Роль малого предпринимательства в развитии рынка
Согласно ФЗ о гос. поддержке малого предпринимательства в РФ, к субъектам малого предпр. (МП) отнесены организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, ее субъектов, общественных и религиозных орг-ий, благотворительных и иных фондов не более 25%, доля принадлежащая 1 или нескольким юр. лицам, не являющимся субъектами МП не более 25% и где численность средняя работников за отчетный период не превышает: в промышленности , строительстве, транспорте - 100 чел., в с/х, научно-технической сфере - 60, оптовая торговля - 50, розничная торговля и бытовое обслуживание населения -30, и остальные - 50.
Под субъектами МП понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимат-ой деят-тью без образования юр.лица. В настоящее время вопрос развития МП в России включен как один из важнейших в программу демонополизации нар. хоз-ва страны. Предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств: выделение самостоятельных производственно-хоз-ных блоков, выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий, создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных. Формирование малых структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мировым хоз-ным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий разнообразного профиля практически во всех отраслях. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности пр-ва. Малых с средних фирм особенно много в наукоемких видах пр-в, а также в отраслях, связанных с пр-вом потребительских товаров.
Преимущества МП: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры, пр-во малыми партиями, исключение лишних звеньев управления. В свою очередь развитие мелкого и среднего пр-ва создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда, создаются доп. рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор, идет насыщение рынка товарами и услугами, повышение экспортного потенциала, лучшее использование местных сырьевых ресурсов. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих способностей и использования свободных производственных мощностей. Малые предприятия играют большую роль во всем мире. МП обеспечиваю 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу в этих странах. Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых мех-мов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых не выгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли МП в экономике общества. Вклад МП в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен. Объясняется это как и общим спадом пр-ва, и разрывом хоз-ных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем МП как неустойчивая предпринимательская структура наиболее зависима от колебаний рынка, нуждается в разносторонней государственной поддержке. В России гос. поддержка в основном сводилась к системе налоговых льгот на прибыль. Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России остается кредитование и в особо трудном положении оказываются частные малые предприятия, невозможность получения кредита для которых исключает способность конкурировать с другими предприятиями.
В западных странах выделяют следующие виды малых предприятий:
Коммутанты - МП этой группы преимущественно специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей и систему субподряда. С их помощью крупное предприятие освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного пр-ва.
Патиенты - предприятия этой группы специализируются на изготовлении конечной продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производства продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных предприятий и иногда могут составить серьезную конкуренцию благодаря высокому качеству выпускаемой продукции.
Эксплеренты - так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытной партии товаров.