стратегии развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения»;
- организация научно-технического центра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, в состав которого предлагается включить научно-исследовательские институты, имеющие в своем акционерном капитале доли государственной собственности.
Подобные программы были разработаны и в других отраслях машиностроения, что будет способствовать совершенствованию его отраслевой структуры, увеличению объемов производства и повышения качества выпускаемой продукции.
Все эти программы являются составной частью стратегии развития машиностроительного комплекса на период до 2010 г.
Помимо вышеперечисленных стратегий и концепций сюда вошли стратегии развития строительно-дорожного и коммунального машиностроения, электротехнической промышленности, машиностроения для текстильной и легкой промышленности, транспортного машиностроения, нефтегазового машиностроения, а также отрасли приборостроения.